Рейтинговая методика опроса на семинарском занятии

Разделы: Общепедагогические технологии


Предлагаю коллегам свой метод - опросить студентов по всем вопросам темы и учесть каждый ответ. Сразу оговорюсь, что метод применим при опросе группы в 12-15 человек.

Итак, в начале семинарского или практического занятия раздаю студентам символы-буквы, сделанные на основе пластмассового набора школьника. Каждый студент получает одну букву, причем на одной стороне пластмассовой фишки буква красного цвета, а на другой - зеленого. Объясняю, что исходное положение фишки на рабочем месте горизонтальное - красной стороной вверх; а после того, как прозвучит вопрос, при желании студента ответить, он должен перевернуть фишку зеленой стороной вверх.

На небольшой металлической доске, расчерченной на горизонтальные полосы, устанавливаю дубликаты букв, которые есть у студентов - магнитные буквы из детских школьных наборов. Исходное положение дубликатов нижняя горизонтальная полоса.

В процессе опроса студенты, желающие ответить на заданный вопрос, переворачивают свою фишку зеленой буквой вверх, а преподаватель передвигает вверх по металлической доске дубликаты правильно ответивших студентов. Комментарии на ответы студентов даются после ответов всех студентов на заданный вопрос.

К концу опроса, в зависимости от количества заданных вопросов формируется оценка в любой системе. Например, если система четырехбальная (5-ка, 4-ка, 3-ка, 2-ка) и задано 16 вопросов, то пятерки получают студенты, чьи дубликаты на доске заняли 13-16-ые полосы вверху; четверки - на 9-12-ой полосах; тройки получают владельцы букв, чьи дубликаты на 5-8-ой полосах и т. д. Это объясняется тем, что цена одного балла составляет четыре полосы на металлической доске (16 вопросов:4 балла=4 шага). Соответственно цена каждого правильного ответа - шаг вверх на одну полосу.

Описанная методика кажется громоздкой и длительной во времени, но в таком виде она и не применяется, потому что есть нюансы, которые значительно экономят время работы с продвижением магнитных букв, а именно:

  • изначально выставлять буквы-дубликаты удобнее не на одну, а на разные полосы, соответственно проведенному небольшому пятиминутному цифровому диктанту (кто на сколько вопросов ответил - такую полосу изначально занимает);
  • при неправильном ответе всех, в верхней части доски выставляется любой символ, снимающий оценочный шаг каждого студента;
  • при правильном ответе всех магнитные дубликаты остаются на своей полосе, или в нижней части доски выставляется подобный символ который добавляет каждому студенту положительный ответ;
  • при правильном ответе большинства необязательно большинство фишек продвигать вверх, можно меньшее число фишек (тех, кто ответил неправильно) продвинуть вниз.

Отвечая на занятиях при таком методе опроса, студенты проявляют мыслительную активность, способны заявить о своих знаниях, прослушивают ответы по несколько раз и лучше запоминают правильные. У студентов практически никогда нет претензий к полученной отметке, им нравится игровая форма ведения занятия. Студенты не должны пользоваться подручным материалом (кроме нормативного), разговаривать, грубо нарушать дисциплину. А от преподавателя требуется четкое запоминание правильности каждого ответа.

Приложение здесь!