Урок-панорама "Амины жизни"

Разделы: Химия


Цель урока.

  1. Обучающая: сформировать общие представления о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. Раскрыть важную роль витаминов для здоровья человека.
  2. Развивающая: продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, формирование навыков техники химического эксперимента.
  3. Воспитательная: привитие культуры общения в ходе совместной деятельности, интереса к предмету.

Форма урока – урок-панорама.

Оборудование. Химические реактивы: ледяная уксусная кислота, насыщенная сульфатом железа, серная кислота, спиртовой раствор йода, 1% раствор крахмала, пробирки. Плакат “Многообразие витаминов и содержание их в продуктах питания”, мультимедийный проектор, тестовые задания, книжная выставка по теме урока.

Подготовительный этап: класс делится на 6 групп, каждая из групп предварительно получает задание экспериментального, творческого характера, результаты выполнения которого освещаются на данном уроке. Методика химического эксперимента описана в работах О.С.Габриеляна /2/, З.И.Колычевой /3/.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Для жизнедеятельности любого организма необходимы белки, жиры и углеводы. Организм расщепляет эти сложные молекулы на более простые, а затем заново создает все, что ему нужно. Молекулы белков распадаются до аминокислот, полисахаридов – до моносахаридов. Из них вновь строятся белки, гликоген и др. Так не следует ли отсюда, что можно питаться только аминокислотами, простыми углеводами, жирными кислотами, глицерином? Опыт показывает, что дело обстоит иначе. Человек, который решил бы довольствоваться подобным рационом, несомненно, сильно сократил бы свою жизнь. Но не только такое химическое меню совершенно не приемлемо, а так же и некоторые наборы пищевых продуктов вполне, казалось бы, доброкачественные серьезно расстраивают здоровье, если их не разнообразить.

Изучение истории различных экспедиций, а так же ознакомление с некоторыми тяжелыми заболеваниями в местностях, где население и домашние животные питались однообразно, помогло найти ответ на интересовавший вопрос…

Матросы на кораблях, пускавшихся в дальнее плавание, часто имели в своем распоряжении сухари, воду, сушеное мясо, соль, крупу, муку, сало, сахар, иногда вино и пряности и вполне могли считать себя защищенными от голода. Действительно, голода они не испытывали, но через некоторое время у них пропадал аппетит, развивалась слабость, затем обнаруживались и другие симптомы цинги. И в то же время те экспедиции, которые имели в запасе еще и лимонный сок, от цинги не страдали. Свежее мясо так же довольно быстро улучшало состояние больных; было обнаружено, что настой сосновых веток является превосходным лечебным средством от этой болезни.

Лишь в 1880 г. врач Н.И.Лунин показал, что, кроме белков, жиров, углеводов и солей, организму требуются и другие соединения, которые поступают с пищей в относительно малых количествах, но, тем не менее являются ее незаменимыми составными частями.

В конце XIX века ученые обнаружили, что страшная болезнь бери-бери, при которой происходит поражение нервной системы, так же вызвана нехваткой особого вещества в пище. В 1912 г польский исследователь Казимеж Функ выделил такое вещество из рисовых отрубей и назвал его витамином – амином жизни. Термин “витамины” стал применяться ко всем обязательным дополнительным пищевым факторам, хотя далеко не все из них содержат в своем составе аминогруппы.

Сейчас это слово знают все от мала до велика. Так называют химические соединения, которые требуются для нормального течения процессов жизнедеятельности и регуляции обмена веществ.

Благодаря усилиям многих биохимиков, физиологов примерно за столетнюю историю витаминологии выделено, описано, изучено более тридцати индивидуальных витаминов; многие из них синтезированы и используются в виде препаратов.

Сегодня на уроке мы познакомимся с классификацией и номенклатурой витаминов, их важнейшими представителями, а так же ролью, которую они выполняют в обмене веществ.

