Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие проводится один раз в месяц, иделятся на три направления: «Мальчики – маленькие рыцари»; «Мальчики – будущие мужчины»; «Мальчики – защитники».

«Мальчики – маленькие рыцари»

При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками – как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности. Вырабатываются: доброжелательное отношение к девочкам; желание быть опрятным, способность видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде; стремление оказать помощь девочкам в игре, совместной деятельности; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; – понимание и уважение мнения партнеров противоположного пола.

На таких занятиях мальчики учатся правильным взаимоотношениям с девочками.

«Мальчики – будущие мужчины»

Все занятия этого раздела призваны сформировать предпосылки мужественности: дать правильное понимание будущих мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли; сформировать представление о роли и занятости мужчины в семье, о взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей.

«Мальчики – защитники»

Цикл занятий данного раздела позволяет: воспитывать нравственно – волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера, умение преодолевать трудности); учить достигать цели, быть спокойными, терпимыми, рассудительными, брать на себя роль защитника и охранителя.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Тема: «Мальчики – маленькие рыцари».

Цель. Закрепить представления детей об отличительных признаках мальчиков и девочек, учить классифицировать предметы (одежду, игрушки) относительно пола. Дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника и охранителя. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь, а так же желание делать приятное (поделку) своими руками

Наглядный материал: предметные картинки «одежда»; игрушки; аудиокассета с отрывками мелодий; кукла (девочка); атрибуты к ситуациям.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята по соседству с нами живут девочки, вы с ними играете, гуляете, встречаете праздники. Назовите, «Какие наши девочки?» (красивые, добрые, хозяйственные, заботливые и др.) Дети называют слова-признаки по отношению к девочкам и проходят на стульчики.

– Какие вы, мальчики? (сильные, смелые, храбрые, трудолюбивые и т.д.)

На доске магнитные плоскостные фигурки мальчика и девочки.

Воспитатель:

– Это Саша и Маша, они делали гимнастику и не успели одеться, давайте им поможем. Что может надеть Саша? Найдите и принесите. А, что может надеть Маша? (дети одевают кукол). Тут же выясняют, какая одежда подходит и для мальчика и для девочки.

Саша и Маша любят играть, подберите игрушки для Саши и Маши. Какие игрушки подойдут и для мальчика и для девочки? (Дети называют.)

Может ли Саша играть куклой? В каких случаях это бывает?

– Маша может катать машинки? Когда это может быть? Послушайте музыку и скажите, кто это играет Саша или Маша?

Звучит музыка «Всадники». Дети определяют, представляют, имитируют движениями. Затем звучит мелодия «Спят усталые игрушки»

– Давайте подпоем словами. (Дети поют.)

– Что Маша может делать под эту музыку? (Мальчики показывают, как укачивают кукол.)

– Ребята, вы, молодцы! Хорошо называете, все то, что нужно девочке. А что нужно мальчику?

Воспитатель:

– Сегодня мы продолжим и попробуем разобраться, как должен вести себя мальчик по отношению к девочке. Вы готовы? Тогда ответьте, мне на вопросы:

  • Как нужно относиться к девочкам?
  • Какую помощь ты можешь оказать им?
  • Можно ли обижать девочку? Почему?
  • Как сделать девочке приятное?
  • Как должен вести себя мальчик, чтобы понравиться девочке?
  • Какие девочки тебе нравятся?

Послушайте стихотворение:

Подарила мама Тане,
Шарик с красным петушком –
Ой, какой красивый шарик!
Все мечтают о таком.
Но поднялся ветер вдруг,
Шарик выхватил из рук.
Подошел к Катюше Рома,
Ну, чего же мы стоим?
Шарик твой мы не достанем,
Так, давай играть моим.
Посмотри, цветок на нем,
Будем с ним играть вдвоем.

– Скажите, как Рома, отнесся к Кате? (Он был добрым, заботливым, внимательным, нежным.)

– Если мальчик проявляет к девочке доброту, внимание, заботу, то можно сказать, что он настоящий мужчина и поступает как маленький рыцарь.

