"Седая наша старина…". Классный час по теме "Культурология", рассказ о необычайной находке и изучение истории Сибири

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Рассказать о необычной находке.
  2. Изучить исторические сведения о монетах Царского двора.
  3. Изучить особенности монет, поставляемых из Сибири.
  4. Рассказать о «Сибирской монете», дать её характеристику, описание.

Задачи:

  1. Изучать историю родного края, историческую жизнь Сибири.
  2. Рассказать о реликвиях Аргунского края.
  3. Прививать интерес подрастающего поколения к истории, музейным реликвиям.

Ход урока

I. Введение.

« Седая наша старина, мешая с былью небылицы, преданий множества полна…»

Ф. Бальдауф.

Всё дальше и дальше в прошлое уходят наши корни. А многое ли мы знаем о своём крае, о своей земле, об истории своей Родины?

Мы расскажем сегодня об одной необычной находке, достойной быть и в нашем музее. Мы, к сожалению, находимся далеко даже от областных центров Сибири (Иркутск, Чита, Красноярск), но история следит за нами, она дышит нам в затылок, смотрит на нас, решая, что бы ещё подарить новому поколению…

Земля наша хранит свои тайны, выдавая по крохам из своих запасов те «сюрпризы», которые не каждому приходится увидеть.

«Сибирскую монету» мы нашли очень прозаично, копая землю в огороде…

… но вот предположить, какие события происходили с человеком, потерявшим её, какая история связывает нас с этой находкой, мы можем…

-Вот, гляжу я на эту монету,- сказал папа,- и передо мной проходит целая эпоха, век Екатерины 2, при дворе которой чеканили эту монету, и, хочется мне сказать вам, дети, что вещи живут дольше людей и хранят свои истории, будоража нашу память!..

Я, слушая папу, унеслась мыслями в те далёкие времена и представила, как шли таёжными тропами к берегам Витима люди, возможно, отыскивая новые земли, возможно, просто золотоискатели, но шли и, не зная того, оставили свою память в наших ( тогда ещё глухих) местах…

И вот, не думая, не гадая, заинтересовавшись новым «сокровищем» земли родной, я отправилась в путешествие по книжным полкам…

II. Основная часть.

Сами того не ведая, приказчики, воеводы, стольники, казаки- первопроходцы, повествуя и « бия челом» государю и его сибирским воеводам, становились и первыми же историками, летописцами, краеведами.

Сегодня общеизвестно, что Забайкалье в своё время имело огромное значение для экономического подъёма Российской империи, что его Нерчинские заводы дали стране первое серебро, послужили толчком для строительства Санкт – Петербурга. Для Забайкалья, да и для всей Сибири, всё в Нерчинских заводах первое. Первые рудознатцы, инженеры, врачи, литераторы, журналисты, крестьяне, казаки. Это и первые промышленные предприятия, первые опыты организации работ начатые в Сибири.

Строительство Петербурга – новой столицы Русского государства – осуществлялось на серебро и золото, добытые на рудниках Забайкалья. Из Нерчинского серебра были отчеканены российские деньги, а так же памятные медали в честь победы русской армии под Полтавой (1709 год) и Ништадского мира со Швецией (1721 год).

По приказу Петра I в 1721 году на строительство Петербурга были отправлены из Нерчинского воеводства плотники из расчёта 1 человек на 16 дворов и собрано с населения 1800 рублей.

Забайкальцы могут гордиться, что в строительство « Северной Пальмиры» вложены труд и деньги их предков.

« Обыскали де они в степи близско реки серебряную и оловянную руды.…И для тех руд Дайкон тайша посылал людей своих с верблюды и велел тое руды привести сабе в улус…

Те руды имели на речках Олтаче, да на Мунгуче, да па Тузяче. И те де речки сошлись устьями… до тех речек езды дней с пять» (из отписки приказчика П. Я. Шульгина Тобольскому воеводе Петру Большому Шереметьеву об открытии серебряных руд близ реки Аргуни. 1676г.)

Беглое перечисление одних только названий серебряно-свинцовых « производств», насчитывает более пятидесяти, что производит нешуточное впечатление.

Здесь отбывали каторгу, находили приют и утешение сотни лучших умов России. Здесь целовали кандалы на ногах своих мужей княгини Волконская и Трубецкая. Здесь, из родового гнезда купцов Кандинских (поставляющих соболиные меха Царскому двору) вышли на мировую орбиту двое из многочисленных братьев.

От русских казаков-первопроходцев требовалось «больше знать местных обычаев, наречий и культур», нежели горнорудного дела. Так, анализируя местные топонимы, они устанавливали их принадлежность к эвенкийским, бурятским, маньчжурским и прочим наречиям.

Месторождения, приуроченные к ландшафту, носили местные названия, часто передающие в переводе коренную суть поиска рудознатцев: речка Мунгача – серебряная деньга, речка Алтача – золото, речка Тузяча – олово. При разработке месторождений русские казаки и промышленники с конца 17 века стали наблюдать следы древних рудников и рудоплавного дела: «чудские копи», «плавильные печи или малые горны, заросшие и засыпанные от сгнивших растениев ».

В 18 веке Нерчинские заводы становятся зоной пристального внимания первых академических экспедиций.

