Урок для 7-го класса по географии "Путешествие в Африку"

Разделы: География


Цели урока:

  • Воспитывать у учащихся внимательное отношение к окружающему миру.
  • Развивать память, воображение детей, учить их владеть основными мыслительными операциями (анализ, сравнение и т.д.), устанавливать причинно-следственные связи.
  • Обобщить, углубить и расширить знания о природе, населении Африки, умении работать с дополнительной литературой.

Оборудование:

Карты по Африке; атласы; карта путешествия (маршрут); стенд с подборкой литературы и репродукций; фрагменты видеофильма “Африка”; будильник ; художественная кисть; 5 копеек (пятак).

На столах учащихся - приложения №1 и №2.

Ход урока

 Учитель: Ребята, давайте посидим тихо и послушаем (слушают, как идут часы). Что отсчитывают часы? Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока.

 Тема урока: “Путешествие по Африке”.

“Гуляя по тенистой роще, египетский жрец беседовал со своим учеником.

“Скажи мне”,- спросил юноша, “Почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов”?

В раздумье жрец начертил посохом перед собой два круга:

маленький и большой. (На доске чертится два круга: маленький и большой).

“Твои знания- это маленький круг, а мои- большой. Но все, что осталось вне кругов -неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.

Цель нашего урока: расширить крут своих знаний по второму по величине материку мира - Африке.

Совершая заочное путешествие. Пусть эпиграфом нашего урока будет слова Паустовского:

“Познания и странствия неотделимы друг от друга.

Это непременное качество всех путешествий - обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”.

Самым главным на судне является капитан, все его команды выполняются беспрекословно. Капитан самый знающий, опытный, настоящий морской волк. Сейчас мы узнаем, кто же будет капитаном в столь опасном путешествии.

Задание: Кто назовет больше географических объектов в Африке, связанных со словом “самый-самый” и при этом правильно покажет на карте.

Ученик. Вручается медаль капитана.

Учитель: Штурмана на корабле уважают за находчивость, ценят за умение и любят за юмор.

Задание: Дайте характеристику физико-географического положения материка,

Штурман задает вопросы, дает адрес территории, по которому ее можно найти на Земле, а помощник штурмана отвечает, показывает на карте.

(Вручаются медали штурмана и помощника штурмана).

Учитель: Готовясь к поездке в Африку, мы столкнулись с проблемой, а какую же одежду взять с собой в путешествие. Для этого давайте зайдем в архив и посмотрим материалы наблюдений, проводившихся в разных районах континента на метеостанциях.

Задание: Возьмите приложение №1, на нем изображены климатические диаграммы. Охарактеризуйте их и о своих исследованиях расскажите товарищу по парте (по очереди). Затем вместе решите, что нам необходимо взять в путешествие и почему? Свои ответы представьте на совет команды (На обсуждение 3 минуты).

Ответ учеников: плащ от ливневых дождей, от песка головной убор, длинные куски

ткани или теплые вещи па июль, обувь, свободную длинную одежду.

Учитель: А теперь нам предстоит далекий путь. Он будет непрост, но я надеюсь, что вы помните, в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

Задание: Взять приложение №2 и ответить на вопросы по подготовке к путешествию (Время для ответа три минуты).

Учитель: Наш корабль покидает морской порт Санкт- Петербург, Определите его координаты:

(Ученики работают с атласом).

Учитель: Мне в руки попало письмо начинающего, очень юного юнги. Он рассказывал нам о своем первом путешествии и наделал много ошибок. Чтобы наше плавание было с “попутным ветром” найдите эти ошибки.:

“Теплоход очень быстро шел на юго-запад вдоль берегов Скандинавского полуострова, пользуясь холодным Северо-Атлантическим течением. Огибая этот полуостров, теплоход пересек Северный тропик, где, как известно, солнце 22 декабря каждого года находится в наивысшем положении, в зените. Двигаясь на юг, вдоль восточного побережья Европы, теплоход через Гибралтарский пролив вышел на Средиземное море. Лучи заходящего солнца ярко освещали нос корабля и капитанскую рубку. Когда слева по борту, на африканском берегу, мы увидели мальчишек, что-то радостно кричавших, проходившему мимо теплоходу.

Мы прибыли к устью самой большой реки мира - Нил.

Задание: Определите координаты устья реки Нил.

