Урок творчества "В мире звуков"

Разделы: Музыка


Цель: cпособствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности и развития учащихся через внеурочную деятельность.

Задачи:

  • Развивать музыкальные способности, вокально-хоровые и ритмические навыки;
  • Дать учащимся систему опорных знаний и способов действий для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой;
  • Воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы.

Оборудование: магнитофон, фонограммы из аудиокассеты «Звуки окружающего мира». Стихи, ребус, мозаика. Причудливые бутылки, барабаны, мяч, музыкальные карточки и таблицы с заданиями. Стаканы, ложечки, вода. Гитара, баян, бросовый материал (бутылочки из-под шампуня, стаканчики из-под йогурта и т.п.). Детские музыкальные инструменты.

Наглядный материал:

  • Плакат-карта «Море звуков» (Приложение1).
  • На доске плакат «Шумовые рифы».
  • Забавная песенка (на доске).

Музыкальный материал:

  • «Музыка» муз. Г Струве, сл. И. Исаковой;
  • Кричалка и песня «Землю обмотали»;
  • Фонограмма «Звуки окружающего мира»;
  • «Музыкальный корабль» сл.В. Семернина, муз. Г.Струве;
  • «Музыка всегда с тобой» сл.В. Семернина, муз. Г.Струве;
  • «Пестрый колпачок»; Сл. Н. Соловьёвой, муз. Г.Струве;
  • «Во поле берёза стояла» (р.н.п.);
  • «По полю-полю» (р.н.п.);
  • «Во саду ли в огороде» (р.н.п.);
  • «Маленькая полька» Д. Кабалевского.

Форма: научно-познавательная игра. Работа в группах.

Ход мероприятия

Учитель. Главная тема наших занятий – музыка. Основная проблема – тоже музыка, а идея – конечно, музыка навсегда! Ибо, как сказал поэт . Гаджикасимов:

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй...
Она везде и вечно спутник мой.

Кто не знает, что такое музыка? Наверное, многим мой вопрос покажется странным. Действительно, кто сегодня этого не знает? Музыка – это... музыка!

Песня «Музыка», муз. Г Струве.

Итак, внимание – мы отправляемся с вами в научно-познавательную экспедицию-игру. А для этого нам придется хорошенько подготовиться. Существуют определённые правила, которые необходимо соблюдать в таком случае. Проверим, насколько мы готовы к этой встрече.

Приготовьте свои 10 пальцев. С их помощью мы будем считать очки: каждый раз, отвечая на поставленный вопрос «нет», загибайте один палец.

Сколько будет «нет», столько будет загнутых пальцев, значит, столько будет очков.

Вопросы:

  1. Вы считаете, что готовиться к встрече с музыкой необязательно. Идёте на концерт как на дискотеку?
  2. Если вы вдруг опаздываете к началу концерта, то ни за что не остановитесь у двери и не сядете в ближайшее кресло, а решительно будете пробираться на своё кресло?
  3. Вы всегда проходите на своё место лицом к сцене и спиной к сидящим зрителям и не думаете извиться за беспокойство?
  4. Вы сядете в кресло, развалившись, положив обе руки на подлокотники, или будете упираться ногами в переднее кресло?
  5. Если вам вздумается перекусить, вы не будете дожидаться антракта, а вынете бутерброд и начнёте жевать или просто встанете и сходите в буфет?
  6. Если музыка вам нравится, вы громко делитесь своими впечатлениями с приятелем или подпеваете, отстукивая ритм ногой?
  7. Вы уверены, что без ваших «остроумных комментариев» зрители на концерте заскучают?
  8. Не дождавшись, когда опустится занавес, и исполнители покинут сцену, вы бежите как угорелый в гардероб, чтобы первым получить своё пальто?
  9. Вы всегда забываете, что ваши аплодисменты – лучшая благодарность артистам, музыкантам и другим создателям спектакля?
  10. Вы знаете, что между частями большого симфонического произведения не принято аплодировать, нудно тихонько сидеть, пока начнётся следующая часть, и поблагодарить аплодисментами артистов в конце концерта?