– Давайте попробуем проиграть разные ситуации, и выяснить правильно ли поступает мальчик.

– Так, как у нас нет девочек в группе, я принесла вам куклу Таню, она и будет исполнять роль девочки. Вот она (показывает куклу), а вы будете исполнять роль мальчика.

История 1.

– Перед входом в детский сад большая лужа. Таня никак не может ее перейти. Мимо проходит Сережа, и…(Мальчик показывает, как бы он поступил.)

– Правильно ли Сережа поступил? Что бы сделали вы? Почему?

История 2.

– Олег сидит за столом и пьет чай, в комнату заходит Таня. Олег смотрит на нее, и…

– Можно ли сказать, что Олег был вежлив по отношению к Тане? Как еще можно было поступить? (Дети по желанию показывают.)

История 3.

– Таня строит из кубиков домик. У нее ничего не получается, постройка рассыпается. Девочка огорчилась. Илюша подошел к Тане, заботливо собрал кубики и...

– Можно ли Илюшу назвать маленьким рыцарем? Почему?

Молодцы мальчики, я горжусь вами, теперь я знаю, что вы всегда будете поступать правильно. Как, вы сейчас покажите.

Физминутка:

Мы, мальчики – (показывают пальцем на себя)
Мы настоящие мужчины! (маршируют)
И с девочками сориться, (буксуют кулаками перед собой)
Нам нет, причины (поднимают плечи)
Мы девочек не обижаем, (повороты головой)
Всегда вперед их пропускаем. («Реверанс»)
Мы любим с ними танцевать (пружинка с разворотом)
Подарки разные вручать (поклон вперед, руки в стороны)

– Молодцы!

Воспитатель, предлагает детям пройти за столы. Перед каждым ребенком лежат 2 карточки – белая и красная.

– Давайте поиграем в игру. Посмотрите на картинку, Если вы считаете, что ваша помощь нужна, то поднимите красную карточку, а если не нужна, то поднимите белую карточку.

Выставляются поочередно сюжетные картинки. Мальчики определяют и показывают карточки, выясняют, почему надо помочь девочке в той или иной ситуации.

– Вы хорошо разбираетесь, где нужна ваша помощь, а где не нужна. Девочки очень любят сюрпризы. Давайте пригласим их в гости и поиграем вместе с ними в игру. Приглашаются девочки

Д/и. «Назови ласково по имени». (Мальчики благодарят девочек и провожают в группу.)

Занятие 2

Тема: «Мужчины и женщины в семье».

Цель. Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.

Наглядный материал: Семейные фотографии; предметные картинки; магнитный театр, к произведению «Канавка» В. Донниковой; Иллюстрации хороших поступков.

Ход занятия

1. Беседа «Семья, и об обязанности членов семьи по дому»

– Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о семье. Вы принесли семейные фотографии. Скажите, что такое семья? (Ответы детей.) Расскажите о своей семье: сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать все вместе? (Дети высказываются по желанию.)

– Семья может быть большой и маленькой. В каждой семье есть бабушка, дедушка, папа, мама и дети – мальчик и девочка. А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы? (Предположения детей.) Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых. А еще можно разделить на мужчин и. женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Давайте и мы с вами разделим всех членов семьи.

– Мужчины – это кто? (Дедушка, папа, мальчик.) А женщины в семье это…? (Бабушка, мама, девочка.) Всех людей тоже можно разделить на эти две группы – мужчины и женщины.

А чем отличаются мужчины от женщин? Вот идете вы по улице, вы сразу можете определить, где мужчина, а где женщина? Как? Да, мужчины и женщины выглядят по-разному: Они носят разную одежду; у мужчин может быть борода или усы; мужчины, чаще всего выше ростом, чем женщины, мужчины физически сильнее.

Работа по дому, которые выполняют мужчины и женщины различается? (Предположения детей.) Кто обычно чинит утюг и другие электроприборы? Кто может навесить книжную полку на стену? Кто чинит кран, если он течет?

Да, есть и по дому такая работа, которую выполняют чаще всего мужчины.