В 1724 году Заводы посетил доктор медицины, учёный-естествоиспытатель Даниил Готлиб Мессершмидт. В своих путевых заметках он упоминал о многочисленных находках древних предметов. Описания публиковались за пределами России на иностранных языках. Многие из этих публикаций до сих пор известны только по скудным сообщениям и тезисам, отпискам чиновников, которые видели свет с большим опозданием. Например, в «Историческом обозрении Сибири» за 1838 год, встречается сообщение нерчинского коменданта об «Аргунской какой-то яшмовой горе, 70 пудов руды которой он прислал в 1717 году в Тобольск и губернатору».

В Забайкалье проводили исследования многие знаменитости: Иоганн Георг Гмелин (1735 год); Иоганн Готлиб Георги (1772 год); А.В. Мясников (1761 год); Эрик Густав Лаксман (1767 год); Н.Н. Раскин (1767 год); Егор Егорович Барбот де Марни (1788 год); Николай Баженов (1840 год); Николай Иванович Кашин (1855 год) и.т.д.

В хронологическом порядке наиболее древнюю историю эпохи палеолита, т. е. не менее 10 тыс. лет назад, представляют многочисленные находки (круговые скребла, тесла, остроконечники, фрагменты крупных ретушированных пластин)

К истории позднего средневековья и ранней истории русских в Забайкалье относятся богатые находки « Аргунского острога». При спасательных работах на месте Аргунского острога в 1999 году, было обнаружено кладбище первых русских поселенцев, вскрыто подвальное помещение бревенчатого дома, давшее находки серебряных и медных монет 17 века, костяные гребни, образцы металлов только что осваиваемых месторождений, оконной слюды и китайской посуды того времени.

Я представляю вашему вниманию «Сибирскую монету».

Сибирская монета – медная монета, чеканившаяся с 5 декабря 1763 г. по 7 июня 1781 г. исключительно для обращения в Сибири. Различались полушки, деньги, копейки. Копейки выпускались достоинством 1, 2, 5, 10 копеек. Монеты выпускал Сузунский монетный двор. Такими монетами Забайкальские купцы (которых только на Нерчинских заводах насчитывалось 46 семей), рассчитывались за шкурки соболей, рыбу, кожаные изделия приобретаемые у охотников-эвенков, ведущих промысел в пойме реки Витим.

Начало чеканки сибирской монеты связано с дороговизной доставки готовой монеты с существующих монетных дворов.

Сибирская монета имеет на лицевой стороне вензель Екатерины II в лавровом венке под короной, а на оборотной – означение цены монеты и дату, написанную на щите, поддерживаемом двумя соболями. Вверху круговая надпись: « Монета сибирская».

В 1763 и 1764 г. были изготовлены штемпеля для некоторых сортов сибирской монеты.

Выпуск сибирской монеты продолжался с 1766 по 1781 в этом последнем году были выбиты только 10 копеечные.

Указом 7 июня 1781 года чекан сибирских монет был прекращён. Всего на сибирские монеты было употреблено меди на 3799661 рублей.

«Новоделы» использовали на реверсе часть герба «Сибирского царства», что было связано с подчинением территорий Сибири методом финансовой интервенции, при котором монета в обращении на ограниченной территории имеет значительно более фактическую стоимость, чем общегосударственная.

История и современность… Неразделимость понятий этих очевидна…

Об этом прямо заявлял К.Г.Паустовский: « Понятие современности не может существовать без теснейшей связи со всем, что предшествовало нашему времени и что в какой– то мере его определило».

И несмотря ни на что Забайкалье живёт и развивается, как полноценная часть Великой России. И мы не можем допустить, чтобы затхлым быльём беспамятства поросла история наших предков. Ищите, читайте, интересуйтесь, изучайте – этого требует сущность потомков великих первопроходцев, осваивающих Сибирь.

И, вот, заканчивая поиски, хочется ещё вспомнить о русских песнях, где мы слышим голос истории…:

По диким краям Забайкалья,
Где золото ищут в тайге…
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

В моей семье песня эта живет, и, не знаю, кто её переделал, но, бабушка пела её так:

В тайге, где Витим, пробирался,
Где зверь был ему друг и враг,
Бродяга идти не боялся,
Ему жизнь казалась – пустяк!..
Ни золота мира не нужно,
Ни клятвы себе не давал,
Он медные слитки - богатства
Родимой земли отдавал…
Он к царским палатам подходит,
Царице с поклоном падёт:
-Прими от земли Забайкалья
Сей дар для России родной…
Монету, чеканя в столице,
Царица, богатства любя,
Того забайкальца – « Сибирью»,
Монету «Сибирской» рекла.
Прославив народ забайкальский,
Монета свой дар обрела,
Богатства земли измеряя,
России богатства даря!..

Я помогу бабушкиной песне жить дальше и придумаю продолжение её.

Пусть песня эта, рождённая из народных глубин души живёт и помогает людям чтить свои корни:

По диким краям Забайкалья,
История бродит сама,
И, землю свою прославляя,
Нам память навеки дана!..

III. Выводы и заключение.

История наша не терпит плохого к себе отношения, поэтому, необходимо изучать её, изучать свой край, любить свою землю, родину свою, и, каждое мгновение , каждый «привет» из недр земли своей изучать, оберегать, донести до потомков наших все , чем радует нас наше прошлое.

Ведь, наверняка, не случайны все наши находки, и, если задуматься: не знак ли это свыше нашей матушки- земли?

Пусть каждый подумает, каждый взвесит, разузнает о каждой вещи, о каждом предмете как можно больше, и, тогда, я уверена, даже далёкие нам музеи станут нам ближе и интересней. Ведь история ходит рядом с нами, сопровождает нас в пути, и, говоря словарём В.И.Даля «сопутствует нам, является нашим спутником в трудном пути».