Учение с увлечением!

Разделы: Математика


Каждый охотник
желает знать,
где сидит фазан.

“Иван рубил дрова, Варвара топила печь”, “Это я знаю и помню прекрасно”, “Уж замуж невтерпеж”, “Ежик путь найти помоЖет - скорость на время надо УМНОЖИТЬ” и т.д. Каждый из нас, читая эти предложения, вспоминает спектр цветов радуги, число ПИ, падежи, формулу. Такие методические приемы позволяют разнообразить учебный процесс, вовлекают в него большинство учеников класса.

При изучении темы “Сложение и вычитание десятичных дробей” очень помогает правило: “Складываю я или вычитаю, запятую по линейке проверяю”. Спасибо автору строк, к сожалению, не помню фамилии.

Многие учителя применяют в своей практике этот прием. Приведу такой пример. Я своих одиннадцатиклассников никак не могла заставить рисовать единичную окружность при решении тригонометрических уравнений. Они все смотрели на таблицу на стене. И вот однажды, посмотрев на привычное место, обнаружили на месте круга надпись: “ДРУЖОК, РИСУЙ КРУЖОК”. Им было некоторое время весело, а потом пришлось выполнять работу в тетрадях правильно (постоянно рисуя единичную окружность). В конце учебного года они мне сказали спасибо за то, что шпаргалка по тригонометрии на экзамене им не понадобится, с помощью круга многое можно вспомнить и решить.

В классе есть не только хорошо успевающие ученики. Как сделать для остальных, не очень интересующихся, процесс усвоения полезным и значимым?

Стала учить 5-классников, и появились проблемы: не учили правила, не рассказывали, допускали ошибки при сложении и вычитании десятичных дробей. Нашла правило в стихотворной форме – дело пошло на лад. Дальше сама начала что-то придумывать, даже пели они мне про умножение десятичных дробей.

Гарри Лорейн в своей книге “Как развить сверхмощную память” утверждает, что “…Способность запоминать может развить в себе каждый, кто попробует усвоить определенные мнемонические правила. Все сводится к формированию ассоциативных пар, связывающих понятия…. Нелепые , причудливые, изощренные и вообще далекие друг от друга образы создают самые надежные ассоциации…”

Некоторые “несуразицы”
позволяющие ассоциативно запомнить
формулу косинуса разности двух углов.
Cos(- )=cos cos + sin sin

Эту формулу надо уметь доказывать. Остальные из нее выводятся. Помогают вспомнить доказательство окружность единичного радиуса (тригонометрическая окружность) и следующее предложение: “Скалярное произведение передает привет, КОСИНУСУ РАЗНОСТИ дает ответ”.

“Коси коса плюссини…” COSi COSa плюс(+) SINi … (формула вспоминается быстро).

Следующие правила (кроме вышеназванного о запятой при сложении десятичных дробей) в рифмованном виде я придумала и использую на уроках и на внеклассных мероприятиях по математике.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел я объясняю одновременно. Использую на первых уроках координатную прямую и раздаточный материал. Он представляет из себя набор цифровых карточек. Готовят наборы дети. Пишут числа, например от -15 до 15. В начале урока по моей просьбе раскладывают карточки с числами в порядке возрастания. Ученики в руки берут карточку, думают, куда ее положить, меняют ее расположение. Я вижу, что от этой работы они получают удовольствие. Им не страшно ошибиться, ведь в тетради пришлось бы зачеркивать. Задания можно разнообразить, например:

  • Отработка – (влево), +(вправо)
  • +1 (делай шаг вправо)
  • -3 (делай 3 шага влево)
  • Приготовьте числовой промежуток от -3 до 4 (целые числа)
  • Между какими целыми числами расположено число -2,8 и т.д
  • Найдите максимальное число в промежутке
  • Укажите местонахождения числа -3,45
  • Решаем примеры -3+2; 1-4; -1-2; -5 –(-7) и т.д.

-(- 6). Противоположное -6, т.е. 6. Можно использовать зрительное восприятие данной записи. Если посмотреть издалека, то – (- напоминает +).

Получается, что тему можно сформулировать так:
“Сложение положительных и отрицательных чисел”.

Когда дети работают с наборами карточек, то они быстрее воспринимают числовую прямую, и в дальнейшем представляют ее мысленно. Это помогает им при решении примеров по данной теме. В результате сокращается время на изучение всей темы.

После нескольких уроков знакомлю учеников с правилом (ниже). Достаточно времени на закрепление всей темы. Ученики успешно справляются с контрольной работой.

Ход урока