“Реки-посланцы неба”,- утверждал в бессмертных своих творениях древнегреческий поэт Гомер. В древнем египетском гимне Нилу есть такие слова: “ Слава тебе, Нил, явившийся на Землю. Ты орошаешь сады и поля, созданные природой, чтобы дать нам жизнь.

Ахмад Шауки- известный поэт Африки писал:

Как сладость надежды
Нам влага его дорога,
Как амбра, смуглы
И душисты его берега.
|Пусть мутен и глинист-
Он райские земли затмил
Святой, полноводный, извечный Кормилец наш - Нил!

Задание: Расскажите о реке Нил. Почему ее считают кормилицей, источником жизни?

Ученик:

  • источник влаги
  • тропические дожди (с июня по октябрь), разливается верховье Нила и затопляет долину.
  • притоки в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах.

Учитель: Нам предстоит интересная и увлекательная работа по изучению флоры и фауны Африки.

Задание: О какой природной зоне идет речь?

Ученик: Рассказывает о природной зоне - экваториальные леса, не называя зону.

Занимательные вопросы:

  1. Что лишнего в этом списке? Молочай, кофе, банан, фикусы, пальмы.
  2. Жесткие, плотные, блестящие, как бы лакированные. Что это и почему?
    (Листья верхнего яруса деревьев в экваториальном лесу имеют такую поверхность для отражения солнечных лучей и предохраняет от ливневых потоков дождя).
  3. Обнимая хозяина, вьюсь,
    Лезу вверх, высоты не боюсь,
    Я, с хозяином так обнимаюсь,
    Я все выше и выше взбираюсь
    Чтоб гирляндой потом с высоты ниспадать! Кто я есть? (Лиана).

  4. Рисунок уха, художественная кисть, 5 копеек (пятак). Какая существует связь этих предметов с экваториальным лесом?
    ( в экваториальном лесу обитает кистеухая свинья).

Рисунки: черепахи, антилопы, вельвичия.

Что объединяет эти вещи? Как они приспособились к жизни в этой природной зоне?

(Запас влаги, короткий ствол-50см, два плотных кожистых листа 3 м отражают солнечные лучи, прячутся в расщелинах, долго обходятся без воды, пробегают большие расстояния в поисках воды и пищи).

Учитель: Мы попали на праздник к одному из народов Африки.

Задание: В каком регионе Африки мы сделали привал? Кто населяет этот регион? Кто составляет основную часть жителей материка?

(Ответить на вопросы, составить диалог с коренным населением Африки и продемонстрировать его после просмотра видеосюжета).

Учитель: С незапамятных времен человечество украшает себя разнообразными драгоценностями. Но, оказывается, что ювелирные украшения с драгоценными камнями и самоцветами не только украшают, но и обладают возможностью влиять на своих владельцев. Легенды о целебных и магических свойствах камней передавались из столетия в столетие.

-О каком камне идет речь?

  1. В таежных и диких лесах Сибири, Далекой Африке
    Найдены россыпи ценных камней, По твердости нет им равных.
    (Алмаз).
  2. Это самый популярный, самый драгоценный камень на Земле. Этот камень придает силу, твердость, мужество. Усиливает остроту ума. Где на территории Африки месторождения алмазов?
    Ученики: показывают на карте
  3. Держу я камень на ладони
    И не спешу его бросать
    Чтоб книгу мудрую природы
    Неторопливо пролистать.

  4. Лунный камень очень красивый, с голубовато- серебристым оттенком. Символизирует нежность, загадочность.
  5. Рубин - камень любви, гнева, пламени. Предохраняет от тяжелых
    заболеваний.
  6. Янтарь - камень Солнца. Защищает от болезней щитовидной железы, ангины. Это уникальный “очиститель” нашего организма.
  7. Сердолик - камень легенда, оберегает все живое от смерти, болезни,
    дарует счастье.

Человек, верящий в магическую силу исцеляющего камня, лучше сопротивляется невзгодам.

 Учитель:

В минуты грусти и тревоги,
Чтобы печали сбросить бремя
Кладите камни на ладони -
У вас в руках застынет время!

Вспомните легенду, рассказанную в начале урока. Как вы думаете, круг ваших знаний стал шире?

Домашнее задание: Приготовить репортаж в любой форме (стихотворение, сказка и т.д.) об Африке.

Творчество учащихся.