– Что еще могут сделать? (Ответы детей.)

– Какую работу по дому берут на себя мужчины? (Тяжелую, трудную, сложную.)

– Почему? (Они сильные, смелые, ловкие, трудолюбивые.) А есть домашняя работа, которую обычно выполняют женщины. Что это за работа? (Ответы детей.) Почему за нее берутся женщины? (Они хозяйственные, аккуратные, заботливые.) В группе спрятались предметы, которые помогают в работе. Найдите те предметы, которые помогают мужчинам и те предметы, которые помогают в работе женщинам. (Дети называют предмет и объясняют, какую работу с ними могут выполнять мужчины или женщины.)

– Представьте, что мы ждем гостей. Нам надо приготовиться к их приходу и выполнить кое-какую работу по дому – постирать салфетки (выставляется тазик, стиральная доска) и наладить табуретку (табуретка и молоток). Подойдите к той работе, которую вы будете выполнять, как будущие мужчины (дети выбирают и объясняют свои действия)

– Какая работа труднее?

– Может ли мальчик постирать салфетки? (Ответы детей.) Давайте покажем, что еще мы умеем делать

Физминутка:

Мы сильные, мы смелые (маршируют по кругу)
Мы мальчики – умелые (показывают пальцем на себя)
Бревно, мы можем распилить, (движение руками «пилят бревно»)
И дров, конечно нарубить (движение руками «рубят дрова»)
Если надо – гвоздь забьем (движение руками «бьют молотком»)
А с высоты не упадем (балансируют руками)
Очень нам охота,
Гол забить в ворота (делают пинок ногой вперед)
Унывать нам нет причины (грозят пальцем)
Мы настоящие мужчины! (показывают на себя)

– Сегодня я расскажу вам историю про мальчика Витю, присаживайтесь. Рассказ называется«Канавка» В. Донниковой.

Прошел дождь. Витя взял мяч и пошел гулять. Идет Витя по улице, земля после дождя не просохла, трава мокрая, а на дороге образовалась канавка и вода в ней блестит. Видит Витя, идет мужчина, и несет полные ведра воды. Хотел перешагнуть через канавку, да поскользнулся

 – А, чтоб тебя! Вон сколько воды пролил, – рассердился на канавку и ушел.

Идет девочка, хотела перепрыгнуть канавку, не удержалась и упала руками в грязь. Вытерла руки – платье запачкала

– Противная канавище! – топнула ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят канавку: «А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы пьют, Возле нее цветы растут. И кораблики в ней можно попускать!

Пошел Витя в лес, набрал сухих веток, сделал мостик.

Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный мостик. Да это и неважно!

– Можно сказать, что Витя поступил как настоящий мужчина? Почему?

– Мальчики в нашей группе, конечно, еще не взрослые мужчины, но в некоторых случаях они тоже могут вести себя, как настоящие взрослые мужчины. Давайте: подумаем, когда же о мальчике можно сказать: «Он хоть и маленький, но поступает, как настоящий МУЖЧИНА»?

– Мальчики, вы бы хотели, чтобы о вас так говорили?

– Мы сегодня определим несколько правил поведения мальчика, которые помогут стать настоящими мужчинами.

1. правило. Настоящий мужчина – это защитник. Мальчики должны защищать девочек или малышей, если их кто-то обижает.

2. правило. Настоящий мужчина всегда внимательный. Наши мальчики всегда будут добрыми и вежливыми по отношению к девочкам и взрослым.

3. правило. Настоящий мужчина никогда: не плачет, он терпит, даже если ему очень больно. Поэтому наши мальчики, могут вести себя, как настоящие мужчины – не плакать и терпеть

4. правило. Настоящий мужчина всегда придет на помощь и поможет другому. Конечно, мальчики еще не смогут сами что–то сделать, но наладить отремонтировать они вполне могут. Вот совсем не давно вы отремонтировали машину на участке.

Если вы будете выполнять все эти правила, то мы сможем о вас сказать: «Они хоть и мальчики, но поступают, как настоящие мужчины».

