Использование классных часов как уроков для общения, понимания, воспитания полноценной личности и развития физически и духовно

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка.

Цель: воспитание и развитие личности: свободной, талантливой, физически здоровой, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению через классные часы.

Задачи: использовать классные часы как уроки для общения; через них воспитывать полноценную личность, развивать физически и духовно.

На протяжении многих лет, школа была озабочена тем, чтобы вложить в ученические головы как можно больше информации, которую то и дело подбрасывал ей научно-технический прогресс. Делая ставку на интеллект, упуская из виду труд души. Труд, который только и возможен как коллективное соучастие: классный руководитель-учащиеся-родители.

Явно недооценивается классными руководителями потенциал классного часа. Использовать его для создания в классе атмосферы содружества, общей заинтересованности друг в друге и сплочении классного коллектива.

Чтобы достичь главной цели, необходимо планировать классные часы, продумывая содержание и объем информации, применяя разнообразные формы проведения: беседа, деловая игра, дискуссии, диспут, практикум.

Существует много путей выбора темы классного часа: опрос ребят, тестирование или анкетирование, совместное обсуждение.

И, если смысл всей воспитательной работы классного руководителя – помогать становлению личности человека растущего, то вполне естественно, что время, отведенное классному часу, должно работать на эту задачу. И оно будет работать, если станет временем духовного общения, которое каждому создает равные условия для самовыражения. Уроками общения пусть будут классные часы.

Тематическое планирование классных часов на учебный год с 5 по 11 класс.

Название классного часа Форма проведения Цели и задачи Классы Участники
Взаимодействие
Посвящение в пятиклассники Игра Содействовать успешному протеканию процесса и адаптации учащихся по обучению на второй ступени формирования у них уважения к нормам, ценностям жизни школы. Способствовать сплочению классного коллектива, развитию у пятиклассников умений планировать, осуществлять, анализировать и оценивать совместную деятельность. 5 Учащиеся, родители, классный руководитель, старшеклассники.
Сорока-сорока кашу варила Творческий отчет Подвести итоги жизнедеятельности классного коллектива за учебный год; содействовать формированию у учащихся умений и навыков самоанализа своих действий, поступков, достижений. 5 Учащиеся, классный руководитель, родители, старшеклассники.
Наш класс. Коллективное творческое дело с элементами игры Выявление лидеров в классе, определение организационной структуры, выявление генераторов идей и исполнителей. 6 Учащиеся, классный руководитель.
Мы составляем наш автопортрет Час творчества Поближе познакомиться с классом; наладить контакт с классом и установить благоприятный психологический климат. 6 Учащиеся, классный руководитель.
Веселья час КВН Воспитание творческих способностей, умений и навыков коллективной творческой деятельности. 7, 8, 9 Учащиеся, жюри, классный руководитель.
Анализируем, оцениваем, планируем Круглый стол Определить задачи на новый учебный год, оценить эффективность деятельности классного коллектива путем сопоставления достигнутых результатов. 7 Учащиеся, классный руководитель.
Какой мы коллектив? Игра-эксперимент Проанализировать различные способы взаимодействия в классе, выбрать организаторскую структуру класса. 8 Учащиеся, классный руководитель.
И этот год всех сблизил нас Пресс-конференция Подвести итоги работы коллектива класса за учебный год; наметить дела на новый учебный год; способствовать укреплению атмосферы дружбы и взаимопонимания в классе; развивать умение учащихся высказывать и отстаивать свою точку зрения. 8 Учащиеся, родители, классный руководитель.
Мы счастливы потому что мы вместе Тестирование, диспут. Помочь учащимся разобраться в себе. Сформировать твердые понятия о дружбе, о коллективе, его необходимости, осознать свои обязанности перед друзьями. 9 Учащиеся, классный руководитель.
Какой мы коллектив? Круглый стол Составить коллективный портрет выпускного класса, проанализировать творческий путь своего коллектива и отметить свой вклад в жизнь класса. 10, 11 Учащиеся, классный руководитель.

