Работа с родителями в рамках реализации духовно-нравственного воспитания

Разделы: Работа с родителями


Цели: формирование духовной личности, постоянного интереса к процессу воспитания детей в школе и заинтересованности в преемственности школа – семья.

Оформление:

  1. Основные правила нравственного воспитания:
  • «Не делайте другим того, чего не желаешь себе».
  • «Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности».
  • «Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество».
  • «Будьте законопослушными, не допускайте нарушение правопорядка».
  1. Высказывание: «Будьте самими собой, ищите собственный путь. Познайте себя прежде, чем захотите познать детей. Прежде чем наметить круг их прав  и обязанностей, отдайте себе отчет в том, на что способны вы». Януш Корчак (польский писатель, директор детского дома).
  2. Просмотр видеофильма «Адажио», представленного Институтом «Открытое общество» (Фонд СОРОСа), автора Гарри Бардин, школьная военно-спортивная игра «Зарница-2007».
  3. Выступление агитбригады по ЗОЖ.
  4. Исполнение башкирского танца.
  5. Исполнение песни «Как прекрасен этот мир».

Предварительная подготовка:

1. Анкетирование учащихся «Семья глазами ребенка».
2. Памятка для родителей.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

1. Вступительное слово заместителя директора по учебно-воспитательной работе

– Добрый вечер, уважаемые гости, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас  в нашем зале. Сегодняшнюю встречу, мы представим в виде устного журнала, тема которого «Духовно-нравственное воспитание».
На нашей конференции присутствуют гости:

1. Инспектор отдела образования.
2. Ответственный  секретарь комиссии по делам несовершеннолетних.

Ведущий 1. В силу сложившихся социально-экономических условий развития России и кризиса, который она переживает, проблема духовно – нравственного становления и развития подрастающего поколения становится одной из самых сложных и важных. Нравственное воспитание несет систему ценностей, которая определяет траекторию человеческой жизни, предохраняющую душу человека от зла. Вот почему необходимо определить систему человеческих ценностей, которая может быть положена в основу нравственного воспитания.

Ведущий 2. Мы хотим вам предложить фильм «Адажио», представленный Институтом «Открытое общество» автора Гарри Бардина (Фонд СОРОСа).
После просмотра этого фильма появляются вопросы – Как жить вместе? Как жить с непохожими на нас людьми? Удастся ли человечеству обеспечить общежитие представителей разных рас и народов, этносов и социальных классов, вероисповеданий и культур? Существует ли компромисс между меньшинством и большинством, голосом личности и шумом толпы? И почему мы разные? Или нам просто так кажется? Чем мы отличаемся друг от друга? А может быть вообще нет отличий? Давайте перечислим возможные различия, живущие в нашем сознании (сами участники мероприятия перечисляют): внешность, возраст, национальность, раса, отцы и дети, вероисповедание (религия), инакомыслие, мнение, взгляды на жизнь, социальные различия, материальное положение, профессия, образование и воспитание, жизненный опыт, привычки, пол.

(Исполняется башкирский танец).

Ведущий 1. Этот фильм о ценностных отношениях человека к человеку, выражающихся в признании, принятии и понимании иных культур, иных  ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также о сознании быть другим. Такое терпимое отношение друг к другу принято называть толерантностью.

Ведущий 2. Толерантное отношение находит свое место в нравственной культуре личности человека. Вот почему важно формировать в семье условия общественно – полезных духовных свойств.
Когда мы нетерпимы или нетолерантны к другим, это поражает конфликты и ненависть. Задумайтесь, пожалуйста, над этим.

Ведущий 1. Чтобы убрать из сознания все перечисленные проявления нетолерантности, давайте озвучим слова толерантности или близкие к этому слову.

Работа с залом. На ватмане пишутся слова: сотрудничество, компромисс, партнерство, терпимость, многообразие, уважение, любовь, взаимодействие, принятие, договор, умение общаться, уступки взаимопонимание, человечность, доброжелательность, интеграция, сообщество, содружество, гуманизм, открытость, доверие, мультикультурность, плюрализм, гармония, солидарность, гражданское сознание, свобода, диалог, прогресс, мир.

Ведущий 2. Сегодня мы рассмотрим 4 правила нравственного воспитания. Первой страничкой нашего устного журнала будет правило №1: «Не делайте другим того, чего не желаешь себе». Это правило создает условие для творения благородных, благоразумных, доброжелательных, добросердечных поступков.

Анализ анкеты «Семья глазами ребенка»

Анкета позволяет получить представление о взглядах школьника на собственную семью, информированности в семейных делах, внутрисемейных отношениях.

  1. Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то, свойственное только вашей семье?

а) да – 92%;
б) нет – 8%;

  1. Интересуются ли твои родители твоими учебными делами?

а) да – 86 %;
б) нет – 14%;

  1. Посещают ли они школу?

а) да – 82%;
б) нет – 18%;

  1. Какие праздники в семье ты любишь больше всего?