Итак, ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, что в поведении мужчин и женщин в некоторых случаях есть разница. Вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и постарайтесь вести себя так, как мы об этом говорили.

Занятие 3

Тема: «День защитника Отечества. Знакомство со службой пограничников».

Цель. Закрепить знания детей о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам, желание подражать их поступкам.

Наглядный материал: географическая карта, иллюстрации солдат на службе; картина «Охрана границы».

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на географическую карту.

– Ребята, на этой карте можно найти расположение разных стран. Как узнать, где какая страна расположена? (Предположения детей.) Одна страна от другой отделена границей. Покажите границу России. (Воспитатель вызывает несколько детей u помогает им провести указкой вдоль границы России.) Покажите границы других стран. (Вызванные дети с помощью воспитателя обводят границы других стран, а воспитатель называет эти страны Франция, Германия и др.). А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? (Предположения детей.)

– Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому что все страны охраняют свои границы.

– А как вы думаете, кто охраняет границы? (Солдаты, военные.) Как называют военных, которые охраняют границу своего государства? (Пограничники. Если дети не скажут, воспитатель сам называет это слово u предлагает детям повторить его хором u индивидуально.) Пограничники во всех странах охраняют границы своего государства. А как вы думаете, это легко делать? А что вы знаете о работе пограничников? (Высказывания детей.)

– Сейчас мы с вами рассмотрим картину, которая поможет вам узнать, как охраняют границу нашей Родины пограничники. Воспитатель выставляет на стенд картину «Охрана границы» и дает детям некоторое время для самостоятельного рассматривания.

– Кого вы видите на этой картине? (Это пограничники.)

– Почему вырешили, что это пограничники? (Они одеты в военную форму, у них автоматы.)

– Давайте внимательнее рассмотрим пограничников. Почему у них такая пятнистая форма? (Чтобы их не было заметно.) Что у них в руках еще, кроме автоматов? (Сумка, кинжал.)

– Как вы думаете, что в сумке? (Предположения детей.) В этой сумке аптечка. А что может в аптечке находиться? (Предположения детей.) Да, там может быть бинт, вата, разные лекарства. А зачем же пограничникам все это нужно? (Ответы детей.)

– Мы рассмотрели с вами военных, но ведь так могут быть одеты все военные. Что вам подсказало, что именно пограничники изображены на этой картине? (Предположения детей.)

– А что это такое? (Столб.) Пограничный столб. Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Они раскрашены красными и зелеными полосками, а наверху герб страны.

– А что вы видите за спинами пограничников? (Вспаханную полосу, похожую на поле.)

– Да, это действительно распаханная полоса, ее называют контрольно-следовая полоса. Вслушайтесь в слово и скажите, для чего нужна эта контрольно-следовая полоса? (Предположения детей.) Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее. Если кто-то с другой стороны границы, из соседнего государства перейдет эту контрольно-следовую полосу, то на ней останутся следы. Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить следов, оставленных нарушителями. Повторите новое для вас слово – контрольно-следовая полоса. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

– А кого вы еще видите на картине? (Собаку.) Что она делает? (Помогает пограничникам, тянет за собой, идет по следу.) Какой след учуяла собака? (Тот, что остался на контрольно-следовой полосе. Если дети не заметят эти следы, воспитатель обращает внимание на то, что на КП есть следы и пограничники дали собаке эти следы понюхать, поэтому она взяла след и повела по следу пограничников.)

– Как вы думаете, кто мог оставить следы на КП? (Предположения детей нарушители, шпионы.) А могли оставить следы животные? (Да.) Если следы оставили животные, пойдут пограничники по этим следам? (Предположения детей.) Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители могут надеть на руки и на ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать пограничников.

– Придумайте, как могло проходить преследование нарушителя? (Рассказы детей. Воспитатель направляет их на два варианта развития сюжета пограничники преследовали настоящих нарушителей и пограничники в конце преследования обнаружили, что границу перешел настоящий медведь.).

– Как бы вы назвали эту картину? (Предположения детей.)

