Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Предложение"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательная: сформировать понятие предложения, грамматической основы предложения, интонации конца предложения.

Развивающая: развивать устную и письменную связную речь.

Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, прививать интерес к русскому языку.

1. Организационный момент.

Учитель: в тетрадках запишите число, классная работа.

Как называется наша тема, вы узнаете тогда, когда разгадаете ребус (оформлен на отдельном листе).

(П репа' (п=д) ложка'' енот'' 'кит' Е)

Итак, посмотрите на доску… Правильно, наша тема – Предложение.

 2. Изучение нового материала.

 Учитель: Сегодня объяснят новую тему ваши одноклассники в небольшой сценке. Пожалуйста!

(Сценка подготовлена заранее. Главные действующие лица: Предложение, Грамматическая основа предложения, Интонация конца предложения, Точка, Вопросительный знак, Восклицательный знак, Многоточие. У героев сценки -знаков препинания- на груди помещены кружки с символами – (.), (?), (!), (…).

У остальных действующих лиц в руках плакаты – “кирпичики” с признаками предложения. Из этих “кирпичиков” в конце сценки будет построен дом для Предложения).

Предложение:

- Пора знакомиться, друзья,
Я – Предложение,
А вот моя семья (показывает на других участников сценки).

Грамматическая основа предложения:

- Кто достоин восхищенья?
Кто ядро предложенья?
Ну, конечно, это я -
Основа грамматическая!
В свой состав включаю часто
Оба главных члена я.
А бывает, что найдёте
Подлежащее одно
Или же сказуемое!

Интонация конца предложения:

- В устной речи я, друзья,
Укажу на конец предложения!

Знаки препинания (хором):

В речи письменной, друзья,
Ставьте знаки препинания!

Точка:

- Ты сообщенье записал –
Поставь скорее точку!
И не смотри, что я мала,
Ведь я помощница твоя.
За мной на карте города:
Москва, Кувшиново и Тверь,
Я так важна, уж ты поверь!

Вопросительный знак:

- Я, ребята, знак вопроса,
Изогнулся весь в дугу-
Тяжела вопроса ноша:
Что? Зачем? И почему?
Как спросить что соберётесь-
Без меня не обойдётесь!

Восклицательный знак:

- Я везде, где радость
И где восхищенье,
Хочешь чувства подчеркнуть?!
Меня поставить не забудь!

Многоточие:

- Вам больше нечего сказать?
Поставьте многоточие…

Предложение:

- Что сказали мы, друзья,
Записать в тетрадь пора.
Вы постройте-ка мне дом,
Буду жить комфортно в нём!

Все вместе строят дом для Предложения – свои “кирпичики” помещают на доску.

Такие же домики раздают ребятам, чтобы они сравнили свои домики с домом на доске и дописали бы пропущенные сведения – работа с тетрадью для схем.

Дом Предложения на доске:

Дом Предложения на листках у ребят:

 img3.jpg (13589 bytes)

Учитель: Это дом для Предложения, а вы живёте в домах, расположенных на улицах нашего города. К сегодняшнему уроку вы писали рассказы и стихи о любимой улице, в которых с теплотой отзывались о неповторимой природе нашего края. Проверяя ваши работы, я обошла полгорода: посетила и Садовую улицу, и Советскую, и 8Марта, Октябрьскую, Пионерский бульвар, Западную, Семашко.

А все вместе мы побываем в Комсомольском парке и встретим там летнее утро. Сейчас за окном пасмурная осень, а мы вспомним о солнечном лете.

Ой, вот беда! Все слова перемешались, где какое предложение, не разберёшь. Ребята, помогите мне восстановить предложения (каждое слово поставить на своё место) – я раздам вам полоски бумаги с записанными словами, а вы составите предложения и запишите в свои тетради.

  1. утро летнее хорошо!
  2. из-за показалось полоски вот солнце синей.
  3. его в лучах гигантских краснеют утренних сосен вершины.
  4. расстилается над туман рекой.
  5. в глядится небо зеркальную синее воду.
  6. на листве блестит яркой роса деревьев.
  7. утру радуются птицы, деревья, летнему цветы.
  8. облака белоснежные лёгкую тень иногда бросают зелёную травку на, синюю гладь на реки.
  9. но подует ветерок, тени и исчезают.

