Урок математики в 5-м классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Разделы: Математика


Цели урока:

1. Образовательные: рассмотреть правило умножения десятичной дроби на натуральное число, обеспечить усвоение учащимися знаний по теме.

2. Развивающие: развитие умения выявлять закономерности, обобщать; способствовать развитию пространственного воображения, логического мышления, развитие вычислительных навыков, устной речи, памяти, внимания.

3. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, помогать друг другу.

Тип урока: урок формирования и совершенствования новых знаний, умений и навыков.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный.

Формы организации самостоятельной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: плакаты, дидактические кружки для работы с дробями, карточки с задачами, макет куба, планшеты для фронтальной работы, интерактивная доска с проектором.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. (2 ученика у доски решают уравнения составленные дома).

3. Фронтальный опрос (правила и устный счет).

4. Выступление учащихся с сочиненными сказками.

5. Объяснение нового материала. Работа с учебником.

6. Закрепление. Решение упражнений. Дифференцированное решение упражнений.

7. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.

На последних уроках, мы изучали с вами десятичные дроби, учились складывать и вычитать десятичные дроби, сравнивать и округлять.

II. Проверка домашнего задания.

Пока мы вспоминаем правила, 2 ученика выходят к доске решать уравнения которые сами составили дома.

Один из учеников вычисляет столбиком 14,9 + 14,9 + 14,9 == 44,7

Вопросы:

1. Как короче записывают дроби, знаменатель кторых единица с несколькими нулями? (Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала записывают целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой).

2. Как называют такую запись дроби? (Десятичная дробь).

3. Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей. (Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа).

4. Как складывают и вычитают десятичные дроби? (Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; выполнить сложение или вычитание, не обращая внимания на запятую;поставить в овете запятую под запятой в данных дробях).

Проверяем работу учеников у доски.

III. Фронтальный опрос.

1. Работа с дидактическими кружками.

Задание:

  • показать дроби 8/8; ½; ¼; 1/8; 2/4; 2/8; 4/8.
  • Какая дробь больше ½ или 4/8?

2. Работа с планшетами. Учащиеся записывают ответы к заданиям на планшетах и показывают учителю. Задания записаны на интерактивной доске. Один ученик записывает решение на интерактивной доске.

IV. Ребята, мы с вами изучаем дроби, и каждый из вас сочинил сказку. Давайте послушаем несколько сказок. Выступление учащихся.

Сказка про дробь.

Жили – были числитель и знаменатель. Числителя звали два, а знаменателя тринадцать. Жили они хорошо. Ученики писали их в тетрадках, они видели себя в книжках, но хотели они еще брата или сестру. Тогда пошли они к тетушке математике и попросили ее поменять два и тринадцать местами. Тетушка долго не соглашалась. Но два и тринадцать рассказали, что у них нет ни брата, ни сестры. Математика пожалела и согласилась. Она поменяла два и тринадцать местами и получилась неправильная дробь тринадцать вторых, из этой дроби появился брат шесть целых, но хоть он появился позже, все равно был старше всех. А тринадцать поменяла свое имя и стала один. Так получилась дробь - Шесть целых одна вторая. С помощью числителя тринадцать и знаменателя два, ученики стали знать больше.

Ибрагимов Артем 5 “Б”

Умная дробь.

Давным-давно в стране под названием Математика жило множество жителей: числа, цифры, дроби, лучи, отрезки, фигуры.…Однажды царь математик позвал к себе одну из сестер - неправильную дробь. Он задал ей задание:

-Выдели из числителя и знаменателя целую часть. Долго думала она, как выделить Целую часть. И решила она разделить свой числитель на знаменатель. Поделила числитель на знаменатель. В числители у нее было 25, а в знаменатели 6. И получилось из нее не . Царь наградил ее за это. И стала она первой неправильной дробью, которая выделила целую часть.

Осипова Ксения 5 «Б»

Два друга.

Жили-были два друга Числитель и Знаменатель. Однажды Знаменателя похитили, Куб заточил его замок, который охранял он и Параллелепипед. Они были очень сильными и большими по размерам.

На следующий день Числитель пошёл искать Знаменателя. Он день шёл, два шёл, на третий день он встретил своего давнишнего друга, которого звали Доля. Доля выслушал рассказ Числителя и пошёл с ним на поиски знаменателя. После нескольких дней пути они дошли до этого замка. И на них напали Куб и Параллелепипед. Они попросили друзей ответить на вопрос, как находится их объем. Куб дал Числителю и Доле на раздумье два часа. Но Числитель и Доля любили науку Математику и быстро ответили на вопрос

Числитель крикнул: «Формула объема Куба V= а3», а Доля добавила: «Формула объёма Параллелепипеда V=а в с.»

Куб и Параллелепипед тут же испарились. Вот так Числитель и Доля спасли Знаменателя.

Хальфутдинов Марат 5 «Б»

V. Объяснение нового материала.

Ребята, смотрите какие числитель и знаменатель дружные, не оставляют друг друга в беде. Победили они и куб и параллелепипед.

Показать каркас куба и параллелепипеда. Изображения фигур на интерактивной доске.

Помогите мне решить следующую задачу. Сколько проволоки нужно, чтобы сделать еще один такой же куб?

- Нужно знать длину одного ребра куба. У куба, 12 ребер. Можно 12 раз сложить значение длины ребра.

Ой, это очень долго. А нельзя ли вычислить быстрее?

- Нужно длину ребра умножить на 12.

В классе при помощи линейки измеряем длину ребра куба. Она равна …..

Получилась десятичная дробь.

Сегодня на уроке мы должны научиться умножать десятичные дроби на натуральное число.

На интерактивной доске открыть слайд с темой урока. Учащиеся начинают работать в тетрадях.

Одного сильного ученика вызвать к доске умножать десятичную дробь на 12 ( с комментированием, умножаем не обращая внимание на запятую.)

Разобрать правило.

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:

  • умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую;
  • в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Работа с учебником стр. 281. Учащиеся самостоятельно читают правило. Затем правило читаем хором. 1 –2 ученика рассказывают правило.

Ребята а как по другому можно было решить пример 14,9 + 14,9 + 14,9 ==?

VI. Закрепление. Решение упражнений.

Ребята, мы с вами забыли про параллелепипед. Сколько проволоки нужно, чтобы сделать параллелепипед?

Выводим формулу: 4*а + 4*b + 4*с.

Вызвать одного учащегося к доске найти значение выражения,

если а = 8,6 см; b = 6,3 см; с = 4,5см. (Решение: 8,6*4 + 6,3*4 + 4,5*4 = 34,4 + 25,2 + 18 = 77,6 см)

Ребята, недавно в Республике Татарстан, в г. Казани был большой праздник. Может вы помните какой? Подскажите мне (1000-летие города Казань).

- В давние - давние времена Казанским ханством правила прекрасная Сююмбика. Как гласит легенда, Иван Грозный, покоренный ее красотой, предложил ей свое сердце. Но Сююмбика поставила условие, чтобы он за 7 дней построил самую высокую башню. И вот работа закипела. А вот насколько башня высока, мы узнаем решив задачу. Высота дерева 5 м. Башня в 11,8 раз больше. Найти высоту башни Сююмбики. (Решение: 11,8 * 5 = 59 м)

Далее учащиеся решают задания по уровням в рабочих тетрадях.

Первая группа № 1 – 10. Вторая группа № 11- 20. (см. Приложение 1.)

VII. Подведение итогов.

Что нового вы узнали на уроке, чему научились?

Повторить правило умножения десятичной дроби на натуральное число.

Вытавление оценок.

Домашнее задание: п. 34, вопросы, № 1303, № 1304.