Нетрадиционный урок русского языка "Великий, могучий руский язык"

Разделы: Русский язык


Цели:

Развить речь и коммуникативную деятельность, обогатить словарный запас, расширить кругозор, развить самостоятельное мышление, проявить интерес к русскому языку, закрепить знания учащихся по фонетике, лексике, фразеологизму и орфоэпии.

Оборудование:

Плакаты, буклет “Разделы языкознания”, наглядный и раздаточный материал, кодоскоп, выставка книг.

Методы:

Интеграционный, виды педагогических технологий: демонстрация, ролевая игра, критическое мышление, творческая работа, словарная игра “По цепочкам или по зигзаг”

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Добро пожаловать в наш 2-академический лицей. Сегодня мы рады приветствовать вас на нашем занятии, посвященном великому и могучему русскому языку.

“В чем условия эффективного обучения. Хотите, чтобы обучающиеся уподобились сосуду, наполняемому информацией, из которой запомнится только 5-10 % от услышанного. Нет…Ученик – это не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который нужно зажечь”. ( К. Ушинский).

“Тогда давайте построим свою презентацию так, чтобы в ней были стихотворения, песни, лучшие слова, картинки и активное взаимодействие с обучающимися. Голова нужна для размышления, сердце, глаза, уши и руки – для работы. (Показываю плакат).

Еще Конфуций, титулованный Великим Учителем, говорил:

“Я слышу и забываю.
Я вижу и я запоминаю.
Я делаю и я понимаю”.

Если обучающиеся будут слышать, видеть, и делать, то процесс усвоения будет полным в результате функционирования различных участков головного мозга, то есть процесс обучения будет происходить с использованием всего мозга. Это - первое необходимое условие эффективного обучения”. (Л.В. Перегудов).

Второе необходимое условие – это высокая квалификация учителя.

По этому поводу Уильям Артур Уорд сказал:

“Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет”.

Наши студенты сегодня покажут вам, какие знания получили за 1 учебное полугодие.

Студент 1-ый.

С тех пор как наша республика стала независимой, по инициативе президента нашего государства большое внимание уделяется воспитанию и обучению подрастающего поколения. Построены много современных учебных заведений: академических лицеев и колледжей.

Студент 2-ой.

Только в нашем городе Андижане накануне праздника Независимости был открыт еще один академический лицей при Андижанском государственном педагогическом институте языков. В новом учебном году в этот лицей были приняты более 200 одаренных учеников из разных районов области.

Студент 3-ий.

И мы здесь углубленно изучаем английский, немецкий, французский и русский языки. Здесь каждый ученик будет черпать знания, применять их для созидания и для расцвета своей Родины. Язык, по словам Куприна, – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры.

Русский язык – один из самых развитых языков мира. На шкале фактической распространенности языков мира на земном шаре он занимает третье место после английского и китайского.

Студент 4-ый.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время на русском языке издается 50 % всей научно-технической литературы, и он признан одним из рабочих языков ООН. Русский язык изучается в более чем ста странах. Как иностранный его изучает каждый восьмой житель планеты. 2007 год объявлен Годом Русского языка в 72 странах мира.

Во дни сомнений,
Во дни тягостных раздумий
О судьбах моей родины –
Ты один мне поддержка и опора,
О великий, могучий, правдивый
И свободный русский язык.
(И. С. Тургенев)

Приветствие студентов.

Все споют “Песню студентов”.

Где-то на белом свете
Десять лет назад
Был открыт в Андижане
Вот такой лицей!!! (покажем плакат)
В старом здании лицея,
Много – много знаний.
Учителя все умные,
Дают нам все знания.

Припев.

Ля, ля, ля, ля, ля, ля-ля,
Учимся везде, всегда. (пантомима)
Трудятся студенты,
Трудятся везде.
В кабинетах и на улицах,
Даже во дворе. (субботники показ.)

Припев.

Учим тут английский,
Русский и немецкий,
В основном узбекский,
Даже есть французский.

Припев.

Будут сверкать лицеи,
Будет звонок звенеть,
Будет студент влюбиться,
В наш родной лицей.

Студент 1-ый.

