Задачи урока:
- Образовательные:
- отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
- проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
- Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
- Воспитательные:
- формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений), стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.
Доска:
Классная работа |
||||
ат, ят ут, ют отв . рить – вaрка; Чтобы курицу соседки |
Брить 1-ое спряжение Стелить 11 глаголов исключений: 7 – -еть, 4 – -ать
|
Смотр . т – вид . т: дело лихо, Бьётся лебедь средь зыбей… К морю лишь подхoд . т он. Вот и слыш . т, будто стон… Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч. подходить |
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)
3. Словарная работа
– Кто о себе так заявляет?
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.
* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс
– Где находится безударные гласные? (В корне).
– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).
– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).
– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования). Перечисли их общие черты.
– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).
– Что это за форма глагола? Какова её роль?
1) инфинитив + “буду” = будущее время;
2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь);
3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать -е и -и: -ить (II), -еть (I).
4. Постановка проблемы
– Прочитаем стихотворение-шутку:
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
побрить |
побреешь |
побреют |
постелить |
постелишь |
постелят |
побреишь |
побреят |
постелешь |
постелют |
– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.
5. Открытие детьми темы урока
– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.
– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.
6. Знакомство с правилом
– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.
К морю лишь подхoд . т он, Вот и слыш . т, будто стон… |
Смотр . т – вид . т: дело лихо, Бьётся лебедь средь зыбей… |
||||
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
подходить |
подхoдишь |
подходят |
смотреть |
смотрешь |
смотрят |
-ишь |
-ют |
||||
слышать |
слышет |
слышут |
видеть |
Видешь |
видят |
-ит |
-ат |
-ишь |
-ют |
– Проведём самопроверку по правилам.
– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений).
– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:
7 глаголов на -еть |
4 глагола на -ать |
смотреть |
гнать |
7. Физкультурная пауза
– Закрываем глаза, заучиваем.
(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).
Помощь в стихах
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” – спрягать нельзя.
– В этих глаголах мы пишем лишь: “-и” (ты видишь, он видит и видят они)
Весёлые рифмы
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
8. Первичное закрепление
Комментированное письмо (сигналки I и II спряж.):
Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево
пугливые рябчики.
Смело бежит волк по знакомому следу.
Хорошо знает он дорогу в своё логово.
Сидит на голом суку головастый совёнок.
Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит
малейший шорох и хруст.
Рассуждение по алгоритму:
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
9. Зрительная гимнастика (5 минут).
10. Этап закрепления. Обратная связь (проверка по цветным сигналкам).
Сигналки
Зелёного цвета: Глаголы 1-го спряжения легко отличить от глаголов 2-го спряжения только тогда, когда их личные окончания стоят под ударением (несeшь, говорuт, бежuшь, бредeшь, идyт, спешaт и т.д.).
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание,
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание
Под ударением –
Легко ты узнаешь,
Какое спряжение.
Жёлтого цвета: Будь осторожен! (Не спутай -е и -и).
Если у глагола безударное личное окончание, то его надо поставить в неопределённую форму.
-ить – II (-и) -ат, -ят |
-еть – I (-е) -ут, -ют |
(I – собира . т, темнее . т, вян . т, дикту . т ( -е); II – корм . т, крас . т ( -и)).
Красного цвета: Глаголы исключения (11 глаголов): Слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть, смотреть.
Работа по цветным карточкам
ударные: | несe'шь говорu'шь бежu'шь спешa'т пою'т иду'т бредe'м |
безударные: | кo'рмит собирa'ют крa'сит дикту'ет вя'нет |
исключения: | дышит слышит видишь терпит стелешь бреешь |
11. Повторение изученного
– А теперь поработаем в группах:
Кроссворд Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица, единственного числа:
– Какое слово получилось в выделенной колонке? (Исключения).
12. Итог урока.
- Какова была тема урока?
- С какой проблемой столкнулись?
- Глаголы-исключения 1-го спряжения.
- Глаголы-исключения 2-го спряжения.
- Почему эти глаголы являются исключениями?
- Как у них определить спряжение?
Способ запоминания
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
В. Воскобойников
– Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.
13. Домашнее задание:
1. Выучить глаголы исключения (по памятке);
2. написать небольшое сочинение о глаголах
исключениях или сочинить свои стихи.