Занятие русского языка и культуры речи с использованием компьютерных технологий "Синонимы"

Разделы: Русский язык


Цели преподавателя:

  • обучающая: средствами интеграции русского языка, методики русского языка и информатики создать условия для осознания студентами практической значимости изучаемого материала, потребности совершенствовать умение правильно употреблять в устной и письменной речи синонимы, учитывая их лексическую сочетаемость с другими словами, стилистические особенности; способствовать совершенствованию умения планировать свою деятельность;
  • развивающая: содействовать развитию у студентов мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), устойчивости внимания, развитию устной и письменной речи, языкового чутья через обогащение словарного запаса, познавательной активности через исследовательскую работу с текстом, через выполнение практических упражнений;
  • воспитательная: обеспечить условия для повышения уровня речевой, рефлексивной культуры и культуры общения в микрогруппе и группе.

Цели студента: продуктивно использовать созданные условия для собственного обучения, развития и воспитания.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • компьютерная программа “Синонимы”,
  • толковые словари,
  • словарь синонимов,
  • выписки из словаря синонимов.

Содержание урока

I. Организационный момент

- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Проведём его с помощью компьютеров. Работать вы будете в парах. В конце занятия компьютер выведет общую оценку за работу каждой пары.

Мы продолжаем изучать раздел русского языка “Лексикология”. Тему и цели занятия вы попробуете сформулировать сами.

II. Мотивационно-целевой компонент

- Внимание на экран! Прочитайте текст. Затем вы поделитесь друг с другом мыслями, возникшими по поводу этого текста.

Презентация

Слайд 1 (на экране)

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

- Поделитесь мыслями, возникшими в ходе чтения текста. (В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.)

- Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? Конкретно вас касается эта проблема?

Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов. (Использовать синонимы, обогащая ими свою речь.)

Формулирование темы и целей работы.

- Внимание! Выходим на тему нашего занятия. (Синонимы.)

Слайд 2 (на экране)

Тема: Синонимы

- Сначала подумайте каждый самостоятельно, а затем обсудите в парах, какие вопросы предстоит решить в ходе занятия, каких целей достичь.

Поделитесь с нами своими мыслями. (Вспомнить определение термина “синонимы”; совершенствовать умение правильно использовать в устной и письменной речи синонимы, обогащая ими свой словарный запас.)

- Подумайте, нужны ли вам эти умения как будущим учителям начальных классов?

III. Планирование

- Обсудите в паре, как можно построить работу на уроке, чтобы достичь намеченных целей.

Поделитесь своими планами. (Т.к. тема изучалась в школе, работу на уроке нужно строить с опорой на изученный материал; умение правильно употреблять в речи синонимы совершенствовать через тренировочные упражнения, через работу со словарями.)

IV. Работа по теме

Включите компьютер, найдите на экране файл “Задание 1”. В таблицу после моего сигнала внесёте свои данные.

Сколько вас? (2, О.к.)

Напечатайте с большой буквы фамилию первого студента, введите данные в компьютер. Напечатайте фамилию второго студента, введите данные.

1. Определение понятия “синонимы” (тест 1)

Итак, вы видите тест 1. Прочитайте задание к нему.

Слайд 3 (на экране и на компьютерах)

Выберите верное определение термина СИНОНИМЫ.

  1. Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по значению.
  2. Синонимы – слова, одинаковые по звучанию и значению.
  3. Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по значению.
  4. Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие или одинаковые по значению.

- Выберите в паре верный ответ, не торопитесь, хорошо подумайте. Даётся одна попытка на выполнение каждого теста.

Выберите курсором нужный ответ и нажмите на левую клавишу мыши.

Проверка (Приложение 1, Слайд 4)

- Приведите примеры синонимов, одинаковых по значению.

- Приведите примеры синонимов, близких по значению. Какой вывод можете сделать? (В русском языке, гораздо больше синонимов, близких по значению. Синонимов, одинаковых по значению, очень мало.)

- Обратимся к этимологии этого слова, т.е. к его происхождению. Какая часть слова “синонимы” вам знакома? (“Онима” - имя.”) Греческий корень “син” означает “общий, сходный”.

2. Исследовательская работа

- Вернёмся к тексту, в котором многократно употребляется прилагательное “старый” (Приложение 1, Слайд 5).

- Вспомните, какой вывод вы сделали. (Текст звучит некрасиво, если в нём повторяется одно и то же слово, избежать навязчивого повторения можно с помощью подбора синонимов к этому слову.)

- Выбрать наиболее подходящий синоним для данного конкретного случая – значит, приблизиться к решению интересующей нас задачи: а как лучше сказать?

Подумайте, какие источники помогут найти ответ на этот вопрос. (“Толковый словарь”, “Словарь синонимов”.)

