Урок риторики "Гость в дом – радость в дом"

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Систематизировать знания учащимися этикетных формул в ситуациях: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, благодарности и прощания.

2. Совершенствовать умения:

- ориентироваться в названных ситуациях

- использовать для обращения формулы речевого этикета, соответствующие их особенностям.

3. Углубить знания правил поведения (речевого и неречевого) в ситуации приёма гостей.

Оборудование:

1. Таблица этикетных формул.

2. Реквизит для ролевой игры: журналы, игры, чайный сервиз, магнитофон, подарки и т.д.

3. Плакаты с этикетными правилами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка. Подышим!

1). Просчитайте до 20 без добора воздуха.

2). Не запутайтесь в звуках:

  • Кате - к Кате
  • два бала - два балла
  • поделка - подделка

3). Не сломайте язык!

Проговорим скороговорки

  • Все бобры для своих бобрят добры.
  • Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

3.Слово учителя.

На предыдущих уроках мы учились быть вежливыми и пришли к выводу, что не что не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

А что же значит быть вежливым, как вы думаете? (Ребята выдвигают свои версии)

Итак, вежливость-это в первую очередь умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим нас людям, умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной ситуации.

- А всегда ли мы поступаем вежливо?

Учебник риторики предлагает нам стихотворение Бориса Заходера “Очень вежливый индюк” (стр. 91). Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на вопрос:

- Был ли индюк в самом деле вежливым?(стихотворение читается по ролям)

- На самом деле индюк, как мы убедились, был совершенно невежливым, кричал, не умел правильно пригласить в гости. В такой ситуации может оказаться каждый из нас, если мы не будем знать правила этикета.

- А умеете ли вы, ребята, вежливо приглашать и принимать гостей?

- А быть хорошим гостем?

Казалось бы, что в этом ничего сложного нет. На самом деле умение быть гостеприимным хозяином и вежливым гостем - это целое искусство.

Об этом и пойдет речь сегодня на уроке риторики.

“Гость в дом-радость в дом” - тема нашего урока.

4. Запись даты и темы занятий в тетрадях.

Урок наш будет проходить в форме ролевой игры, целями которой станут:

1).Обобщить знания этикетных формул приветствия, обращения, просьбы, знакомства, благодарности и прощания.

2). Учиться использовать данные формулы в определенных ситуациях

3). Разработаем правила приема гостей, правила поведения в гостях и потренируемся в их применении.

- Я не сомневаюсь, что все вы любите такой праздник как день рождения.

В этот день вы приглашаете в гости друзей. Но как вести себя так, чтобы сделать имениннику приятное?

5. Ребятам предлагается проанализировать и обсудить инсценировку рассказа И.Они “Чертова дюжина”.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

Как приятно слышать эти слова от друзей в твой праздничный день! Поздравления, улыбки подарки - и это все тебе. Ты - в центре внимания, ты обласкан и всеми любим. Но…К сожалению не всегда в этот день бывает радостно и виновнику торжества, и гостям. А порой день рождения кончается слезами, как это было у Васи…

ЧЕРТОВА ДЮЖИНА

Наверное, все так получилось потому, что это был тринадцатый Васин день рождения. А тринадцать – чертова дюжина.

Мама к этому дню готовилась, а Вася просто ждал. Достаточно уж, что он родился – порадовал мир. А мама пекла пирожки, резала салаты.

И вот настал роковой день, в дверь позвонили.

Колька, ты, что ли?! – крикнул Вася, глядя в глазок, - иль не ты? А- а - а!

Петька! – разочарованно протянул он, едва приоткрывая дверь. – А разве я тебя приглашал?

- А я и не к тебе,- хихикнул нахал Петька. – Мне Мухина нужна, а она сюда придет, марку на обмен принесет. У тебя, что ли, день рождения? – Петька придвинулся к столу и засунул палец в торт.

В дверь позвонили. Это была Мухина. Она чинно вплыла в квартиру.

- Ну, привет, Мухина, - неприветливо буркнул Вася и выразительно взглянул на сверток в руках гостьи. – Это что, подарок?

- Да, это альбом с марками. Не тебе. С Петькой меняться будем, - спокойно ответила Мухина.

