Урок русского языка в 9-м классе по теме "Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными"

Разделы: Русский язык


Цель:
-
дать общее представление о группах СПП по их значению;
- сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры;
- совершенствование пунктуационных навыков.

Оформление: на доске – знать:
- основные группы СПП по их значению.
- признаки СПП с придаточными определительными.

уметь:
- находить главное и придаточное предложения.
- определять вид придаточного.
- определять средства связи придаточного с главным.
- расставлять знаки препинания.
- составлять схемы СПП с придаточными определительными.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Понятие об основных группах СПП.

1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

а) Сердце почувствовало (что?) недоброе. (дополнение)
б) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (определение)
в) Мы добрались до дома (когда?) вечером. (обстоятельство)

2. Подберём синтаксические синонимы: перестроим предложения так, чтобы они стали СПП.

а) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
б) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
в) Мы добрались до дома, когда наступил вечер.

3. Поставим вопросы к придаточным:

а) предчувствовало (что?)
б) дом (какой?)
в) добрались (когда?)

4. Сравним предложения и сделаем выводы:

С чем сходны по смыслу придаточные предложения?
( Со второстепенными членами предложения)

Вывод: три основные группы придаточных соответствуют второстепенным членам предложения: дополнению, определению, обстоятельству.

Учащиеся получают листы с напечатанной на них таблицей “Виды придаточных предложений”. Она заполняется по мере изучения придаточных.

Виды придаточных предложений

Вид придаточного

Вопросы придаточного

К чему относится

Место придаточного

Средство связи

1. Определитель-ное        
2.Местоименно-определительное        
3. Изъяснительное        

Обстоятельственные:

       
4.Степени        
5. Образа действия        
6. Места        
7. Времени        
8. Условия        
9. Причины        
10. Цели        
11. Сравнительные        
12. Уступительные        
13. Следствия        
14.Присоединительные        

IV. Слово учителя.

Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные и обстоятельственные (делятся на подгруппы).

Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (Ставим вопрос)

Главное!!! Правильно задать вопрос!

Начнём с придаточных определительных.

1. Анализ предложений, данных в настенной таблице.

2. Чтение учебника на стр.44 (С.Г.Бархударов Русский язык 9 класс, 2005г), заполнение таблицы.

V. Закрепление.

1. Работа с карточками

1. Комната ( ) куда меня привели была похожа на сарай.
2. Грош цена человеку ( ) который не может сломить дурной привычки.
3. И боль ( ) что скворчонком стучала в виске стихает.
4. И нищий наездник таится в ущелье ( ) где Терек играет в свирепом веселье.

Задание: найти главное и придаточное, поставить вопрос, определить вид придаточного.

Схематический диктант ( читается предложение, не записывается, составляется только схема)

а) Над нами чистое и удивительно прозрачное небо, какое бывает после первого снегопада.
[ сущ.], (какое).

б) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны.
[ сущ. , (которая), ].

в) Я ушёл в ту комнату, где уже все спали.
[ ту+ сущ.], (где).

г) В июльский день, когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России, я ехал на мельницу ловить рыбу.
[ сущ. , (когда), ].

д) В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.
[ сущ.], (что).

VI. Подведение итогов урока.

1. Назовите основные группы СПП по значению.
2. Назовите основные признаки СПП с придаточными определительными.

VII. Домашнее задание.

1. Таблица, учебник стр. 44, упр. 91.