- Обратимся за справкой к синонимическому словарю под редакцией Чешко, в котором представлено 9000 синонимических рядов. Как вы думаете, что такое синонимический ряд? (Это слова, являющиеся синонимами.)

- Внимание на экран! Вы видите интересующий нас текст. Многократно повторяющееся слово “старый” из него исключено (Приложение 1, Слайд 6).

- Так как мы располагаем единственным словарём синонимов, воспользуемся выписками из него (Приложение 2).

- Рассмотрим статью, посвященную слову “старый”. На какой странице словаря синонимов она располагается? (стр.521). Что вы можете сказать об этом слове? (Прилагательное “старый” многозначное. К нему даны 6 синонимических рядов.)

Третий синонимический ряд со словом “старый” предлагается найти в статье, посвящённой прилагательному “давний”. Укажите страницу, на которой помещена данная статья. (Стр.115). И т.д.

- Итак, ваша задача – выбрать наиболее подходящий синоним в каждом случае, т.е. определить лексическую сочетаемость синонимов с другими словами.

Обсудите в парах, какой синонимический ряд сочетается с существительным “человек”. (I синонимический ряд). Какой синоним из этого ряда больше подходит в данном случае? Вспомните, какой источник поможет найти ответ на этот вопрос. (Толковый словарь.). Поработайте со словарём, используя слова I синонимического ряда. (В данном контексте человек может быть старый, престарелый.). И.т.д. (События – III ряд: давние, давно минувшие.)

Обычаи – IV ряд: старинные, древние, вековые, дедовские.

Одежда – II ряд: ветхая, обветшалая.

Времена – III ряд: давние, давно минувшие, стародавние, древние, далёкие; IV ряд: бывшие, прежние.) (Приложение 1, Слайд 7 – 11).

- Прочтите текст ещё раз и пронаблюдайте, соблюдаются ли теперь в этом тексте лексические нормы.

3. Тренировочные упражнения

а) Замена синонимов (тест 2)

- Потренируемся в правильном употреблении синонимов в речи на практических упражнениях.

Найдите на экране компьютера файл “Задание 2”. Откройте его. Прочитайте задание.

Слайд 12 (на экране и на компьютере)

Укажите номера предложений, в которых можно заменить один синоним другим.

Правильный, верный.

1 а. Ученый нашел правильный путь решения проблемы.
1 б. У девочки были удивительно правильные черты лица.

Темный, смуглый.

2 а. Темная от загара кожа придавала мальчику очень здоровый вид.
2 б. Девочке не к лицу это темное платье.
2 в. Вечер был темный.

Свежий, чистый.

3 а. Принесли свежую газету.
3 б. Он ежедневно надевает свежую рубашку.
3 в. В лицо дул свежий ветер.

Улыбка, усмешка.

4 а. Улыбка ребенка обескуражила раздосадованного отца.
4 б. Широкая улыбка не сходила с лица молодого человека.

- К какому источнику в случае затруднения вы можете обратиться? (К толковому словарю).

- На выполнение задания отводится 5 минут.

Проверка. (Приложение 1, Слайд 13)

Слайд 14 (на экране и на компьютере)

Расположите слова в синонимическом ряду в порядке возрастания признака: хороший, превосходный, классный, славный

- Что вы можете сказать об этих синонимах? Чем они отличаются? (Степенью проявления признака.) Первым в синонимическом ряду вы поместите синонимы с наименьшим проявлением признака. И так далее по нарастающей.

- На выполнение задания отводится 3 минуты.

Проверка. (Приложение 1, Слайд 15)

- А теперь расположите эти синонимы в порядке убывания признака.

(Превосходный, классный, славный, хороший.) Сделайте вывод об этих синонимах. (Некоторые синонимы можно расположить в синонимическом ряду как в порядке убывания признака, так и в порядке его возрастания.)

- Можно ли сказать, что эти синонимы – одинаковые по смыслу? (Нет, они отличаются оттенками значения.)

- Пронаблюдайте, чем, кроме оттенков значения, отличаются друг от друга эти синонимы. (Стилистической окраской.)

- Вспомните, на какие группы можно разделить все слова стилистически. (Нейтральные – стилистически не окрашенные; книжные – высокие, придающие речи торжественность; стилистически сниженные – разговорные (слова, свойственные обиходной, разговорной речи, используются в бытовом общении) и просторечные (слова, свойственные нелитературной городской разговорной речи).

- Найдите среди этих синонимов стилистически окрашенные. (Классный, славный – стилистически сниженные, разговорные.)

- Назовите стилистически нейтральные синонимы. (Хороший, превосходный.)

в) Стилистические синонимы. (Тест 4).