 Учитель раздаёт полоски со словами каждой паре учащихся, дети составляют предложения и записывают в тетрадь.

- Что же у нас получилось?

Каждая пара читает своё предложение с соблюдением интонации конца предложения – получается текст, с которым мы будем работать.

 Учитель раздаёт каждому ученику отпечатанный текст.

 3. Работа с текстом

1. Хорошо летнее утро! 2. Вот из-за синей полоски показалось солнце. 3. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. 4. Над рекой расстилается туман. 5. Синее небо глядится в зеркальную воду. 6. На яркой листве деревьев блестит роса. 7. Летнему утру радуются птицы, деревья, цветы. 8. Белоснежные облака иногда бросают лёгкую тень на зелёную травку, на синюю гладь реки. 9. Но подует ветерок, и тени исчезают.

1. Как можно озаглавить данный текст? – Летнее утро в парке.

2. Какими близкими по значению словами можно заменить слова:

показалось (солнце) - появилось,
гигантский – огромный;
глядится – смотрится;
блестит – сверкает

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Летнему утру радуются птицы, деревья, цветы.

4. Выполните пунктуационный разбор 8 и 9 предложений.

Учитель: Теперь я предлагаю вам самим выбрать задание, которое мы будем выполнять. На магнитной доске прикреплены фотографии (размер – 18х21) с видами нашего города.

Выбирайте понравившуюся фотографию, читайте на обороте задание и выполняйте.

5. Найдите в тексте (в указанных предложениях) слова с орфограммами (слова выписать, орфограмму обозначить):

  • безударная гласная в корне слова проверяемая (предложение №2)
  • звонкие и глухие согласные в корне слова проверяемые (предложение №8)
  • непроизносимые согласные в корне слова (предложение №3)
  • правописание приставок, не изменяющихся на письме (2 слова с ПО-) (предложения №2,9)
  • правописание безударных личных окончаний глаголов (предложение №9)

Фотография, на обороте которой написано задание №5 (Улица в г.Кувшиново, с 1976 года носящая имя С.И.Ожегова)

6. Выполните морфологический разбор слов: на травку, птицы, в зеркальную (воду), краснеют, показалось.

Фотография, на обороте которой написано задание №6 (Дом, в котором 10 сентября 1900 года родился С.И.Ожегов).

7. Найти в тексте слова, в которых звуков больше, чем букв.

Слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Фотография, на обороте которой написано задание №7 (Здание Народного дома, построенное в 1913 году)

8. Выполните морфемный разбор слов: глядится, белоснежные, показалось.

Фотография, на обороте которой написано задание №8 (Здание Народного дома. Фото начала 20 века).

 

9. В предложениях №2, 3, 4, 5, 6 выделите грамматические основы.

Фотография, на обороте которой написано задание №9 (Улица старого города).

  

4. Подведение итогов.

Учитель:

- Вот и настала пора возвратиться к дому Предложения. Давайте вспомним основные признаки предложения (ученики называют черты предложения по дому – схеме): Предложение – это высказывание о ком-то, о чём-то. В предложении обязательно есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое, основа предложения может включать только подлежащее или только сказуемое. В устной речи предложение произносят с особой интонацией – интонацией конца предложения. В письменной речи в конце предложения ставят точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

Многие ребята активно работали и получили хорошие отметки:

5. Домашнее задание:

Выделите основы предложений в стихотворении, написанном вашей одноклассницей Жуковой Светой.

 Учитель читает стихотворение и раздаёт отпечатанный текст каждому ученику.

 Моя улица.

Улица Гражданская, я люблю тебя!
Здесь, на этой улице, отдыхаю я.
Лес, ручей, а вокруг поля!
Дом у дороги. Вековые тополя.
Ты так красива,
Ты так тиха!
Иду по тропинке,
Вижу ивы, рябинки.
Гуляют по улице
Красивые коты.
А я собираю
В поле цветы.
Лишь гудки паровоза
Вдалеке слышны.

Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен, до свидания!