Урок русского языка с использованием информационных технологий в 5-м классе по теме "Орфограммы в именах существительных"

Разделы: Русский язык, Информатика


Вид урока: Повторение и обобщение знаний.

Цели:

Обучающие:

  1. повторение и обобщение теоретические сведений об орфограммах в именах существительных: -правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (№ 17); -правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных (№18);
  2. совершенствование умений и навыков: -обнаруживать и объяснять орфограммы “Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (№ 17)” и “Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных (№18)”; -использовать знания о правописании существительных в практике.

Развивающие:

  1. развитие навыка грамотности в письменной речи;
  2. развитие аналитического мышления;
  3. расширить представление учащихся о возможностях использования компьютера.

Воспитательные:

  1. на основе краеведческого материала воспитывать уважение к Камчатке (малой родине);
  2. на основе материала из произведений русских писателей воспитывать любовь и гордость за русскую культуру.

Методы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • репродуктивный,
  • проблемный,
  • наглядно-иллюстративный.

Приёмы:

  • беседа,
  • фронтальный опрос,
  • самостоятельная работа,
  • индивидуальная работа.

Оборудование:

  • компьютеры,
  • доска,
  • проектор,
  • мел,
  • фломастеры для белой доски,
  • белая доска,
  • тетрадь,
  • ручка,
  • карандаш.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, постановка цели.

- Тема нашего урока: “Орфограммы в именах существительных”. Перед нами стоит цель повторить, обобщить, отработать орфограммы, которые мы изучили в процессе знакомства с именем существительным :правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (№ 17) и правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных (№18).

3. Проверка домашнего задания: Вам необходимо было изготовить памятку о словах-исключениях к орфограмме “О-Ё после шипящих в корне”. Демонстрация своих памяток.

4. Словарно-орфографическая работа:

(На доске написано предложение с пропущенными орфограммами. Необходимо списать его с доски в тетрадь и вставить пропущенные орфограммы, выполнить орфографический, синтаксический и фонетический разбор. У доски работает два человека, а весь класс выполняет задание в тетради.

Для учащихся, которые уже выполнили задание, предлагается сделать орфографический разбор предложения, записанного на доске.)

На доске:

Жимолость, морошка, брусника, голубика – эти ягоды растут (на) Камчатке. (Выполнить орфографический и синтаксический разбор)

Эти - (Выполнить фонетический разбор)

Дополнительное задание:

(С) первым лучом солнца любители природы отправляются в лес. (Выполнить орфографический разбор)

5. Повторение: Работа с проектором: Презентация (Приложение 1)

1. Учащийся читает заголовок слайда. (Приложение 1)

2. Учащийся читает вопрос. (Приложение 1)

3. Учащиеся отвечают на вопрос. (Фронтальный опрос)

4. Учащийся читает правильный ответ. (Приложение 1)

5. Учащийся читает вопрос. (Приложение 1)

6. Учащиеся отвечают на вопрос. (Фронтальный опрос)

7. Учащийся читает правильный ответ. (Приложение 1)

Вопрос: Что мы находим на рабочем столе? (Папку “5-В класс” и двумя щелчками открываем её, открывая задание) (Приложение 1)

Зачем нужна панель управления? (С её помощью мы можем изменить шрифт, цвет) (Приложение 1)

6. Повторение: Работа с проектором: Демонстрация задания для учащихся (Приложение 2)

Учащиеся читают задание и объясняют свои действия на примере первого словосочетания)

Задание: Вставить букву, выделить орфограмму другим цветом, указать склонение и падеж

  1. В прохладной тен…
  2. В густой зелен…
  3. На большой площад…
  4. Расположиться в здани…
  5. Находить в произведени…

Задание: Вставить букву, выделить орфограмму другим цветом

  1. Башмач…к
  2. Клоч…к
  3. Туч…й

7. Закрепление: Работа в группах:

1-я группа работает с компьютером (Выполняет задание в компьютере: (Приложение 2) Выполненное задание проверяется учителем и не сохраняется.

2-я группа работает с доской (Выполняет задание, написанное на доске, а у доски его выполняют два человека):

1 вариант.

1. Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает…(С.А.Есенин)

(Выполнить синтаксический разбор предложения)

2. Зима – (Выполнить морфологический разбор)

3. Придумать предложение о красоте русской природы.

2 вариант.

1. Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят…(М.Ю.Лермонтов) (Выполнить синтаксический разбор предложения)

2. В поле - (Выполнить морфологический разбор)

3. Придумать предложение о красоте русской природы.

(Через 7 минут группы меняются местами)

8. Итог: Работа с проектором: Демонстрация учащимся правильно выполненного задания в компьютере. (Приложение 3)

Учащиеся читают правильные ответы и говорят о своих ошибках.

Задание: Вставить букву, выделить орфограмму другим цветом, указать склонение и падеж

  1. В прохладной тени (3 склонение, П.п.)
  2. В густой зелени (3 склонение, П.п.)
  3. На большой площади (3 склонение, П.п.)
  4. Расположиться в здании (П.п., на – ие)
  5. Находить в произведении (П.п., на – ие)

Задание: Вставить букву, выделить орфограмму другим цветом

  1. Башмачок
  2. Клочок
  3. Тучей

9. Домашняя работа: Составить предложение о Камчатке, чтобы в нём были орфограммы, которые мы сегодня повторили: правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (№ 17) и правописание О – Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных (№18).