Риторика, 4-й класс." Художественное и деловое описание"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


 

Урок "Риторика". Деловое и художественное описание.

Цели:

повторить изученное о типе описание;

познакомиться с двумя типами описания – деловым и художественным;

составлять два типа описания; развивать речь.

Групповая форма работы

Оборудование:

учебник Т.А .Ладыженская  «Детская риторика», энциклопедия, картинки для описания

I  Орг. момент

II Повторение изученного

Речевая разминка

1)«Нюхаем фиалку»

2) На доске                                                                                     

Их видимо – невидимо,                                      
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Весёлых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть–чуть поколдовали
И сделали цветок.  

- Прочитать текст. стихотворения
- О каком цветке в нём говорится? (о незабудке)
- Почему вы так решили?
- Что вам помогло определить, о каком цветке идёт речь? (признаки…)
- Какого типа текст этого стихотворения? (описание)
- Закройте глаза, представьте полянку, покрытую цветами, теперь прочитайте это стихотворение, как прочитать

(1-2 стр. с восторгом 3-4 стр. с удивлением остальное загадочно).


Вспомним всё, что знаете об этом типе описание.

(Описание – это текст об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов. Описание отвечает на вопрос

АКОЙ? Для описания нужны прилагательные.
Описание даётся для того, чтобы читатель или слушатель видел предмет описания, представил его).

У детей на столе.

Схема.  План. Используй для сравнения.

Общий признак

Признаки частей

Оценка предмета

Предмет и его признаки

Что? – какое?

Что? На чём?

как будто

словно

похоже.


III  Изучение нового материала

Прочитать текст о «белой траве».

№ 128

Что именно говорит В.Солоухин о цвете, размере, количестве, запахе цветов? Ты, конечно, знаешь, что описание — тип тек . Ты встречался(лась) с этим типом текста довольно часто, читая сказки, повести, рассказы, загадки, справочники, учебники, объявления, рекламы и т.д. Определи тему текста. На какой вопрос отвечает этот тип текста? Что именно говорит В.А. Солоухин о цвете, размере количестве, запахе цветов?

БЕЛАЯ ТРАВА

...Но всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку
<...> Еще и потому невозможно не залюбоватъся  этим растением, что едва лишь пригреет солнце, кaк от белого цветового облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

* Почему выделенные слова можно назвать скрепами?Как относится писатель к «белой траве»? Свой ответ подкрепи словами из текста.


№129

Какой видится В.А. Солоухину " белая трава"

Запиши свой ответ.

ОПИСАНИЕ

какой? 

Описания растения: мелкие, белые цветки не одном стебле; высокое; большое количество мелких цветков; крепкий медвяный аромат

№ 130

В каком стиле описывается одуванчик? (в художественном).

Какие особенности цветка описываются в стихотворении В. Серовой?

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

№ 131 Прочитайте об одуванчике из энциклопедии.

Чем отличается деловое описание от художест­венного?

ОДУВАНЧИК — многолетнее травянистое растение. У него желтые цветки и семена с пушистыми во­лосками, которые разносятся ветром.
Растет вдоль дорог, у жилья. 200 видов.

№ 132

Нарисуй два одуванчика, как они описаны в стихотворении В. Серовой и в энциклопедии.

В СТИХОТВОРЕНИИ

В ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ВЫВОД: Чем отличается деловое описание от художественного?

Описание.   

Деловое Художественное

Дать точную характеристику объекта.

Инструкции, объявления, научное описание
предмета, явления, понятия 

Передать личное восприятие автора,

письма,  рассказа, стихотворения, загадки.

2) Предлагаю вам создать книгу о ромашке.

I группа. В деловом стиле (из энциклопедии).

II группа. Текст для передачи научного описания предмета.

III группа. Стихотворение придумать.

IV группа. Сочините загадку.

Презентация книги.

IV  Закрепление.

I группа. По описанию найти комнатные растения.

II группа. Вы у друга увидели попугая, постарайтесь описать маме так, чтобы она          
захотела вам купить и не ошиблась в покупке.

III и IV группы  Дано объявление:

Пропала кошка очень хорошая. Пропала собака очень красивая. Телефон 581-12-17.
Что не написала хозяйка. Составить описание.

4) Игра «Отгадай цветы, животные, птицы?»

Опишите так, чтобы остальные ученики смогли назвать этот предмет. (художественный или научный стиль).

5)   Итог

№134

Прочитай отрывок из книги Ю.К. Олеши «Ни дня без строчки». Откуда писатель увидел сосну и в какое время? Что его поразило?

Я помню сосну на каком-то холме, пронесшемся мимо меня в окне вагона. Она была чуть откинута на­зад, что было великолепно при ее высоте, была осве­щена закатом, причем не вся, а только в своей вер­шине, где ствол стал от заката румяным, а хвоя глубоко-зеленой...
Этот ствол уходил косо, как уходит лестница, в не­бо. Эта хвоя-венец — темнела в синеве и как бы ходи­ла там, образуя круг...
Я запомнил на всю жизнь это дерево, которое, по всей вероятности, и еще стоит все там же на холме, все так же отклонившись

Домашнее задание. №135

Опиши дерево, которое тебе нравится. Как оно выглядит в разное время года; в течение дня (ранним утром, днем, в сумерках и т.д.), в дождливую или в солнечную погоду и т.д. Выбери и уточни тему описания, озаглавь его.

Итог:

напишите  «Мне понравилось на уроке…..»,  используя художественное или деловое описание.