- Продолжим работу над стилистическими синонимами. Найдите на экране компьютера файл “Задание 4”. Прочитайте задание.

Слайд 16 (на экране и на компьютере)

Определите стиль синонимов, расположив их в три столбика.

Книжный Нейтральный Разговорный
стиль стиль стиль

архитектор, зодчий;

вояка, воин, боец;

мордочка, лицо, лик;

тихо, потихоньку;

грядущий, будущий;

бить, лупить;

- Какой источник поможет выполнить это задание? (Толковый словарь)

- На выполнение задания отводится 8 минут.

Проверка. (Приложение 1, Слайд 17)

- Как видим, нейтральное слово есть всегда, а книжного или разговорного синонима может и не быть. Пронаблюдайте, каких синонимов больше: разговорных или книжных? (Разговорных.) Словарь подтверждает это наблюдение.

г) Семантико-стилистические синонимы (тест 5)

- А сейчас вспомним всё, что мы говорили о лексических и стилистических синонимах. Найдите на экране компьютера файл “Задание 5”.

Прочитайте задание.

Слайд 18 (на экране и на компьютере)

Укажите, какой из помещенных в скобках синонимов больше всего подходит для данного предложения.

  1. Его (любовь, приверженность, слабость) к чтению радовала родителей.
  2. Целых два часа они (беседовали, болтали , разговаривали) о всяких пустяках.
  3. Ученики (писали, строчили, царапали) сочинение.
  4. Вдоль кремлевской стены (идет, шагает, вышагивает) часовой.

- На выполнение задания отводится 5 минут.

Проверка. (Приложение 1, Слайд 19)

- Итак, богатство лексических и стилистических синонимов в русском языке обязывает каждого говорящего или пишущего особенно продуманно относиться к выбору слова.

д) Аукцион синонимов.

- Проведём аукцион синонимов. Когда вы пишете сочинение или рассказываете о чём-то, вам не всегда удаётся подобрать синонимы к глаголам “сказать, говорить”. Постараемся сейчас решить эту проблему. Подняв руку и получив право на ответ, называйте синоним. Кто назовёт синоним последним, выиграет этот аукцион.

Проверка. (Приложение 1, Слайд 20)

- Пронаблюдаем, какие слова не были названы вами. Внимание на экран!

е) Контекстуальные синонимы.

- Обратимся к творчеству мастеров художественного слова и пронаблюдаем, как они используют синонимы в своих произведениях. В качестве примера рассмотрим творчество писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. Внимание на экран!

Слайд № 21 (на экране)

В произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина слово ГОВОРИЛ (ПРОГОВОРИЛ) имеет более 30 синонимов: БРЯКНУЛ, БУРКНУЛ, БУХНУЛ, ВОСКЛИКНУЛ, ВЫДАВИЛ ИЗ СЕБЯ, ЗАГВОЗДИЛ, ЗАИКНУЛСЯ, ЗАЛАЯЛ, ЗАМЕТИЛ, ИКАЛ, КАЛЯКАЛ, КУРЛЫКАЛ, ОБРАТИЛСЯ, ПОВЕСТВОВАЛ, ПОДХВАТИЛ, ПУСТИЛ ШИП ПО-ЗМЕИНОМУ, РАССУЖДАЛ, РЖАЛ, РЯВКНУЛ, СБОЛТНУЛ, СТОНАЛ, ХЛОПНУЛ и др. Правда, многие из них стали синонимами только в условиях данного контекста. Например: “Он в одну минуту НАЛАЕТ столько, сколько не успели НАЛАЯТЬ его достославные предки.”

V. Домашнее задание

- Итак, занятие подходит к концу.

Дома предлагаю вам откорректировать текст (упражнение 14).

VI. Итог

- Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Что для этого сделали?

VII. Рефлексия

- Поразмышляем, насколько эффективно нам удалось поработать.

Найдите на экране компьютера файл “Рефлексия”.

Перед вами три вопроса. Прочитайте!

Рефлексия.

  1. Насколько комфортно вы себя чувствовали на уроке?
  2. Насколько плодотворно сумели организовать работу в паре?
  3. Как проявилось ваше языковое чутье на уроке?

- Прочитайте три варианта ответа.

Варианты ответа:

Зеленый – очень хорошо.

Желтый – удовлетворительно.

Красный – плохо.

- Обсудите в парах и выберите вариант ответа на каждый вопрос.

- Просим компьютер показать общую рефлексию.

Внимание на экран!

Слайд 22 (на экране)

Общая рефлексия.

- Просим компьютер показать оценки за работу на уроке.

Слайд 23 (на экране)

Оценки за работу на уроке.

- Что вам дала такая форма работы?