Роль социального педагога в социализации ребенка из неблагополучной семьи

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Введение

Тема педагогического проекта: “Роль социального педагога в социализации ребёнка из неблагополучной семьи”.

Сроки реализации проекта: 2007-2012гг;

Начало работы над темой: февраль 2007 года.

Актуальность.

В России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.

Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося, главным образом, на будущее.

Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно-деятельностного контекста формирования личности.

Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов.

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществ-ляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Социализация - это процесс становления социального “Я”. Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Данный педагогический проект посвящен проблеме социализации ребенка из неблагополучной семьи и представлена концепция работы социального педагога для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Объект: социализации ребенка из неблагополучной семьи

Предмет: организация процесса позитивной социализации ребенка из неблагополучной семьи в МОУ СОШ №1.

Цель проекта: представить систему работы социального педагога по проблеме социализации ребёнка из небдагополучной семьи.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме социализации учащихся из неблагополучных семей.

2. Анализ организационно- педагогических условий успешной социализации учащихся, созданных в МОУ СОШ №1.

3.Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи

Гипотеза:

решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

  • раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
  • определение причин неблагополучия семьи;
  • осуществление информационной помощи семье;
  • организация профилактики нарушений воспитания в семьях “группы риска”;

при координационно-организационной помощи со стороны социального педагога.

Для решения задач и подтверждения гипотезы:

  • были изучены материалы научно- педагогической литературы по теме проекта “Роль социального педагога в процессе социализации ребенка из неблагополучной семьи”,
  • проведен анализ организационно- педагогических условий, созданных в школе,
  • организовано наблюдение учащихся 1-х-11 классов,
  • составлен социальный паспорт школы,
  • подготовлен социальный паспорт семей учащихся школы,
  • проведено анкетирование учащихся, педагогов и родителей школы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – февраль 2007 год:

  • Анализ состояния социальной обстановки в школе;
  • Выявление проблемы;
  • Обоснование актуальности темы и необходимости создания программы работы социального педагога с неблагополучными семьями;

Второй этап – декабрь 2007-март 2007:

  • Создание нормативной базы.
  • Анализ организационно-педагогических условий успешной социализации учащихся, созданных в МОУ СОШ №1.
  • Разработка Программы работы социального педагога с неблагополучной семьёй в МОУ СОШ №1;
  • Создание организационно-педагогических условий для внедрения программы работы социального педагога с неблагополучной семьёй.

Третий этап – март 2007 - февраль2009

  • Внедрение в образовательный и педагогическо-организационный процесс эффективных методов и критериев оценивания социализации ребёнка из неблагополучной семьи;
  • Отбор и оценка эффективных форм и методов работы с неблагополучными семьями;
  • Разработка квалиметрических методов оценивания результата работы социального педагога с неблагополучной семьёй
  • Педагогический мониторинг: обобщение и анализ социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений
  • Разработка рекомендаций социального педагога родителям неблагополучных семей

Четвёртый этап февраль 2010 - ноябрь2012 год:

  • Анализ результатов и условий реализации Программы работы социального педагога с неблагополучной семьёй;
  • Обобщение опыта работы социального педагога в МОУ СОШ №1;
  • Представление результатов своей деятельности педагогическому коллективу школы.

В процессе разработки педагогического проекта были выявлены следующие проблемы:

Проблемы: Средняя общеобразовательная школа1 – это муниципальное общеобразовательное учреждение, в которой 788 учащихся обучают 53 квалифицированных учителя. Несмотря на то, что в школе создана и функционирует структура управления образовательным процессом, идёт поиск эффективности мер социальной профилактики неблагополучных семей, считаю, что серьёзными проблемами остаются;

Проблемы, связанные с учащимися:

  1. Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
  2. Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
  3. Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей;
  4. Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт.

Проблемы, вязанные с родителями

  1. Проблемы, связанные с неблагополучием семьи
  2. Проблемы тяжелого материального положения родителей;
  3. Безнадзорность со стороны родителей, их неготовность и \ или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
  4. Алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей,
  5. Педагогическая безграмотность родителей.

Проблемы, связанные с педагогами

  1. Проблема сотрудничества с некоторыми классными руководителями
  2. Отсутствие в школе педагога-психолога

Проблемы, связанные с организацией совместной деятельности с межведомственными структурами по охране детства.

  1. Нехватка штатных работников ОВД, участковых инспекторов;
  2. Несвоевременное нформирование педагогов школы о правонарушениях;
  3. Недостаточное информационное посредничество с целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей.

Приложение. Педагогический проект