Ну что ж... Теперь подведём итоги. Есть ли среди вас человек, который загнул все 10 пальцев? Есть? А вы отвечали вполне искренно и честно? Очень хорошо. Значит вы вполне воспитанный человек.

Тот, кто загнул больше пяти пальцев, может спокойно себе сказать: я на правильном пути, из меня выйдет культурный и воспитанный человек.

Тот, кто загнул 3, 2 или, что совсем печально 1 палец, должен сейчас же приступить к работе над собой. Ему не помешало бы прочитать книгу о правилах хорошего тона и серьезно подумать о себе и о своём характере.

А теперь – внимание!

Всех прошедших экзамен по правилам хорошего тона приглашаю на аукцион.

Лот № 1. Музыкальные слова.

Назовите слова, которые на ваш взгляд имеют отношение к музыке. (Фортепиано, мелодия, песня, танец и т.д.)

Победителем станет тот, кто скажет слово последним. Чур, не повторяться!

Лот № 2. Без чего музыка не получается?

Без музыкантов, без инструментов, без композитора и т. д.

Проверка снаряжения.

Что необходимо взять в дорогу:

  1. Путевой дневник (тетрадь для записей).
  2. Ручку или карандаш.
  3. Стихи.
  4. Сборник песен.

Что поможет нам в путешествии?

Организованность, дисциплина, доброта, целеустремленность, активность, воображение, внимание, память, юмор, смелость, доброжелательность, ловкость, смекалка, любознательность, взаимопонимание, находчивость.

Присядем на дорожку.

Итак, мы отправляемся в фантастическую экспедицию и совершим путешествие в необыкновенный воображаемый мир. Его невозможно потрогать руками, или увидеть глазами, понюхать или ощутить вкус. Зато можно воспринять всем сердцем и душой. Поэтому, ни минуты не сомневаясь в его существовании, давайте смело доверимся нашей фантазии и приступим к изучению маршрута.

Пора, друзья, в добрый путь!
А чтобы ещё интересней
И легче казалось идти,
Споём и весёлая песня
Поможет в далёком пути.

Кричалка и песня «Землю обмотали».

Вот какая дружная и весёлая команда у нас получилась!

Фонограмма: шум моря.

Наше путешествие началось. Мы вступаем на Архипелаг Искусства. Самое время ознакомиться с его языком. Но что это? (Достаю 2 бутылки). Уже кто-то потерпел крушение и просит нашей помощи. Ребята, давайте поможем (раздаю бутылки 2 столам). Выньте из бутылок содержимое и помогите бедствующим.

В одной бутылке задание – расшифровать ребус, в другой - выложить мозаику. Желательно, чтобы задания были связанные с музыкой.

(Подхожу к третьей группе):

Природа дала человеку удивительную способность – умение говорить, поэтому для нас основным способом передачи информации является звучащее слово. Люди общаются между собой с помощью речи на определённом языке.

Мы можем просто и бессмысленно произносить слова или болтать «ни о чём», а можем выразительно, взволнованно и красиво рассказать о своих чувствах, желаниях, поделиться мыслями и впечатлениями. Такая речь называется художественной.

Человеку захотелось когда-то сохранить звучащую речь – и он изобрёл специальную знаковую систему: буквы, письменность. Так появилась художественная литература. Наряду с устной речью и письменностью человек изобрёл и продолжает изобретать другие знаковые системы, другие способы общения, которые, кстати, тоже называет языком. Существует, например азбука Морзе, компьютерный язык программирования, язык цифр, жестов, даже язык цветов. И у искусства тоже есть свой язык – язык художественных образов, символов. Понять его нетрудно, если ты достаточно внимателен, наблюдателен и имеешь развитое воображение. Речь пойдёт о литературе.
Не приходилось ли вам встречать музыкальных ёжиков? Например, таких, которые играют на барабанах? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру, представьте себе, приходилось! Прочитай, как он это описал:

(У детей на 3 столе тексты стихотворения):

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами...
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру.