– Ребята, вы вырастите и тоже и пойдете служить в армию, покажите, как вы готовитесь к этому.

Физминутка:

Вот шагает дружно в ряд
Наших мальчиков отряд.
Раз-два, раз-два,
Наших мальчиков отряд. (Маршируют по кругу.)
А теперь мы будем развлекаться
Бегать и тренироваться
На команды разделись,
В две команды становись!
(Бегают в рассыпную и по сигналу выстраиваются в две команды.)

– Итак, ребята, мы с вами узнали, как несут свою трудную службу пограничники. Каким должен быть пограничник? (Ответы детей.) Да, пограничник должен быть сильным, выносливым, чтобы суметь задержать нарушителя. Ведь иногда приходится его долго преследовать и вступать с ним в борьбу. Пограничник должен быть очень внимательным, чтобы заметить, что кто-то перешел границу. Пограничники должны уметь дрессировать своих помощников – собак. Они должны уметь стрелять. Поэтому, чтобы стать такими, им нужно много учиться и тренироваться. Как вы думаете, пограничников можно назвать защитниками Отечества? (Да.) Пограничники первыми встречают вражеские войска, когда они переходят границу. Они, как и все военные, – защитники Отечества. Сейчас я вам прочитаю рассказ В. Коржикова о пограничниках.

Вот какой Пахомов!

В наряд пограничник Пахомов отправился рано утром. Следом за ним шел его товарищ – Щеглов... Похомов быстро шел по тропе в гору и внимательно оглядывал местность. Но между делом, по привычке, присматривал, какому дереву подпилить старые сучья, какому расчистить место, чтоб просторней было расти.

– Чудак ты, Пахомов, – говорили ему товарищи. – Чего красоту наводишь? Тайга ведь.

– А охраняем что? – ответил Пахомов. – Землю, реки, моря, тайгу... Он и сейчас приметил кривую елочку: не так растет. Шагнул к ней, и сразу увидел: след! Под елкой отпечатался глубокий след. За ним – второй, третий... Три человека разом прошли! Такого здесь еще не бывало!

– Сообщай на заставу! – крикнул Пахомов товарищу.

В тумане виднелась сосна, к которой они совсем недавно тянули телефонный провод, и Щеглов побежал к ней. Но вдруг остановился. Впереди на тропинке тоже отпечатались три следа, только шли они в обратную сторону! Пахомов проверил следы: одинаковые! Он прошел к пограничной полосе. И там были следы: три пары туда и три обратно. Будто нарушители побывали на нашей стороне и опять вернулись за границу.

– Звони!– крикнул Пахомов младшему, а сам побежал по следу. Около речки след поворачивал обратно. «Ну, нет! – подумал Пахомов. – Не за водой же к нам приходил!» Смотрит – на воде, у берега качаются листья папоротника. Пахомов наклонился. Листья-то примятые! Значит, за них кто-то хватался. Пахомов с камня на камень перебежал через речку, глядит у самых ног снова следы. И опять: туда и обратно. Пахомов вскинул автомат и быстро пошел по следу. Но прошел час, а нарушителей не видно! И дождь прибавился. Вот-вот смоет следы! Пахомов снял сапоги. Бегом! Потом сбросил гимнастерку. Бегом! Наконец остановился у дерева и слышит: шелестят кусты, потрескивают ветки. Может зверь? Да нет! Зверь ходит мягче, зверь по человечески не шепчет! Лег Пахомов за кустарником и видит: прямо на него идут шестеро! Только трое лицом вперед, а трое спиной пятятся. Все еще хитрят. Вот оно, почему три следа обратно показывают! Пахомов присмотрелся – оружия в руках не видно. Но может быть, прячут. Он притих. И только нарушители подошли поближе, как выскочит, как крикнет:– Руки вверх! Ложись! Торопится на помощь Пахомову группа пограничников: следов то много. Как он один справится? Прибежали, а нарушители все лежат на земле. Трое носом в одну сторону, трое – в другую. А над ними стоит Пахомов и автоматом из стороны в сторону поводит.