Интегрированный урок русского языка на тему "Неопределенная форма глагола"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Дать понятие о неопределенной форме глагола;
  • Довершенствовать слуховое восприятие, внимание;
  • Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, знакомить с народными обычаями.

Оборудование:

  • Учебники,
  • Карточки для индивидуальной, групповой работы.
  • Портрет А. С. Пушкина, запись “Голоса птиц”, рисунки птиц, весенней природы.
  • Русский народный костюм, мультимедиа.

Конспект урока

Ход урока

Организационный момент.

Все готовы? Слушаем внимательно, отвечаем на вопросы. Отлично, улыбнитесь в ответ.

Повторение пройденного материала. Переход к теме урока.

На доске портрет А. С. Пушкина.

Эпиграф: “Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года”.

Учитель: “Замечательные слова из произведения А. С. Пушкина. О каком времени года здесь говорится? Почему так решили”?

Задание: вставить пропущенные буквы (используются специальные карточки), выписать глагол, определить его время, лицо и число. Изменить слова так, чтобы оно отвечало на вопрос “что делать?”

Встречает – глагол, настоящее время, третье лицо, единственное число. (Что делать?) встречать.

Сообщение темы и целей урока.

Находить глаголы в тексте, изменять их, образовывать новые слова, а также познакомиться с некоторыми народными обычаями.

Запись темы урока: “Неопределенная форма глагола”.

Работа по учебнику на странице 136.

Учитель: “Рассмотри запись в рамке. Объясни её. Приведи примеры, выбирая их из стихотворения”.

Неопределенная форма глагола

Что делать? Что сделать?

-ть (ся)

-ти

-чь (ся)

Анютина минута.

У восьмиклассницы, милой Анюты,
Вот уже год не хватает минуты
Утром умыться,
Заправить кровать,
Ногти постричь,
Пирожок разжевать,
В дырку просунуть
Упрямый шнурок,
Прыгнуть в автобус,
Успеть на урок.
Больно смотреть на мученья Анюты.
Нет ли товарищ, лишней минуты?

(Т. Белозеров)

Учитель: “Прочитайте текст параграфа. Почему эта форма глагола называется неопределенной?

Глагол – настоящий богач среди частей речи. Каких только форм у него нет: и время, и лицо, и число, и род в прошедшем времени. Но есть у глагола еще и неопределенная форма, которая отвечает на вопрос – что делать? Или что сделать”?

– Спешить, придумать.

Догадайтесь, почему эта форма глагола называется неопределенной. Что в ней нельзя определить? (Время, лицо, число).

Разминка (устно).

Замените данные словосочетания глаголами в неопределенной форме: говорить шепотом, издавать писк, вести беседу, давать советы, делать ремонт, приносить в дар, стать друзьями.

Зрительный диктант. Мультимедиа.

Людей сближает улыбка.

Без дела жить – только небо коптить.

- Как понимаете смысл этих пословиц? Подчеркните глаголы в неопределенной форме.

Работа в парах.

Каждая пара получает задание на карточке.

Учитель: “Назовите близкий по значению глагол:

  • водить за нос, кривить душой;
  • молотить языком, молоть вздор;
  • сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши;
  • намылить голову, задать жару”.

Работа по учебнику.

Упражнение 181. Чтение текста вслух. Выпишите описание обычаев русских крестьян. Ставьте глаголы в неопределенной форме. На какой вопрос они отвечают?

“Много славных обычаев родилось в русской деревне.

Издавна крестьяне развешивали скворечники на деревьях, веселились, провожая зиму, пекли куличи на Пасху, кланялись при встрече, берегли каждую крошку хлеба, относились с почтением к старикам, отвечали добром на добро, брали в дальний путь горсть родной земли”.

Запись на доске и в тетрадях: развешивать, веселиться, провожать, печь, кланяться, беречь, относиться, отвечать, брать.

Рассказ учителя на фоне музыки.

Учитель: “Первым признаком весны были “жаворонки” – вкусные булочки в форме птичек, с глазками из изюма. Хоть и холодно бывало в это время, а все-таки знаешь, что тихонько приближается весна.

На Руси был обычай выпускать на волю птичку на праздник Благовещения. Выбирали самую здоровенькую птичку, чтобы другие не заклевали. Иногда птички боялись вылетать, сидели нахохлившись. Но тут чирикали где-то другие. Птички взмахивали крылышками и прямо, как стрела, летели вверх.

Такая радость была в их взлете, что люди понимали, как хорошо праздновать чудную весть, которую принес ангел Деве Марии”.

Физ. минутка.

Учитель: “Представьте, что вы собираетесь выпустить птиц. Покажите, как символически сделать это”.

Работа по стихотворению А. С. Пушкина “Птичка”. (Рисунок птицы). Чтение наизусть.

Учитель: “Какие глаголы услышите в этом стихотворении?

Тексты напечатаны на карточках. Выписать глаголы”

В чужбине свято наблюдаю,
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю,
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью,
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

(Звучат голоса птиц).

Учитель: “Недаром считается, что птицы вестники весны.

Девочки приготовили очень старинную песню, слова и музыка неизвестных авторов”.

Под аккомпанемент баяна исполняется старинная песня.

Воробей.

Воробей с березы на дорогу прыг!
Больше нет мороза – чик, чирик!
Вот журчит в канаве быстрый ручеек,
И не зябнут лапки – скок, скок, скок!
Высохнут овражки – прыг, прыг, прыг!
Выползут букашки – чик, чирик!

(У детей на партах тексты песни).

Назовите глаголы, поставьте их в неопределенную форму.

Журчит – журчать.

Зябнут – зябнуть (мерзнуть).

Высохнут – высохнуть.

Выползут – выползти.

Вывод: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?, или что сделать? Оканчиваются на -ть, -ти, -чь (ся)

Работа в группах.

Из слов составить предложения.

Утром, дети, мартовским, рано, вставали, очень.

Сегодня, выпекать, будут, теста, жаворонков, из, – первых славных признаков весны.

Проверка.

Мартовским утром дети встали очень рано. Сегодня будут выпекать из теста жаворонков – первых славных вестников весны.

Далее текст читает учитель (ученик):

“Ребятишки заняли свои места на печи и присмирели. Они наблюдали за матерью. Мать разделывала скалкой тесто. Она выводила из теста четкий рисунок весенний птицы. Жаворонков отправляли в жаркую печь. Через час румяные птицы были на столе. Так на Руси встречали весну”.

Домашнее задание дифференцированное (на карточках).

Учитель: “У нас сегодня тоже первый день весны. Молодцы, вы хорошо поработали, и вас ждет приятный сюрприз”.

Подведение итогов урока.

Ученица в русском народном костюме заходит в класс с подносом “жаворонков” (булочки) и угощает детей.