Скажите, какие слова всё время повторялись в стихах, через строчку? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Возьмите барабаны. Проверьте, чтобы кисти рук были мягкими, палочки в руках держите удобно, ненапряжённо. Читайте вслух стихи, а повторяющиеся слова «бум-бум-бум» не произносите совсем, а только исполняйте на барабане 3 удара. Проконтролируйте себя, произнося слова «бум-бум-бум» шёпотом.

(Дети выполняют задание.)

А теперь поиграем по-другому.

Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались». Начало игры будет прежним. Но, начиная с этого места, играйте на барабанах не палочками, а шлепайте по нему ладонями рук. Ведь когда падают яблоки, их звук не похож на удар барабана? Шлепков, как и ударов, должно быть по 3.

(Дети выполняют задание.)

Наверное, вы поняли, что упорядоченное чередование ударных и безударных слогов образует ритм стиха. В стихотворении «Музыкальный ёжик» ритм стиха мы заменяли иногда ударами барабана. Удары барабана были такими, что совпадали с ритмом стиха. Поэзия и музыка, очень близкие родственники, и сближает их, прежде всего – ритм.

Ну, дорогие мои, друзья! Вы расшифровали содержимое бутылок? Что у вас получилось?

(Дети показывают, что у них получилось).

Прислушайтесь! Слышите? (Фонограмма орфовских звуков). Это шумит Море Звуков. Долее наш путь проляжет по звуковым волнам, и здесь нас тоже ждёт немало интересных открытий.

Что такое звуки? Как они получились? Почему их так много, целое море?... Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда-нибудь бросать камешки в воду?

(Дети делятся своими воспоминаниями.)

Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению их, не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши. Воздушные волны заставляют вибрировать тонкую перегородку в ухе, которая называется барабанной перепонкой. Так мы и слышим.

А теперь давайте тихонько коснёмся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим? (Звук). Откуда же он взялся?

(Дети отвечают, что при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.)

Физики говорят, что звуки – это колебания воздуха определённой частоты.

Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может. Обратите внимание на звук: он получается тоненький, высокий и довольно короткий. (Ударяю по стакану.)

А если тронуть струну гитары (провожу по струнам гитары пальцем). Мы без труда увидим и колебание: она дрожит, будто раздваивается. И звук получается долгий, низкий.

Значит, свойства звука зависят от частоты колебаний воздуха. Сильные колебания дают громкий звук, а слабые – тихий.

Звук расходится, как круги на воде и постепенно угасает, исчезает. Поэтому на большом расстоянии звуков совсем не слышно.

Если в одинаковые стаканы налить воду не поровну и мягко ударить по сосудам, они издадут разные звуки. Один будет повыше, другой пониже. Как это зависит от уровня воды в сосуде? Пустой стакан даёт высокий звук. Стакан налитый доверху даёт низкий звук.

В стакан, где не было воды, долей её доверху. Как изменилась высота звука?

Доливая и отливая воду, добейтесь, чтобы оба стакана издавали одинаковый звук.

Запомните: Высота звука – степень удалённости от самого низкого звука, который можно себе представить.

Поэкспериментируем! Выразите своё настроение в звуках, извлечённых из стаканов с водой.
Зачем выполнять это задание: для достижения как можно большей выразительности. Не думайте, что выразительность нужна только там, где надо читать стихи и петь; выразительность начинается уже тогда, когда ты извлекаешь один-единственный звук.

(Дети выполняют задание.)

Вижу, мои милые выдумщики, что вы не только не тонете в Море Звуков, а, наоборот, с удовольствием в нём купаетесь. Думаю, что нам не страшны никакие Шумовые Рифы.

Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, например шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. (Желательно озвучить после каждого слова). Так возникли шумовые преграды, которые мешают слышать подлинно музыкальные звуки. А чтобы узнавать, где шумы, а где не шумы мы будем отличать звуки друг от друга.