Тут в прихожую с гиканье и смехом ввалилась компания – человек десять не меньше. Предводительствовал лучший Васин друг – Вова. Остальных Вася не знал.

- Это все мои друзья с одного двора, Васька. Все проходите! Будьте, как дома! Топайте! Ешьте! Васька, давай, развлекай!

Орала пластинка, торт был уже наполовину съеден.

Все сели за стол и начали есть. Тут Вася заметил, что он даже не переоделся, а ходит в тренировках, вытянутых на коленях.

“Ну, ладно”, - подумал Вася, встал на стул и произнес торжественную речь.

- Товарищи, - сказал Вася, - сегодня я родился…

Но его оглушил шум. Все заговорили разом.

- А вчера я нашла кошку с белыми пятнышками, принесла домой, а мама говорит: “Да это же наша кошка, которую я пять лет назад потеряла”, а папа ей на это…

- Эта кинуха – балдеж! Он как треснет, как побежит…

- А я вчера в автобусе…

- Ой, лимонад пролился!

Потом все наелись и замолчали, только Вовка икал.

- Ну, Вовка, я теперь до утра икать буду. Пошел я…Ик!.. - сказал Вова и ушел со своей командой.

В дверь позвонили. Это был Леша. Он в руках держал огромную клетку.

- Я вот опоздал…- запыхавшись, говорил Леша, - но зато вон какой подарок – клетка для птицы!

- Но у меня нет птицы! - удивился Вася.

- Да ладно, пригодится, - подмигнул Леша. – Она все равно в кладовке валяется. А подарок ценный.

Алеша доел торт и убежал: он очень спешил.

Вернулась мама, все убрала, перемыла посуду. Ласково сказала:

- Сегодня ты, Вася, родился…

А Вася прослезился…

- Ребята, какие ошибки были допущены хозяином и гостями в данной ситуации?

- Что нужно знать, чтобы избежать этих ошибок?

- Итак, чтобы избежать этих ошибок, нужно знать правила поведения хозяина и правила поведения гостей.

6. Учитывая ошибки героев, мы с вами сами попробуем сформулировать эти правила и, кроме того, подберем к каждому правилу пословицы.

Когда-то давным-давно на Руси не было еще книг о хороших манерах, да и понятия такого не было. А правила общежития людей существовали и закреплялись в пословицах и поговорках- таких точных, что мы можем до сих пор учиться по ним житейской мудрости.

Посудите сами.

У каждого из вас на партах лежит небольшой список русских пословиц и поговорок о гостях, хозяевах, подарках. Они взяты из сб. В.И.Даля “Пословицы русского народа”. Всего в сб. входит 440 ярких и образных высказываний.

Итак, формулируем правило и подбираем к нему пословицу или поговорку (работа проходит устно).

Ребята формулируют правило, учитель прикрепляет его на доску, из списка к нему подбирается пословица или поговорка.

ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА

1. Радушно встретить любого гостя (даже незваного) - быть приветливым, помочь гостю раздеться, пригласить в комнату.

  • В поле - враг, дома - гость.
  • Гость не кость, за дверь не выкинешь.
  • Умел в гости звать, умей и встречать.
  • Рад, не рад, а говори: “Милости просим”.

2. Заранее подумать не только об угощении, но и о развлечении гостей.

  • Где грусть да тошно, там сидеть не можно.
  • Худ Матвей, не умеет потчевать гостей.
  • Для милых гостей поломать костей.

3.

  • Не требовать от гостей подарка.
  • Дорог подарочек не выпрошенный.

4. Получив подарок, всегда нужно выразить благодарность и похвалить.

  • Дареному коню в зубы не смотрят.
  • Дар не купля: не хают, а хвалят.

5. Быть вежливым, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

  • Хозяин весел, и гости радостны.
  • Хоть хлеба краюшка да пшена четвертушка, от ласкового хозяина и то угощение.
  • Не будь гостю запасен, а будь ему рад.

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЕЙ

1. Не являться без приглашения. Не приводить с собой (за компанию) людей, не знакомых с хозяином.