Давайте познакомимся! Наша группа (хором) “Лингва”.
Наш девиз: (хором) “Без учения нет умения”.

Студент 2-ой.

Группа наша 102 –ая,
Собрались мы все ребята.
Тянемся мы к знанию,
Точно по расписанию.

Студент 2-ой.

Он наш лучший капитан,
Всю грамматику учил.
И всегда всех поддержал,
Всё в порядке – не скучал.

Студент 3-ий.

Пишет оды, эпиграммы,
Знает правила, программы.
Надежда учителя,
Наша гордость …(имя)

Студент 4-ый.

Увлекаясь языками,
И таская книжки сами
Сумки, полные на урок,
Ходят близнецы …

Студент 5-ый.

В команде мальчик есть такой,
И веселый, озорной.
Его зовут Ильяс.
Он хочет поступить в Иняз.

Студент 6-ой.

... зашел в кружок,
Значит выучил урок.
Пишет он много стихов,
Вот послушайте вы вновь.

Студент 7-ой.

Наша милочка …
И красива, и умна.
Никогда не подведет,
Нас от всех вопросов спасет.

Студент 8-ой.

Наша смелая…
Не боится никого.
Если кто её обидит,
Она сцепится в него.

Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему “Россия, её язык и культура”. (Чтение нескольких сочинений, вставление оценок)

Учитель.

Какие разделы языкознания мы изучили за первое учебное полугодие?

Студенты. (показывают буклет)

Фонетика. Лексика. Лексикология. Лексикография. Фразеология. Графика. Орфография. Орфоэпия. Морфемика. Морфология.

Занимательно о грамматике русского языка.? (Студенты наизусть читают стихотворения)

Учитель.

Грамотность – необходимое качество каждого человека. Мы покажем вам, как хорошо мы изучили приставки.

(На доске прикреплен плакат, где в словах с приставками пре- и при- не хватает орфограмма. Студент при помощи маркера дописывает буквы. Предлагается объяснить, почему нужно писать именно так? Студент объяснит правила.)

Студент 9-ый.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход
Космонавт прилетел из вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ – несомненно.

Студент 10-ый.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что ПРИ говорят обо всем,
Что добрые руки приделали.

Студент 11-ый.

Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорела – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ.

Студент 12-ый

Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету,
Кто очень такой или очень сякой –
ПРЕ мы пишем при этом.

Студент 13-ый

Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи пере- или пре-
Там только ПРЕ ставить надо.
Трудно объяснить правописание
Пренебрегать, преследовать, презрение.
Запомнить их – разумное решение.

Учитель задает “быстрые” вопросы по грамматике. Учащиеся должны ответить моментально.

1. Единица фонетики …

(звук)

2. Синоним слова орфография.

(правописание)

2. Единицы графики…

(шрифты, буквы, пробелы)

4. На вопрос кто? что? Отвечают…

(имена существительные)

5. Фразеологизм – это…

(устойчивое словосочетание)

6. Фразеология – это …

(раздел науки…)

7. Лексика – это …

(словарный состав языка)

8. Единицы морфемики – это

(приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

9. Приставка всегда находится…

(перед корнем)

10…..

 

Учитель.

Гений, дух и характер народа проявляются в его пословицах и поговорках. Какие пословицы мы выучили наизусть? (о языке, о дружбе, о труде…)

(По цепочкам или по зигзагу? Кто больше всех расскажет?) Поощряются активные участники.

Русский язык богат не только пословицами, но и фразеологизмами. Потому что нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в русском языке точного выражения.

Упражнения для развития речи.

1.Работа по карточкам. Какие фразеологизмы встречаются в данных микротекстах?

  1. За столом сказала мать:
    Хватить языком болтать!
    А сынишка осторожно:
    –А болтать ногами можно?
  2. За домом едва, пожелтела трава,
    Два брата рубили дрова.
    Один это делал спустя рукава,
    Другой – засучив рукава.
  3. “Леночка, – говорит мама, – вымой руки:
    Они у тебя грязные”.
    “Но ведь ты же сама сказала,
    Что нельзя расти белоручкой!”

