Заседание "Родительского клуба" — педагогическая гостиная "Искусство хвалить"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  • Обсуждая тему, раскрыть значимость роли родителей в воспитании ребенка.
  • Помочь родителям осознать возможность их непосредственного участия в жизни своих детей.
  • Определить родительские приоритеты по отношению к ребенку, которые помогут им реализовать доверительные межличностные отношения с ребенком.

В начале встречи родителям предлагается возможность послушать стихи в исполнении детей (Приложение №1).

Педагог: Эти стихи детские шуточные. Но все они выражают детскую мечту о том, что бы их кто-нибудь за что-нибудь похвалил.

Надо ли хвалить ребенка?

Наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Хвалить надо, но как? Что бы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: “Молодец, ну ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый, тебе все нипочем”.

Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. (“А почему ты меня сегодня не похвалила?”). Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.

А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка? Лучше всего просто выразить ему ваши чувства. Используйте местоимения “Я”, “МНЕ” вместо “ТЫ”:

ДОЧЬ: Мама, я сегодня в детском саду поливала цветы!

МАМА: Я очень рада! (Вместо: “Какая ты у меня молодец!”)

СЫН: Ведь, правда, я плохо выступил?

ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то). (Вместо: “Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!”).

Наведем отрывок из письма одной родительницы в редакцию “Учительской газеты”.

“Я много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали. Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили.

Привыкаешь к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что, когда подросла, не всегда отмечали похвальной оценкой, помощь по дому и т.д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов – у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать пока не заметят. Ждешь, в конечном счете, не результата, а похвалы. И вот, сейчас я прочитала в “Родительской газете” (Наконец-то! Реальный ответ, как надо говорить ребенку. “Я рада, что ты так сделал”, а не “Ты молодец”).

Теперь я буду использовать такой прием в общении со своими детьми!”

Родители должны твердо запомнить: оценивать можно только поступки ребенка, а не его самого.

Американский детский психолог Х.Дж. Джайнотт в своей книге “Родители и дети” приводит пример правильной похвалы: “Восьмилетний Джим хорошо поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил инструменты. Матери понравилась его работа, и она сказала сыну: “В саду было так грязно. Я даже не думала, что можно все убрать за один день. Вот это работа!” Мальчик почувствовал гордость от похвалы за конкретный поступок и с радостью бросился помогать маме, чтобы заслужить ее еще раз. Напротив, если бы он услышал слова: “Ты чудесный сын! Настоящий мамин помощник!”, то это вызвало бы тревогу. Ребенок знает, что он не такой уж чудесный, и, конечно, убедится в этом, совершив какой-нибудь поступок. Вспомните, наверняка не раз, когда в доме было все в порядке, и вы говорили сыну: “Вот видишь, ты же можешь вести себя хорошо. Ты такой послушный у меня”, он вдруг становился невыносимым. Это нормальная реакция на переоценку. Из любви к вам он так старался быть хорошим, вспоминая многочисленные “нельзя”, что просто не выдержал. Часто это случается после поездок в гости, где ребенок “накрученный” до этого родителями, играл роль примерного сына или дочери.

Не бойтесь, что у детей отсутствие общепринятой похвалы разовьет комплекс неполноценности. Они сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите конкретный поступок. Главное, не забывайте этого делать, старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо получается.

Как избежать ошибок, найти меру в столь жизненном вопросе как похвала?

Уважаемые родители, ваше участие, примеры из жизни обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет вам в решении вопроса о похвале. (Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы.)

Вопросы:

  1. Часто ли родители хвалят вас? За что?
  2. Какой вид похвалы вам больше всего нравится: поцелуй, доброе слово, подарок и т.д.?
  3. Если бы вы были на месте родителей, за что и как хвалили бы своих детей?
  4. Уважаемые родители давайте вместе с вами обсудим следующие вопросы.

Вопросы:

  1. За что нужно благодарить и хвалить ребенка?
  2. Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах. Согласны ли вы с этим утверждением?
  3. Чего надо опасаться во время похвалы?

Обсуждение проблемы родителями. Обмен опытом. Чаепитие.

Литература:

  1. Гипенрейтер Ю.Б. “Общаться с ребенком. Как?”. М.: ЧеРо, 1998 г.
  2. Семанака С.И. “Уроки добра”. М.: АРКТИ, 2005г.
  3. Шиницина Л.М. “Азбука общения”. С-Пб. 2002 г.