Нравственное воспитание

Здравствуй, мир, здравствуй друг! Беседа с элементами игры (проигрываются все ситуации, обычаи, о которых идет речь). Продолжать работу по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, расширять. 5 Учащиеся. классный руководитель и гости.
Вот это -стол, за ним едят Дискуссия. Содействовать развитию культурному поведению за столом во время еды; познакомить с правилами этикета. 6 Учащиеся, классный руководитель.
Милосердие. По типу телепередачи “Тема”. Формирование чуткого отношения к окружающим, воспитание доброты к людям, животным. 7 Учащиеся, классный руководитель.
О вкусах не спорят , о манерах надо знать. Тематический вечер. Формировать эстетический вкус, воспитывать стремление совершать красивые поступки. 8 Учащиеся, классный руководитель.
Он и она. Конкурс. Способствовать воспитанию чувств уважения друг к другу, желание оьщаться дружить. Поддерживать добрые отношения, помогать друг другу. 9 Учащиеся, классный руководитель.
Современное чувство любовь. Дискуссия. Способствовать формированию и проявлению нравственных качеств учащихся, содействовать развитию коммуникативных навыков. 9 Учащиеся, классный руководитель.
Счастье – жить. Дискуссия. Помочь разобраться в сложной философской категории и предложить модель понимания счастья выдающимися людьми. 9 Учащиеся. Классный руководитель.
Карманные деньги. Ток-шоу Развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание культуры веления дискуссии, воспитания чувства ответственности за свою семью и своих близких, воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься и выбор жизненной перспективы. 10 Учащиеся, классный руководитель.
Разговор на тему “Семья”. Откровенный разговор. Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений. 10-11 Учащиеся, классный руководитель.

Трудовое воспитание.

Ты и твоя будущая профессия. Практикум. Дать учащимся представление о профессиях, помочь выявить способности к определенному виду деятельности. 8-10 Учащиеся, классный руководитель.
Выбор профессии. Практикум, игровая деятельность. Помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности, а также внутригрупповых ролей. 9-11 Учащиеся, классный руководитель.
Мой профессиональный выбор. Презентация (встреча с выпускниками). Познакомить с профессией, которые они выбрали, доказательно рассказать о ее значимости жизни своей, семьи, страны. 9-11 Учащиеся, классный руководитель, выпускники.

Физическое воспитание.

Веселые старты. Конкурсы. Использовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры воспитывать качества: сила, ловкость. 5, 6, 7 Учащиеся, классный руководитель, преподаватель физкультуры.
Сильные, смелые, ловкие, умелые. Соревнование. Создание атмосферы взаимовыручки и товарищества, воспитывать качества: сила, ловкость, быстроту. 6-7 Учащиеся, классный руководитель.
Лучший бомбардир. Игра. Развивать умения играть в волейбол, формировать навыки коллективного поведения. 8-11 Учащиеся, классный руководитель, преподаватель физкультуры.
Праздник зимних забав. Игра Создать атмосферу праздника, воспитывать чувство соперничества, взаимовыручки. 5-11 Учащиеся, классный руководитель, организатор-педагог, преподаватель физкультуры.

Используемая литература:

  1. Н.И. Дереклеева Справочник классного руководителя.
  2. И.С. Артюхова Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты.
  3. В.А. Ведерникова, Н.В. Огородникова, Н.А. Девятьярова, Л.А. Малинина, Н.С. Леонтьева, Л. Протасова, М. Шестакова, Ф.И. Ташкова, О.В. Желонкина, Н.А. Заплатина. Сценарии классных часов и вечеров.
  4. Л.К. Гребенкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина, Т.В. Ганина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина. Сценарии классных часов.
  5. И.А. Тисленкова Эстетическое воспитание в средней школе.
  6. Е.И. Ромашкова С новым учебным годом.
  7. Э.Н. Большакова Сценарии школьных праздников.
  8. Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина 50 сценариев классных часов.
  9. Н.И. Билык Спутник классного руководителя (5-7 классы).
  10. О.С. Казеева Наши любимые праздники в школе.
  11. О.В. Лебедева Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности.
  12. Е.Н. Степанова, М.А. Александрова Классные классные дела.
  13. Н.А. Касаткина Уроки знаний классные часы.
  14. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко Классные часы.
  15. В.А Герасимова Классный час играючи выпуск 2, выпуск 5.
  16. Л.А. Побединская Классный час играючи выпуск 4.