  • Званый гость, а незваный пес.
  • Прямой болван, что пришел незван.
  • Набралось гостей со всех волостей.

2. Поздравить и сказать хозяину добрые слова, если вы приглашены на какой-то праздник.

  • Молча пришел, молча ушел.
  • Приехал - не здоровался, поехал - не простился.
  • Пошел на обед, неси словцо на привет.

3. Не забывать о подарке, который должен принести радость хозяину.

  • Хороша ложка к обеду.
  • Не дорог подарок, дорога любовь.
  • Что не мило, то попу в кадило.
  • На тебе, Боже, что нам не гоже.

4. Вести себя культурно: не опаздывать, не требовать от хозяина угощений и развлечений, не делать критических замечаний и т.д.

  • Опоздавшему - кости.
  • У себя дома, как хочешь, а в гостях, как велят.
  • В гостях воля не своя.
  • Гость хозяину не указчик.
  • Что поставят, то и кушай, хозяина в доме слушай.

Таким образом, мы сформулировали с вами правила для хозяев и гостей. Посмотрим, а как в жизненных ситуациях можно воспользоваться данными правилами. Вам необходимо будет продемонстрировать свое умение общаться друг с другом, используя соответствующие формулы приветствия, знакомства, обращения, просьбы, благодарности и, конечно же, этикетным словариком, который есть у вас в тетради. Я предлагаю вам ролевую игру.

7. Учитель раздает карточки с заданиями.

1. Вы пригласили к себе на день рождения гостей. Почти все они между собой незнакомы. Примите их. Познакомьте друг с другом. Займите чем-нибудь. Когда все гости соберутся, пригласите их за праздничный стол.

2. Вы пришли на день рождения. Поздравьте хозяина, вручите подарок. Познакомьтесь с другими гостями. Постарайтесь завязать с ними разговор.

ХОД ИГРЫ

Класс делится на группы: участники игры и эксперты. Пока участники игры обдумывают свои роли, экспертам объясняют их задачи. За каждым экспертом закрепляют участников. Экспертам выдают таблицы, по которым анализируется поведение участников игры “Правила хозяев” и “Правила гостей”.

Напротив каждого правила ставят (+) или (-) в зависимости от соблюдения правила.

Затем после игры эксперты дают оценку своему участнику, используя в своем ответе этикетные формулы согласия и несогласия с мнением собеседника:

- разумеется - конечно, нет
- безусловно - совсем нет
- правильно - вовсе нет
- верно - отнюдь нет
- действительно - неправильно
- ты прав - неверно
- я согласен (-а) с этим - ты неправ (-а)
- я уверен (-а) - я не согласен (-а)
- я думаю, что это так (правильно) - разрешите мне не согласиться
-я думаю, что ты прав (-а) - позвольте высказать свое мнение
- я полагаю (мне кажется), это так - я полагаю, это не так
- в какой-то мере вы правы - я не уверен (-а) в правильности
ваших слов.

Пока гости репетируют, хозяин готовит сладкий стол. Затем по очереди стучатся в дверь, приветствуют, поздравляют, дарят хозяину подарки. Хозяин встречает гостей, принимает подарки и поздравления, вводит гостей в комнату, знакомит друг с другом, предлагает журналы, книги и т.п.

Когда все соберутся, хозяин приглашает всех к столу.

Последний этап игры - прощание. Звучат формулы благодарности, прощания.

8. Подводится итог, выступают эксперты со своими наблюдениями, оценивают участвовавших в игре.

- Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?

- Для чего нам нужно знать правила и формулы речевого этикета?

Сегодня на уроке мы познакомились только с отдельными эпизодами речевого этикета. Каждый день мы встречаемся, общаемся, ходим друг к другу в гости. Поэтому быть вежливым, тактичным человеком просто необходимо. Я думаю, что наш урок “Гость в дом - радость в дом” поможет нам во многих жизненных ситуациях.

Пользуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках риторики по теме “Будьте вежливы” и знаниями, которые вы приобрели сегодня, составьте 3 диалога сказочных героев, используя формулы вежливости.

Я благодарю вас за работу на уроке и желаю вам творчески поработать дома.

Урок окончен. До свидания!