Глаголы-исключения

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Образовательные:
    • отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
    • проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
  • Развивающие:
    • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений), стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

Доска:

Классная работа

ат, ят ут, ют

отв . рить – вaрка;
отт . чить – тoчит;
отб . жать – бег;
отн . сти – нёс.

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

Брить

1-ое спряжение

Стелить

11 глаголов исключений: 7 -еть, 4 -ать

смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть
гнать
дышать
держать
слышать
Смотр . т вид . т:

дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

К морю лишь подх . т он.

Вот и слыш . т, будто стон…

Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.

подходить
слышать
смотреть
видеть

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)

3. Словарная работа

– Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.

* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс

– Где находится безударные гласные? (В корне).

– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).

– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования). Перечисли их общие черты.

– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).

– Что это за форма глагола? Какова её роль?

1) инфинитив + “буду” = будущее время;

2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь);

3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать и : -ить (II), -еть (I).

4. Постановка проблемы

– Прочитаем стихотворение-шутку:

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.

(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

побрить

побреешь

побреют

постелить

постелишь

постелят

  

побреишь

побреят

  

постелешь

постелют

– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

5. Открытие детьми темы урока

– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.

– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.

6. Знакомство с правилом

– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.

К морю лишь подхoд . т он,

Вот и слыш . т, будто стон…

Смотр . твид . т: дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

подходить

подхoдишь

подходят

смотреть

смотрешь

смотрят

           

-ишь

-ют

слышать

слышет

слышут

видеть

Видешь

видят

  

-ит

-ат

  

-ишь

-ют

– Проведём самопроверку по правилам.

– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений).

– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:

7 глаголов на -еть

4 глагола на -ать

смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть

гнать
дышать
держат
слышать

7. Физкультурная пауза

– Закрываем глаза, заучиваем.

(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).

Помощь в стихах

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “ ” – спрягать нельзя.

– В этих глаголах мы пишем лишь: “ (ты видишь, он видит и видят они)

Весёлые рифмы

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

8. Первичное закрепление

Комментированное письмо (сигналки I и II спряж.):

Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.
Смело бежит волк по знакомому следу.
Хорошо знает он дорогу в своё логово.
Сидит на голом суку головастый совёнок.
Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.

Рассуждение по алгоритму:

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.

9. Зрительная гимнастика (5 минут).

10. Этап закрепления. Обратная связь (проверка по цветным сигналкам).

Сигналки

Зелёного цвета: Глаголы 1-го спряжения легко отличить от глаголов 2-го спряжения только тогда, когда их личные окончания стоят под ударением (несeшь, говорuт, бежuшь, бредeшь, идyт, спешaт и т.д.).

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание,
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание
Под ударением –
Легко ты узнаешь,
Какое спряжение.

Жёлтого цвета: Будь осторожен! (Не спутай и ).

Если у глагола безударное личное окончание, то его надо поставить в неопределённую форму.

-итьII ()
-ат, -ят
-етьI ()
-ут, -ют

(I – собира . т, темнее . т, вян . т, дикту . т ( ); II – корм . т, крас . т ( )).

Красного цвета: Глаголы исключения (11 глаголов): Слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть, смотреть.

Работа по цветным карточкам

ударные: несe'шь
говорu'шь
бежu'шь
спешa'т
пою'т
иду'т
бредe'м
безударные: кo'рмит
собирa'ют
крa'сит
дикту'ет
вя'нет
исключения: дышит
слышит
видишь
терпит
стелешь
бреешь

11. Повторение изученного

– А теперь поработаем в группах:

Кроссворд Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица, единственного числа:

– Какое слово получилось в выделенной колонке? (Исключения).

12. Итог урока.

  • Какова была тема урока?
  • С какой проблемой столкнулись?
  • Глаголы-исключения 1-го спряжения.
  • Глаголы-исключения 2-го спряжения.
  • Почему эти глаголы являются исключениями?
  • Как у них определить спряжение?

Способ запоминания

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

В. Воскобойников

– Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.

13. Домашнее задание:

1. Выучить глаголы исключения (по памятке);
2. написать небольшое сочинение о глаголах исключениях или сочинить свои стихи.