Открытый урок по русскому языку по теме "Синтаксические и пунктуационные особенности сложноподчиненного предложения"

Разделы: Русский язык


Ход урока

  1. Орг. урока
  2. Сообщение темы и задач урока.(1 мин.)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по теме “Сложноподчинённое предложение”, которую построим на литературном материале. Но чтобы приступить к выполнению практических заданий, нам необходимо вспомнить теоретический материал. В этом поможет нам задание, направленное на развитие такого качества, как избирательность внимания. Это упражнение также способствует формированию тезауруса.

3. Упражнение на избирательность внимания.+ взаимопроверка. (3 мин)

Такое качество, как избирательность внимания нам необходимо для того, чтобы быстро уметь быстро выбрать из множества однородных, похожих необходимый грамматический объект, а потом уже производить с ним какие-либо операции.

Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком “+” в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются истинными.

Утверждения

+
1. Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений  
2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.  
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.  
4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.  
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.  
6. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.  
7. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.  
8. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.  
9. Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.  
10. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.  
11. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: однородное, параллельное и последовательное.  
12. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: сочинительное, подчинительное и бессоюзное.  

Ключ к заданию: 2, 5, 6, 7, 9, 10, 11

4.Комплексный анализ текста, записанного на доске. (10 мин.)

Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.

(Ю. Айхенвальд)

а) Пунктуационно-синтаксический анализ текста публицистического стиля.

- Один учащийся работает у доски (комментирует знаки препинания, определяет типы СПП, составляет схемы), а все остальные выступают экспертами ответа.

1-е пр-е – СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.

2-е пр-е – тире для особого выделения, обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова. Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.

3-е пр-е – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий.

- Вот какие разные синтаксические конструкции встретились в этом небольшом тексте.

б) Стилистический анализ.

- А теперь посмотрим на этот текст с другой стороны, на его содержательную наполненность.

- Понятно, что это текст, как бы вы это доказали?

- Определите его стиль. (Публицистический)

- Тип речи? (Рассуждение) 1-е пр. – тезис, 2-3 – аргументы, доказательства.

- А как вы понимаете значение слова “всепоэт”?

- Как автор доказывает, что Пушкин – “всепоэт”, на какие особенности его творческой манеры при этом ссылается?

(Как эхо, способен “страстно откликнуться” на любое событие. Он не ограничивается одной-двумя темами в своем творчестве – он многогранен).

5.Анализ стихотворения Жана Робертэ “Над родником от жажды умираю…” (10 мин)

- На последнем уроке литературы мы с вами рассматривали особенности философской лирики А. С. Пушкина. И сегодня мне хотелось бы продолжить разговор о поэзии на примере стихотворения другого поэта Жана Робертэ. Это французский поэт 15 века. Его поэзией интересовался Пушкин и, оценивая творчество Жана Робертэ, говорил: “Он развивал мысль о том, что человек одинок среди людей”. А парадокс называл “главным, излюбленным приёмом его творчества” Странно звучит. Но давайте прочитаем одно стихотворение этого поэта и попытаемся проникнуть в его художественный мир.

Над родником от жажды умираю.

Мне сладко то, что горьким должно быть.

К внушающим вражду любовь питаю.

Враждую с теми, кого след любить.

Хвалю всех тех, которых след хулить.

Я зло охотней, чем добро, приму.

Ищу того, чего искать напрасно.

Не верю в то, что ведомо уму.

Уверен в том, в чём сомневаюсь страстно.

( Жан Робертэ)

- Каким вы представляете лирического героя?

(Человек, который противостоит сложившимся в обществе нравам, законам)

( Человек, который понимает истину, но осознанно отвергает её)

(Человек, который сломлен чем-либо и вынужденно идёт по ложному пути, отвергая законы общества)

(Человек, который сам себя мучает и лишает удовольствия, может, быть, чтобы пройти наказание муками совести за некий грех. Наказание – в 1-ой строке, а внутреннее состояние лир героя – всё остальное)

- Слово “родник” - это метафора. Как вы её объясните?

(Родник даёт жизнь реке, озеру, питает их. Родник – это ключевая вода, очень чистая, которая питает всё живое и человека в том числе. Но лирический герой отказывается от этого дара – “от жажды умираю” - не хочет брать то, что ему преподносит жизнь, причём, делает это сознательно. Может быть, он большой грешник и наказывает сам себя).

- Какие ещё средства помогают автору воплотить идею?

(Синтаксический параллелизм)

- Стихотворение наполнено СПП. Часто ли мы их встречаем в поэзии? ( Чаще в типе речи рассуждение, когда автор пытается создать атмосферу непринуждённой беседы с читателем, словно повествует о чём-либо)

А как вы определите жанровую особенность этого стихотворения?

(Стихотворение-размышление, стихотворение-исповедь, стихотворение-внутренний портрет).

- Наверное, вам будет интересна история появления этого стихотворения. Ещё в 15 веке опальный монарх Карл Орлеанский жил безвыездно в своём замке, и замок этот был центром культурной жизни Франции и местом поэтических турниров. Однажды поэтам была предложена строка “От жажды умираю над ручьём”. Более ста человек приняли участие в поэтической разработке этой темы. Победили трое: изгнанный монарх и поэт Карл Орлеанский, разбойник и поэт Франсуа Вийон и находившийся в ладу с обществом, с миром тоже поэт Жан Робертэ. Эти три варианта были изданы только в 18 веке в сборнике “Поэзия как музыка души”. Название сборника полностью отражало содержание поэтических миниатюр.

7. Творческая работа с последующей проверкой.(12 мин.)

- Послушайте ещё раз это стихотворение, попробуйте представить лирического героя, проникнуться его настроением и потом напишите свой эмоциональный отклик в виде эссе.

8. Итог урока (1-2 мин).

- Чем полезен был для вас этот урок?

Повторили сложноподчинённое предложение, развивали воображение и избирательность внимания, анализировали стихотворение, учились “чувствовать” и откликаться на чужие чувства.

9. Домашнее задание.

Я вам предлагаю ещё два варианта этого стихотворения, авторами которых являются Франсуа Вийон и Карл Орлеанский. Прочитайте, осмыслите и составьте сопоставительный анализ, используя СПП.