Урок-соревнование по теме "Атмосфера", 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

1) образовательные: повторить изученный материал по теме "Атмосфера", её особенности, строение, явления, происходящие в ней;
2) развивающие: применять имеющие знания при решении нестандартных ситуаций, развивать географическое мышление, устную речь;
3) воспитательные: формировать чувства товарищества, дружбы, умение работать в коллективе.

Правила игры: в игре участвуют 3 команды по 5 человек: "Тайфун", "Метео-ТВ", "Шторм". На доске таблица, в которую после каждого конкурса заносятся баллы команд. В целях экономии времени команды создаются по рядам.

Оборудование: иллюстративные карточки с заданиями темы урока, атласы.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (сообщение темы и цели урока)
II. Основные соревнования
III. Подведение итогов

I. Тема сегодняшнего урока "Атмосфера"

Что такое "Атмосфера"?
Может, это литосфера? - Нет!
Может, это гидросфера? - Нет!
Может, это просто точка? - Нет!
Значит, это оболочка? - Да!

Вот эту самую оболочку мы сегодня и повторим. Выявим её особенности, возможно, откроем что-то новое, вспомним её строение и все явления происходящие в ней.

II. Мы начинаем наш урок с конкурса "Географическое лото"

Команды должны за короткий срок сложить рисунок с изображением видов облаков из разрезанных кусочков и определить их вид

Быстрота выполнения - 1 балл
Правильный ответ - 1 балл
Всего - 2 балла

2-ой конкурс "Посчитаем"

Предлагается несколько простых заданий:

  1. 1) Покрыты ли снегом вершины Урала летом, если известно, что у подножия гор средняя температура июля составляет + 15 С?
  2. 2) Определите амплитуду температур за день, если в 1 ч ночи +5 С, 7 ч утра - + 7 С, 13 ч - +9 С, 19 ч - +6 С.
  3. 3) Определите на какой высоте от уровня моря расположено наше село, если атмосферное давление у берегов Балтийского моря 760 мм рт. ст, а нашем селе 750,1 мм рт. ст.
  4. 4) Самолёт летит на высоте 7 км. Какая температура за бортом самолёта, если у поверхности + 24 С?

Правильный ответ за каждое задание оценивается в 1 балл.

3-ый конкурс "Дальше-дальше…"

Команды должны дать как можно больше правильных ответов.

  1. Движение воздуха в горизонтальном направлении - это…
  2. Воздушная оболочка Земли - это…
  3. Вся вода, выпавшая на землю - это…
  4. Главная причина образования ветра - это…
  5. Ветер, меняющий своё направление 2 раза в сутки - это…
  6. Какое атмосферное давление считается нормальным?
  7. Как называется состояние тропосферы в данном месте в данный момент?
  8. Ветер, меняющий своё направление 2 раза в год - это…
  9. В какой точке Земли дуют только южные ветры?
  10. Как называются характерные типы погод для данной местности?

4-ый конкурс "Четвёртый лишний"

В списке одно слово лишнее. Найдите его.

  1. Дождь, град, бриз, иней.
  2. Барометр, термометр, муссон, осадкомер.
  3. Бриз, дождь, муссон, ветер.
  4. Стратосфера, тропосфера, атмосфера, ионосфера.

Правильный ответ- 1 балл

5-ый конкурс "Угадай-ка"

Разгадывание загадок. Правильный ответ- 0,5 балла
Загадки:

1) Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
(Дождь)

2) Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)

3) Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
(Гроза)

4) По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода.
(Туча)

5) Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака)

6) И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)

7) Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них не въехать, ни войти!
(Радуга)

8) Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
(Ветер)

9) Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)

10) Басовитый и серьёзный,
У него характер крут:
Заворчит он очень грозно -
Все сейчас же убегут!
(Гром)

6-ой конкурс "Климат"

Команды должны определить географические координаты городов и назвать особенности климата этих городов.

  1. По координатам определите города и установите, где климат теплее и почему?
    60 с.ш. и 30 в.д.
    51 с.ш. и 30 в.д.
  2. Какой климат будет в городе с координатами 20 с.ш. и 100 з.д. Какой это город?
  3. Определите координаты г. Москвы и С- Петербурга. Какое влияние на климат этих городов оказывает Атлантический океан?
  4. По координатам определите названия городов.
    66 с.ш. 67 в.д.
    52 с.ш. и 72 в.д.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

7-ой конкурс "Найдите пары"

Правильный ответ - 5 баллов

ТЕРМОМЕТР количество осадков
БАРОМЕТР температура воздуха
ГИГРОМЕТР направление ветра
ОСАДКОМЕР атмосферное давление
ФЛЮГЕР влажность воздуха

8-ой конкурс "Разгадываем ребусы"

Необходимо разгадать ребусы про явления природы, происходящие в атмосфере.

За один правильно отгаданный ребус - 0,5 балла.

1)


img1.jpg (23791 bytes)

(Температура)

2)

Заморозок

(Заморозок)

3)

Влажность

(Влажность)

4)

Облако
(Облако)

5)

Туман

(Туман)

6)

Жара
(Жара)

7)

Воздух

(Воздух)

9-ый конкурс "Каламбур"

Есть в географии герой Алёша Перепуткин, который всё всегда путает. Вот и сейчас он составил описание, в котором допустил 4 ошибки. Ваша задача найти эти ошибки.

Описание: Ветром называется вертикальное движение воздуха. Суша летним днём остывает быстрее, чем вода. Нагревшийся от неё воздух сжимается, поднимаясь вверх, и растекается в стороны. Поэтому давление над сушей повышается, а над уровнем моря, когда этот воздух приходит, давление уменьшается. Так образуется дневной бриз (баллы выставляются по количеству правильно найденных ошибок в тексте - до 5 баллов).

Наш урок мы заканчиваем 10-м конкурсом "Прочитай слово"

Для того, чтобы прочитать зашифрованное слово, необходимо определить географические координаты зашифрованных объектов. Из первых букв полученных слов сложить новое слово.

60 с.ш. 11 в.д. (Осло)
59 с.ш. 25 в.д. (Таллин)
52 с.ш. 0 д (Лондон)
52 с.ш. 104 в.д. (Иркутск)
55 с.ш. 61 в.д. (Челябинск)
69 с.ш. 87 в.д. (Норильск)
19 с.ш. 97 з.д. (Орисабо)

III. Судя по 10-му конкурсу вы с заданием справились на "отлично"!

Все члены команды -победителя получают пятёрки за урок. Команда, занявшая 2 место получает 2 пятёрки, остальные четвёрки. Команда, занявшая третье место 1 пятёрку, остальные четвёрки.

Такой способ проверки знаний и умений способствует хорошему закреплению пройденного материала.