Компьютерные технологии в работе логопеда

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Я работаю учителем -логопедом в МОУ “Начальная школа –детский сад”. У многих учащихся, поступивших в логопункт, не сформированы учебные интересы, слабая учебная мотивация.

“Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее”, писал Л.С. Выготский.

В моей коррекционной работе возникает необходимость постоянно искать новые методы, приёмы и средства, чтобы сформировать заинтересованное отношение учащихся к процессу овладения знаниями, развивать познавательный интерес. На формирование познавательного интереса ученика – логопата существенное влияние оказывает резерв визуального мышления ребёнка, принципа наглядности. Процесс обучения, построенный на основе зрительно-познавательного подхода к формированию знаний, умений и навыков позволяет мне использовать потенциальные возможности визуального мышления.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности таких языковых средств как: произношение и различение звуков, а также умений и навыков, позволяющих свободно и адекватно пользоваться этими средствами.

К сожалению, у многих детей с ОНР (общим недоразвитием речи) кроме комплекса речевых нарушений снижена память, внимание, умственная работоспособность, недостаточно сформированы представления о звуковом составе слова.

Нечёткое различение учащимися многих фонем: гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, проявляется в большом количестве разнообразных ошибок на письме.

Учащиеся, слабо различающие звонкие и глухие согласные, испытывают большие трудности в усвоении правила правописании сомнительной согласной в корне и в конце слов. Несмотря на знания правила, ученик может применить его, так как звонкий и глухой звуки для него неразличимы даже в тех случаях, когда они стоят в сильной позиции – перед гласной.

Если ученик с трудом различает понятие “мягкость” и “твёрдость” звуков, он не может усвоить и правила правописания твёрдости и мягкости согласных перед гласными. Для полного исчезновения ошибочных ответов нужны многократные повторения.

Для детей с патологией речи требуются специальные методы и способы обучения, предполагающие дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапная автоматизация полученных навыков.

Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности, считаю использование компьютера. Применение компьютера на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными, интересными, даёт возможность управлять учебно-познавательной деятельностью каждого ученика, оперативно вносить соответствующие коррективы. Дети с большим желанием работают с компьютером. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика. Ребёнок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью. А этот фактор, обеспечивающий более активный режим обучения.

В своей коррекционной работе я использую компьютер как индивидуальное средство обучения.

Для работы по выбору фонемы и её соотнесение с буквой создала свои авторские игровые компьютерные тренажёры по различению: гласных, согласных, звонких, глухих, гласных 1-го ряда, гласных 2-го ряда. (Из букв алфавита ученик выбирает гласную, если правильно выбрал гласную, буква окрашивается в красный цвет, если нет -звуковой сигнал предупреждает об ошибке. Если правильно выбрал согласную, буква окрашивается в синий цвет, если нет -звуковой сигнал предупреждает об ошибке)) и т. д.

Вывод, который делается в конце выполнения упражнений, помогает запомнить количество гласных 1-го, 2-го ряда, звонких и глухих согласных.

Эти тренажёры можно использовать не только в начальной школе, но и в старших классах, поскольку эти вопросы внесены в ЕГЭ.

Тренажёр: “Покажи правильно написанную букву”, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы, использую для выявления “зеркальности” зрительного восприятия и его устранения: усвоения правильного начертания букв. В процессе обследования предлагаю такие задания: в каждой паре букв показать правильно написанную букву.

Для полного исчезновения ошибочных ответов нужны многократные повторения упражнений, а это и позволяет сделать компьютерный тренажёр в отличии от готового рисунка.

В результате работы дети могут дать характеристику любому звуку, различают гласные и согласные звуки, звуки и буквы, определяют место и последовательность звуков в слове, производят звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов.

Эти тренажёры экономят силы и время учителя.

У логопеда отпадает необходимость в оформлении многих карточек и раздаточного материала. Тренажёры помогают сформировать навык в ходе достаточно большого количества повторений упражнений и при этом у ученика, что особенно важно, сохраняется устойчивый интерес к их выполнению.

Таким образом, наглядность из вспомогательного, иллюстрирующего приёма превращается в ведущий продуктивный метод.

Найди правильную букву (приложение)

Буквы (приложение)