Урок-сказка "Там, где музыка, плохо быть не может"

Разделы: Музыка


Музыкальный материал:

  1. А. Вивальди: “Зима” из концерта “Времена года”
  2. И. Крутой: “Шарманка”
  3. В. Шаинский: “Рассвет-чародей”
  4. А. Шевченко “Весна”
  5. Танец “Птицы”
  6. Видео-фрагмент “Снегурочка”
  7. Жасмин: “Имена на небесах”

Цель урока: раскрыть красоту и правду жизни средствами искусства (музыки. ИЗО, литературы, хореографии)

Образовательные задачи:

  • помочь учащимся понять и почувствовать взаимодействие красоты жизни - красоты музыки, красоты чувств и мыслей в процессе восприятия искусства.

Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса и любви к искусству и жизни, высоко-художественного вкуса, чувства прекрасного, доброго, нравственного долга, совести и любви к Родине.

Развивающие задачи:

  • развитие гуманного мировоззрения, слушательского кругозора, музыкального восприятия, вокально-хоровых навыков.

Оборудование урока:

  1. Тема: “Там, где музыка, плохо быть не может” (на доске)
  2. Картины: И.Э. Грабарь: “Февральская лазурь”. Б.М. Кустодиев: “Масленица”
  3. Фотовыставка (за участием детей в разных мероприятиях, урока)
  4. Действующие лица сказки: Музыка; Литература; Хореография; Фотография; Кино
  5. Цветные нотки
  6. Изображение шарманки
  7. Телевизор
  8. Караоке
  9. Видеомагнитофон

Ход урока

Учитель: - Сегодня мы вновь на уроке музыки, на котором продолжим разговор о тесной связи музыки с другими видами искусства. Урок пройдет в форме сказки, которая называется так: “Там, где музыка, плохо быть не может”.

Сказка начинается.

Звучит “Музыка” - комп. Н.Юрлова - исполняет на фортепьяно ученица.

Учитель: (на фоне музыки):

- Это было давно. Радость и счастье царили на земле.

Люди жили как братья. И вся их жизнь была Музыка: то взволнованная и быстрая, то грустная и задумчивая, игривая и звонкая , то нежная и прекрасная. Она наполняла сердца людей. По утрам они слушали Гимн восходящего солнца, а ночью слушали пение далеких звезд.

“Все, что бессмысленно, сурово, бурно,
Всегда на миг хоть музыка смягчает.
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость.
Темны, как ночь, души его движения
И чувства все угрюмы,
Не верь такому...”

У.Шекспир

- А когда прекрасные звучания наполняли землю, каждый человек мог слышать пенье сердца другого человека. И люди были гармоничны во всем: не только в зримой песне, но и в немой поэзии танца.

Исполняется танец “Птицы” -: (учащиеся хореографического класса) .

Учитель: - И правила тогда на земле светлая царица. Красота ее была лучезарна, как Солнце, как звезды. Кто хоть раз взглянул на нее, сам становился красивым. Но еще более красивым был ее голос. Он нес в себе пение далеких звезд, а ветры и водопады старались петь, подражая голосу царицы. Имя ее было - Музыка.

Стихотворение “Музыка” - (читает ученик).

Я никогда не понимал
Искусство музыки священной,
А нынче слух мой различал
В ней чей - то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту и те души моей волнения,
Что всю былую красоту волной приносит из забвения.
Под звуки прошлого встает
И близким кажется и ясным,
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Учитель: - Сейчас прозвучит уже знакомое вам музыкальное произведение. Откроите страницу “Копилка чувств” и отметьте композитора, название музыки и те чувства, которые вызвала у вас данная музыка.

Название музыки КОМПОЗИТОР Чувства
“Зима” - из концерта А.Вивальди Взволнованность
“Времена года”   Нежность
    Радость

Учитель: - Но однажды все изменилось на земле. Черный волшебник во время затмения солнца нагнал на людей злые чары. Нет, люди не ослепли, не перестали слышать, но сердца их стали бесчувственными к красоте. Напрасно царица Музыка внимала к их сердцам. Они оставались глухие, не понимая о какой красоте, о какой музыке им говорят. У них и так слишком много важных дел на земле, зачем им слушать пение звезд. И тогда царица Музыка отправилась к великому и мудрому волшебнику, который жил у самого синего неба. Может быть имена нa небесах помогут сделать чудеса?