Для проверки знания выполни задание. Изучаем свойства шумов. (Задание выполняют по группам.)

Впишите слева шумы природы. Справа – шумы, которые производит человек.

Таблица 1

природа человек
шелест листьев шелест страниц
шум моря шум толпы
шорох шорох
   
   
   

Впишите в клетках названия предметов, которые способны издавать указанные шумы.

Таблица 2

деревянные ветка      
стеклянные   лёд    
пластмассовые     пенал  
металлические       наковальня

Обратите внимание, что некоторые шумы имеют одинаковые названия, но очень отличаются друг от друга. Например, звон стекла и звон металла. Используя таблицу 3, ответьте: какие из названных вами шумов звонкие, глухие, громкие, тихие, грубые, нежные?

Найдите более точные определения шумов и запишите их в таблицу.

Таблица 3

деревянные стеклянные пластмассовые металлические
скрип      
  звон    
    шелест  
      скрежет

(Задание выполняют все):
Впишите в треугольниках названия шумов, которые мешают нам попасть в Море Музыки.

(Можно вывесить большим плакатом на доске)

Рисунок 1

(Включить фрагмент фонограммы «Металлические звуки».)

Одни шумы мы слушаем с удовольствием, а другие очень быстро надоедают, от них даже портится настроение? Некоторые шумовые звуки неприятны для слуха, потому что слишком резки, громки, назойливы. Но есть звуки, которые ласкают слух мелодичностью, певучестью. Их-то мы и попытаемся отыскать в Море Звуков. Мелодические звуки очень гибкие, многолики, они могут вести музыкальный разговор. Тем и отличаются они от шумовых, что могут рассказать не только о себе. Человек заметил это тысячу лет тому назад и стал учиться создавать красивые мелодические звуки самостоятельно, с помощью своего голоса или специальных приспособлений, которые назвал – музыкальными инструментами. Мы обязательно с ними познакомимся в Музее Музыкальных Инструментов, а пока приступим к поиску мелодических звуков. Искать будем на слух и на голос. Давайте поиграем!

  1. Хлопните в ладоши.
  2. Стукните по столу.
  3. Пошелестите листочками.

– Ну что?

– Никакой музыки не получилось.

  1. Хлопните 2 раза.
  2. Постучите 3 раза.
  3. Пошелестите листочками.

– Ну как?

Музыка не получается.

– Ничего музыкального не выходит.

А что если эти звуки спеть – изобразить голосом?

  1. Хлоп-хлоп.
  2. Тук-тук-тук!
  3. Шр-шр!

– Тоже ничего не выходит.

Из этих шумов музыка не получается.

Забавная песенка (на доске):

Как выполнять это задание: главное – понять, что в пении голос может «стоять» на месте, как показывает горизонтальная линия (________), а может «подниматься» или «спускаться», как показывает линия-горка. Голос должен следовать за пальцем. Если палец движется по линии без повышений и понижений, голос тоже должен звучать одинаково, монотонно, без повышений и понижений, на одной высоте:

_______________
О-о-о-о-о-о-о-о-о

Если палец «поднимается» в горку, голос тоже должен утончаться, повышаться. «Когда палец спускается» с горки, и голос должен с изменённого вернуться к первоначальному.

Какую ошибку вы можете допустить: изменение высоты голоса, когда палец «поднимается» в горку, нельзя заменять простым усилением громкости звучания. Голос должен именно изменяться, становиться выше, утончаться. Выше и громче – не одно и то же. Докажите это и будьте внимательными.

(Поют.)

Запомните: мелодические звуки бывают вокальными и инструментальными.

Если человек поёт,
Он звук «поющий» издаёт,
А звон, гудение и стук –
Это инструментальный звук.
Ритмичный стук,
Хрустальный звон –
Это мелодичный фон.

Фон (греч.) – звук, голос.

Запомните: мелодические звуки бывают вокальные (их поют) и инструментальные (их играют).