а) день рождения – 54%;
б) Новый год – 46%;

  1. Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие?

а) да – 93%;
б) нет – 7%;

  1. Есть ли у тебя бабушка или дедушка?

а) да – 68%;
б) нет – 32%;

  1. Каковы твои отношения с ними?

а) дружелюбные – 76%;
б) деловые – 24%;

  1. Что, по-твоему, ждет тебя в будущем?

а) интересная работа – 24%;
б) счастливая жизнь – 58%;
в) карьера – 18%;

  1. На кого ты надеешься?

а) на самого себя – 76%;
б) на родителей – 16%;
в) на везение – 8%;

  1. По – твоему, ты будешь счастлив(а)?

а) да – 94%;
б) нет – 6%.

Ведущий 1. Таким образом, большинство детей любят родной дом. Любимыми праздниками детей являются день рождения и Новый год. Ребятадумают, что в будущем их ждет счастливая семейная жизнь и надеются они,  в основном, на себя.

Ведущий 2. Вторая страничка журнала раскрывает нам второе правило: «Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности». Это правило учит человечности, не оставлять друга в беде. Умению сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. Нужно отметить важность патриотического и гражданского воспитания для формирования нравственного человека.

Анализ мониторинга «Незаконченные предложения»

  1. Моя национальность – это …

а) гордость – 65%;
б) моя сила – 35%;

  1. Традициями моего народа являются …

а) национальные праздники – 60 %;
б) национальные костюмы, танцы – 20%;
в) национальные блюда – 20%;

  1. В моей национальной культуре особенно нравятся …

а) сказки – 70%;
б) пословицы, поговорки, загадки –15%;
в) игры –15%;

  1. Патриот – это…

а) человек, любящий свою Родину – 50%;
б) защитник Родины – 50%;

  1. Хороший гражданин – это…

а) трудолюбивый – 30%;
б) знающий свои права и выполняющий свои обязанности  – 35%;
в) знающий и выполняющий законы общества – 35%;

  1. Изучение традиций и обычаев ведет к …

а) знанию других культур – 50%;
б) духовному росту – 50%;

  1. Когда слышу родную речь…

а) становится приятно – 50%;
б) хочется говорить на этом языке – 50%;

  1. Родной край…

а) счастье – 15%;
б) Башкортостан – 30%;
в) Россия –30%;
г) моя семья – 15%;
д) для меня это все – 10%;

Ведущий 1. Именно патриот должен знать и любить культуру своего народа. Вот почему патриотическое воспитание одна из актуальных задач государства.
Как строится работа по патриотическому воспитанию в нашей гимназии, вы увидите в видеофильме «Школьная военно – спортивная игра «Зарница-2007»».

Ведущий 2. Такая работа помогает детям любить свою Родину, свой народ. У них воспитывается желание вырасти патриотами, готовыми защищать свое Отечество при любых условиях. Это третья страничка нашего устного журнала. «Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество».

Ведущий 1. Задача педагогов и родителей по возможности расширять круг нравственных понятий, избавлять детей от вредных действий, которые могли бы закрепиться как вредные привычки. Воспитание здорового образа жизни в образовательном учреждении осуществляется благодаря созданию условий для выявления и развития нравственного, физического, творческого и духовного потенциала детей. И сейчас вашему вниманию мы предлагаем  выступление агитбригады по ЗОЖ.

Ведущий 2. Сегодняшние дети – это завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Сейчас я слово предоставляю нашему гостю.
Выступление ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних «Обязанность и ответственность родителей за воспитание детей».

Ведущий 1. Четвертое правило нравственности гласит: «Будьте законопослушными, не допускайте нарушение правопорядка». Вооружение детей этим правилом приведет к воспитанию граждан правового государства способных уважать права и свободы личности, проявлять национальную терпимость, уважать традиции и культуру других народов, а самое главное обладать высокой моральной ответственностью.

Выступление инспектора отдела образования «Формирование нравственных качеств личности в семье».

Ведущий 2. В заключение хочется привести слова Януша Корчака (польский писатель, директор детского дома). «Будьте самими собой, ищите собственный путь. Познайте себя прежде, чем захотите познать детей. Прежде чем наметить круг их прав  и обязанностей, отдайте себе отчет в том, на что способны вы».

Ведущий 1. Мы предлагаем вам следующую памятку для родителей:

  1. Чаще показывайте детям как вы их сильно любите, не скрывайте этого.
  2. Больше проводите времени со своей семьей.
  3. Обсуждайте каждый прожитый день.
  4. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка бывали в вашем доме  – вы должны их знать хорошо.
  5. Будьте примером для ребенка.
  6. Чаще бывайте в школе.
  7. Не забывайте слова известного педагога Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание  – школьно-семейное».
  8. Помните, ребенок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо.
  9. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
  10. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.

Ведущий 2. Мы благодарим вас за внимание. Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье! До свидания! До новых встреч!

(Совместно поется песня «Как прекрасен этот мир»).