Исполняется песня “Имена на небесах” - Слова и музыка

Жасмин. (дуэт)

Учитель: И сказал великий и мудрый волшебник: “Я буду помогать людям, но изгнать зло из своей жизни они должны сами. И ты (обратился он к Музыке) помогай им. Будь с людьми невидимо везде: в тихом шелесте листвы, в завывание вьюги, журчании ручейка. Я же дам людям музыкальные инструменты. И всякий раз, когда к ним будет прикасаться рука человека с возвышенной душой, они будут извлекать звуки потрясающей силы и нео6ъяснимой певучести. Среди них был странный, незнакомый, щемящий. Это был обыкновенный ящик со встроенным механизмом, который издавал при вращении ручки ограниченное число мелодий. Своим пением и игрой на этом инструменте радовали людей, в основном, бедные музыканты, чем и зарабатывали себе на пропитание. И назывался этот инструмент - шарманка.

Стихотворение “Шарманка” читает ученик.

И откуда те звуки, не знаю,
Но, под них забываться любя,
Все прошедшее я вспоминаю
И ребенком вновь вижу себя.
Голос тише звучит и слабее
ВОТ пропал он в пространстве пустом,
А шарманка все звонче, звучнее,
Все болезненней плачет кругом.

Исполняется песня “Шарманка” - муз. И.Крутого

Учитель: - Людей, которые стали слушать музыку, становилось все больше и больше. А те, кто пока не научился петь и танцевать, брали в руки кисти, краски, чтобы выразить свои чувства в цвете.

Вот перед вами две очень известные картины. “Февральская лазурь” И.Э. Грабаря.

“... Утро, когда, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу.. .”- говорил сам художник.

“Масленица” - Б.М. Кустодиева.

Эта картина - торжественная и звучная симфония зимней сказки. Масленица - это не только блины. Сцена масленичного катания превращается в гармоничный образ красоты национального русского праздника.

- А теперь вы попробуйте выразить свои чувства, которые вы испытываете в данный момент ПОД впечатлением картин, прозвучавшей музыки, стихов, исполненного танца. (Дети поднимают вверх нотки разного цвета, выражая свои чувства).

Учитель: - Мудрый Волшебник знал, что дети, которые живут на земле умеют видеть и слышать то, что не слышать взрослые. Дети умеют во сне, мечтают о чуде, они верят в добрую сказку.

Просмотр видеофрагмента сказки “Снегурочка”.

Учитель:- Вы узнали эту сказку?

Кто из писателей является ее автором? (ответы детей)

Учитель - Содержание сказки стало основой для создания: удивительной оперы композитором А.И. Римским-Корсаковым “Весенняя сказка”, с музыкой ее мы познакомимся в 6 классе.

Вопрос: Как связаны в данном случае музыка с литературой? Ответ: Содержание сказки стало основой для создания оперы.

Учитель:- Прошло время. Дети росли и бережно сохраняли то, чему научил их добрый и мудрый Волшебник и царица Музыка. Люди вновь стали слышать прекрасные звуки и видеть разноцветные огоньки - отблеск сияющей красоты. Их сердца потянулись на встречу миру и добру. Стихотворение “Я иду тебе навстречу” - читает ученик.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснулся
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду петь,
Но только песня зреет.

Учитель: - И стали звучать главные песни на земле: о любви, красоте природы, красоте человеческой души. Как вот эта (играю мелодию припева, дети узнают песню, называют композитора).

Хор исполняет песню “Рассвет - чародей” - музыка В. Шаинского.

Учитель - И настал долгожданный день, когда звучание музыки наполнило весь мир, а ночь стала как день. Черный волшебник навсегда покинул землю, потому, что зло не может существовать там, где царит красота и гармония. (читаю вместе с детьми тему урока “Там, где музыка, плохо быть не может”).

Итог урока.

Учитель:- А теперь ответим на вопрос, который был задан в начале урока и назовем главных действующих лиц сказки

(Музыка, ИЗО, литература, хореография, фотография, кино).

Все это назовем одним словом – ИСКУССТВО.

А теперь подарок для всех, кто и сейчас мечтает о звездах, о счастье, о нежности, о любви.

Исполнение песни “Весна” из репертуара Алсу.