2. Используется кодоскоп. Предлагается выразительно читать текст, выделить фразеологизмы, записать их в тетрадях.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем, уху сварим, пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: “Пойдем, он, говорят, такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. “Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться”, – растерялись мы.

– Вот пустомеля, – возмутился дед, – все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

– Ничего. Со мной пойдете, – успокоил дед. И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была ни в сказке сказать, ни пером описать!

Послетекстовые задания.

1.О чем говорится в данном выше тексте?
2. Как можно озаглавить текст?
3. Выпишите фразеологизмы и объясните их значения.
4. Составьте предложения.

3. Сценка – иллюстрация устойчивых сочетаний. Инсценировка “На уроке”.

(используя фразеологизмы вешать лапшу на уши, втирать очки, сесть в калошу, очки на лоб полезли и др.).

Студент 14-ый.

А можно нам спеть частушки про учебу и про лицей? Мы члены кружка сами сочинили их.

(Аплодисменты. Конечно, слушаем частушки!)

Выступают члены кружка “Лингва”.

Мы дружны с лицеем новым
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом,
Мы не знали б ничего.

Мы вас в гости приглашаем
В Академический лицей.
Тут узнаете о многом
Приходите поскорей.

Когда хочешь молвить слово,
Друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Что ты знаешь о предложении?
Из чего состоят слова?
Что такое звук и буква?
Спрашивают учителя.

Нет ответа, молча, тихо.
Спрятались все: детвора
Как-то тихо стало в классе
Но не похоже это, да.

Ах, как думают мальчишки,
Если б кто-нибудь помог.
Притворюсь-ка, что я глух
Хоть бы в классе свет потух.

Ох, беда уже близка
Так и ждет меня доска.
Эх, ведь спросят, как назло
Вот бы нынче повезло.

Если был бы я студентом,
Я бы время не терял.
Я б учился бы так много,
Все расставил бы по местам.

Учитель.

Русские народные сказки! Они учат нас добру. Воспитывают в детях самостоятельное мышление. А сколько в них смысла! Из поколения в поколение развивается народная мудрость. Они передаются как жемчуг, собранный в бесконечную нить, обогащаясь, приумножаясь все новыми словами и выражениями.

А теперь мы предлагаем вашему вниманию русскую народную сказку “Репку”, исполненную на новый лад.

(В центре сцены стоит большой мешок, на котором написано слово “Знание”).

Автор.

Второго сентября посеял учитель зернышко. Целый год за ним ухаживал. И что из этого получилось?

(На груди у участников надписи: Лентяйка, Школьница, Студентка, Выпускница, Учительница. На спине – буквы, складывающиеся в аббревиатуру АГПИЯз)

Лентяйка. (Потягивается)

О-ох. Как спать-то хочется. А меня учиться заставляют. (Дергает мешок) Что-то у меня ничего не получается. Лучше посплю. (Засыпает на месте.) Больше сна, меньше слов.

Школьница. (Будит Лентяйку.)

Хватит спать. Давай я тебе помогу. Без учения нет умения. (Вытягивают мешок. 3 раза повторяют пословицу).

Студентка. (Выходит и подходит к ним.)

Без меня вы никак не справитесь, давайте вместе будем тянуть. Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. (Все 3 раза повторяют пословицу и вытягивают мешок)

Выпускница.

Эх, вы. Тянете – тянете, а вытянуть не можете. Друзья познаются в беде. (3 раза.)

Участники решают позвать учителя, помочь им.

Все. Мария Ивановна, без Вас не справимся.

Учительница.

Давайте, снова попробуем. Эх, взя-я-яли: учение и труд все перетрут.

Репка – знание в руках у студентов. Они поднимают его и кричат “УРА”.

Поворачиваются спиной к зрителям, буквы складываются в слово АГПИяз.

Учитель.

Ржавеет железо и истлевает сталь.
Крошится мрамор. Но,
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто в поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык!
Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Русский язык. М.Х. Тохтаходжаева, В.А. Белова, С.В
  2. Плещакова. Ташкент, “Шарк” 2007.
  3. Русский язык. К. Джураев, Д.К. Судома, В.А.Каращук. Д.Ж. Курбанов, .А.Муллажанова. Ташкент, 2006.