Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

Разделы: История и обществознание


За многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие духовные ценности. Стали, как бы стесняться таких слов и понятий для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом, стоит задача формирование духовно-нравственной личности, помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. Несомненно, система воспитания должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную её часть учебно-урочную. Ясно, так же что содержательным ядром этой системы должно быть духовно-нравственное   воспитание, соединённое с правовым воспитанием. Сегодня мы видим, что воспитание учащихся чаще всего на практике переноситься на вторую половину дня в систему дополнительного образования.  А как же урок? Какие цели должны быть приоритетными на уроке? Работая учителем истории, я всё чаще думаю о том какую духовно-нравственную основу подводить под воспитание учащихся. И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием.  Нельзя забыть о том, что именно православие более тысячи  лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера.
Наибольшими  возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Эти учебные дисциплины, где внимание учащихся  привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной  вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания. Многие темы в курсе истории содержат богатый « ценностный пласт».   Вспомним великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского царя Николая II, и его супругу  великую княгиню Елизавету Фёдоровну.
Напомню, что Сергей Александрович погиб от разрыва бомбы террориста в 1905 году. После того, что пережила княгиня (ныне канонизированная Православной Церковью) святая великомученица она по частям собирала останки тела мужа. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот  несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие её души. Забота не только к пострадавшим, но и к убийце мужа. Она подала прошение царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли великое доказательство любви к людям и даже к своим врагам. Это ли не пример для подражания? Такие примеры в истории не единичны и детей учу оценивать поступки  не быть равнодушными к окружающим. Восстанавливая контакт с сознанием  людей  прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать  при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик ставит перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребёнка должен  возникнуть личный интерес. Так, прежде чем изучать эпоху Ивана 4 или Петра I, мы с учащимися обсуждаем  вопросы. Как вы относитесь к исторической личности, которая  имела благие цели, проводя реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами. Мой опыт показывает, что дети по-разному  отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей.
Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли. История помогает ребёнку преодолеть монологизм  мышления. Опять же, ярким примером для детей  служит описание русского князя Святослава «В повести временных лет», где он предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый  варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся  отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений и пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой – войти в круг тех, кто эти роли оценивает.
Огромную помощь в воспитании духовно-нравственной личности на уроке истории мне помогает наш школьный краеведческий музей. Один из лучших школьных музеев Белгородской области. Когда урок проходит в музее, ребята напрямую соприкасаются с историей края в прошлом. Каждый  предмет в музее буквально согрет руками учащихся. Есть экспонаты, к которым  у ребят отношение особое. Взять простые фотографии. Это старые фотографии наших односельчан. Их подвиг на очень маленьком клочке земли, в собственном доме. Знакомясь с этими  снимками, ребята проникаются любовью к ближним, к Отечеству.   Проводя уроки в музее, учащиеся сравнивают прошлое с современностью, сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании. Такая работа выходит за рамки урока. Ценность краеведческой  работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, мы видим, что краеведение является  важным средством духовно-нравственного воспитания.
И ещё один штрих к духовно-нравственному воспитанию через урок – это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен  вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него, свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет  фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим  цинизм. У ученика есть право на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.
В каждом из моих учеников я хочу видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который  ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?».  А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни, о Родине, о  том, что мы имели, да не сберегли, бездумно отвергли, потеряли  или растратили, а  теперь прозревая, ищем, мучаемся, только обрести ни как не можем. О русских людях. Эти люди – лучшие люди, подлинная соль земли – служили не только  ради жалованья, и служба их на любом  поприще была стремлением к воплощению в жизни высоких, завещанных  предками идеалов. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и  умножали  её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы,  кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском  полях, иные же в горах всегда неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания? Будем надеяться, что социальный заказ на Человека с большой буквы будет востребован, и российская жизнь обретёт, наконец,  лад, примиривший в себе предания и веру предков и новые, весьма неоднозначные реалии современного периода русской жизни. Я школьный учитель истории, я женщина, я мать. Я верю в то, что я делаю.