Давайте поиграем! Игра «Шумит, поёт, играет».

Задача играющих: определить шумовые, вокальные и инструментальные звуки.

Игроки стоят в одной шеренге. Водящий бросает мяч поочерёдно каждому со словами: шумит, поёт, играет. Игрок должен ответить, поймав мяч и вернуть водящему.

Например:
Шумит? – Лес.
Поёт? – Соловей.
Играет? – Балалайка.

Повторяться запрещается. Тот, кто задерживается с ответом, не отвечает или ошибается, выходит из игры. Побеждает самый находчивый и внимательный. Он становится водящим. Игра продолжается. Пример: оркестр, гроза, поезд, город, хор, вокалист, скрипка, птица, хоровод, крылья, гитара, опера, рояль, холодильник, стакан, самовар, ветер, ансамбль, и др.

Песня «Пёстрый колпачок», муз. Г.Струве.

Говорят, что петух поёт, а он не певчая птица? Звуки бывают стеклянные, деревянные, металлические, пластмассовые. Отгадайте загадку.

Кто поёт?

Кран? Орган? Иван? Стакан?

Предлагаю вам самим смастерить музыкальные инструменты.

Изготовление инструментов из бросового материала.

Рисунок 2

Рисунок 3

Озвучивают сказку про медведя. (Приложение 2)

Мои милые изобретатели, мы благополучно миновали Шумовые рифы и на волнах мелодических звуков выходим в открытое Море Музыки.

Исполнение песни «Музыкальный корабль», муз. Г Струве.

Но взгляните вон на то серое клубящееся облако впереди. Оно стремительно приближается. Видимо нам все-таки не удастся избежать неприятной встречи с Какофонией. Какофония – это лишённое всякого благозвучия беспорядочное нагромождение звуков.

Но главное – не теряться в этом сумбурном хаосе. У нас на столах есть специальные сетки – ловушки. Ребята, вам необходимо разделить цифры, буквы и музыкальные знаки. Поместите их в специальные сетки. Цифры и математические знаки в клетки. Буквы и знаки препинания – в линейки. Музыкальные знаки поместим на нотном стане. Выполняют задание по группам.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

А сейчас давайте отправимся на Мыс оркестра и посмотрим, что там происходит.

Рисунок 7

Провожу работу по разучиванию «Маленькой польки» Д. Кабалевского.

Музыка – древнейшее искусство. Когда-то давным-давно люди могли передавать красивые мелодии только устно. Одни пели или играли, а другие запоминали их и передавали следующим. При этом что-то искажалось, забывалось, терялось, иногда придумывалось заново.
Такая музыка дошла до нас сквозь века. У неё нет конкретного автора, поэтому её называют народной, или фольклором, и относят к устному народному творчеству.

Фольклор – (англ.) народная мудрость. Название это глубоко справедливо. Но народная музыка-это не только мудрость, но и душа народа. Сыграем! А ребята немного отдохнут и послушают.

В исполнении детского оркестра звучат р.н.п. «Во поле берёза стояла», «По полю-полю», «Во саду ли в огороде».

Вот музыка! Её лицо
В конце концов и нам открылось!
Какая сила в нём светилась!...
И сердце радостно забилось...

Ну вот, дорогие мои спутники... Наша необычайная экспедиция, кажется, достигла своей цели. Перед нами целый Мир Музыки, огромный и неизведанный. Мы лишь соприкоснулись с ним, на мгновение вошли в него – и убедились, какой интересной и наполненной может сделать он нашу жизнь. А если вам понравилось, то мы обязательно продолжим увлекательное путешествие в Музыкальном Пространстве и во Времени.

Ну что ж, друзья, пора расставаться. А на прощание давайте споем.

Песня «Музыка всегда с тобой», муз. Г Струве.

Литература

  1. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М.: Аквариум, 1997.
  2. «Весёлые уроки музыки в школе и дома» / Авт.-сост. З.Н. Бугаева. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2002.