Выступление группы №1 с вопросом “Классификация и номенклатура витаминов”. Вывод учащихся: Существует три вида номенклатуры: физиологическая - название витамину дается от того заболевания, которое развивается при отсутствии его в организме с добавлением приставки анти; буквенная - по предложению Мак-Коллума в 1913 г обозначать витамины буквами латинского алфавита; химическая - согласно химической природе. По растворимости витамины делят на водорастворимые и жирорастворимые.

Выступление группы №2 c мультимедийной презентацией “Жирорастворимые витамины”. Вывод учащихся: к данной группе относят витамины, растворимые в органических растворителях. Это – витамины А, Д, Е, К. Ученики дают краткую характеристику витаминам, называют их источники, а так же отмечают изменения, происходящие в организме при недостатке или избытке данных витаминов.

Выступление группы №3 “Качественные реакции на жирорастворимые витамины”. Демонстрация результатов предварительного эксперимента “Качественные реакции на витамины Д, Е, К”. Руководство лабораторным экспериментом “Определение содержания витамина А в печени минтая и провитамина А в соке моркови”. Результаты эксперимента учащиеся заносят в рабочую тетрадь.

Выступление группы №4 с мультимедийной презентацией “Водорастворимые витамины”. Вывод учащихся: к данной группе относят витамины хорошо растворимые в воде. Это- витамины С, Н, Р, группы В. Ученики дают краткую характеристику витаминам, называют их источники, а так же отмечают изменения, происходящие в организме при недостатке или избытке данных витаминов.

Выступление группы №5 “Качественные реакции на водорастворимые витамины”. Демонстрация результатов предварительного эксперимента “Качественные реакции на витамины В1, В2, Р”. Руководство лабораторным экспериментом “Определение содержания витамина С в яблочном соке (свежевыжатом, “Красавчик”, домашнего приготовления) ”. Результаты эксперимента заносятся в рабочую тетрадь.

Выступление группы №6 с вопросом “Роль витаминов в обмене веществ и жизнедеятельности человека”. Вывод учащихся: При недостатке того или иного витамина снижается активность соответствующего фермента. Реакции, которые он катализирует замедляются или прекращаются. Нарушается обмен веществ, развивается заболевание.

Раскрываются понятия кофактор, кофермент, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Заключение

Итак, для успешного обмена веществ в организм ежедневно должны поступать витамины. Но необходимо помнить, что при тепловой обработке пищи часть содержащихся в ней витаминов разрушается, особенно витамины группы В и С. Разрушению способствует соприкосновение с металлом, кислородом воздуха. Потеря витаминов происходит при длительном хранении заранее приготовленной пищи. Поэтому по возможности в течение года следует разнообразить рацион за счет свежей зелени, фруктов и овощей.

Во время выступления групп, учащиеся фиксируют основную мысль выступающих в своих рабочих тетрадях, задают вопросы.

Подводя итог урока, учитель предлагает классу ответить на вопросы теста. Каждый ученик работает индивидуально, проводя самоконтроль по эталону.

ТЕСТ

1. Нарушения в организме, вызванные избыточным накоплением витамина называются:

а) гипервитаминоз; б) гиповитаминоз; в) авитаминоз

2. Антирахитическим является витамин:

а) Е; б) С; в) Д

3. Физиологическое название витамина С:

а) антисеборрейный; б) антиневритный; в) антицинготный

4. Основными источниками витамина С являются:

а) мясные продукты; б) растительные продукты; в) молочные продукты.

5. Роль витаминов в деятельности фермента:

а) активаторы; б) ингибиторы; в) не оказывают влияния.

Домашнее задание: § 29, записи в тетради.

Литература:

  1. Габриелян О.С. , Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии, 10 кл.- М.: Дрофа,2004.-С.395- 403.
  2. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе, 10 кл.- М.: Дрофа,2005.-С. 155- 161.
  3. Колычева З.И. Биологическая химия.-Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева,2003.-С.66-74.
  4. Энциклопедия для детей. Том 17 Химия./гл.ред. В.А.Володин. -М.: Аванта+, 2000.-С.509-513.