Путешествие по стране Литературии

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Оформление класса: выставка книг; иллюстрации учащихся к произведениям, изученным в 5-м классе; карта страны Литературии с нанесённым маршрутом путешествия; плакаты с высказываниями о книгах и чтении: “Кто с книгой дружит, тот никогда не тужит”, “День, проведённый без книги, - потерянный день”, “Чтение – вот лучшее учение” (А.С.Пушкин).

Ход игры

- Здравствуйте, ребята! Сегодня последний урок литературы в этом учебном году. Вы многое узнали, многому научились. Настала пора проверить, что же вы знаете. А поможет нам это узнать путешествие, которое мы совершим, путешествие в страну Литературию. Путь нам предстоит трудный и опасный, но я надеюсь, что вы всё преодолеете и доберётесь до конечной точки нашего пути – Вершине Знаний (показать карту)

В путешествие отправляются две команды. Прошу команды представиться (представление команд). Теперь пусть каждая команда выберет капитана. (Ребята выбирают) Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Надеюсь, что во время путешествия никто не останется в проигрыше.

Итак, команды готовы? В путь!

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится – тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны.

1. - Путешествовать можно по-разному: кто-то предпочитает ходить пешком, а кто-то выбирает подручные средства передвижения. А помните ли вы, кто из литературных героев на чём передвигался?

Кто на чём

1. Иван-царевич 1. Ишак
2. Князь Гвидон 2. Пушечное ядро
3. Баба-яга 3.Серый волк
4. Емеля 4. Ракета
5. Золушка 5. Печка
6. Незнайка 6. Ступа
7. Оловянный солдатик 7. Тыква
8. Ходжа Насреддин 8. Бочка
9. Мюнхгаузен 9. Бумажный кораблик

- Со средствами передвижения мы определились. И по щучьему велению, по моему хотению оказались в Волшебном лесу на Поляне Сказок.

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)

- Назовите признаки сказки. (волшебные предметы, приём троекратного повторения, добрые помощники)

-В чём отличие народной сказки от литературной? (отсутствие автора)

- Но, по-моему, на сказочной поляне побывала злая волшебница, все герои сказок разбежались и перепутались. Поможем вернуться им в свои сказки.

2. – Вы должны записать названия и авторов всех сказок, которые узнали.

Сказка в сказке

Жил-был добрый царь Матвей. Он рыбачил тридцать лет и три года. В третий раз закинул он невод, тянут-потянут – вытянуть не могут. Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Бил-бил – не разбил… Он махнул рукой, и паж принёс золотое блюдце, на котором лежало конопляное семечко. Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. А Иван выскочил, …поднял змеиху да со всего размаху ударил о сырую землю. Правду молвить молодица уж и впрямь была царица: высока, стройна, бела. Царь велел себя раздеть, два раза перекрестился, - бух в котёл – и там сварился. И с невестою своей обвенчался Елисей. Свадьба, пир, и я там был и вино на свадьбе пил… И кот учёный свои мне сказки говорил.( “Репка”, “КурочкаРяба”; А. Пушкин “Сказка о золотой рыбке”, “Руслан и Людмила”, “Сказка о мертвой царевне”, А. Погорельский “Черная курица”, П. Ершов “Конек-Горбунок”, “Царевна – лягушка”, “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”,, В.А.Жуковский “Спящая царевна”)

- Мы покидаем Поляну сказок и оказываемся на Неведомой дорожке, где множество таинственных следов. Чьи они? Сейчас вам на время придётся стать сыщиками, как Шерлок Холмс, и узнать, кому же они принадлежат.

3. - Назовите литературного героя по его словесному портрету, определите, из какого он произведения, кто автор произведения.

Фейс-контроль

“Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье её было грязно и старо, в косе не было лент… движения её тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице, длинные ресницы были опущены”. (Маруся. В.Г.Короленко “В дурном обществе”)

“…между придворными стоял маленький человек, одетый весь в чёрное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок, а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым”. (Министр. А.Погорельский “Чёрная курица”)

“Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка”. (Русская крестьянка. Н.А.Некрасов “Мороз, Красный нос”)

“Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно”. (Татьяна. И.С.Тургенев “Муму”)

- Молодцы! Справились с заданием. Мы и не заметили, как по Неведомой дорожке вышли к Лукоморью. А что такое Лукоморье? (излучина морского берега)

- А с чьим именем связано Лукоморье? (А.С.Пушкин)

- Посмотрите, какая интересная река впадает в этом месте в море, это река под названием Вирши.

- Кто может назвать, что обозначает это слово. Если никто не знает, послушайте мою подсказку и попробуйте догадаться, что же обозначает это слово:

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши – живётся легко. (Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”)

- Виршами в Древней Руси назывались стихотворения. Вы уже знакомы со стихотворениями многих поэтов. А сколько ещё имён вам предстоит открыть!

3. – И вот новое испытание:

Метаморфозы

Послушайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, найдите в них слова, которые мы сейчас не употребляем, и замените их современными.

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами.

(перст – палец)

Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум и блеск в очах.

(ланиты – щёки, уста – губы, очи-глаза)

Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.

(чело – лоб, взор – взгляд

4. – Смотрите, волна выбросила на берег бутылку, а в ней листок с каким-то текстом. К сожалению, вода смыла часть текста, и его трудно прочесть. Попробуем восстановить его.

- Вспомните, что такое эпитет, метафора?

Шифровка

- Вставьте в текст подходящие, на ваш взгляд, эпитеты. Посмотрим, текст какой команды будет ближе к оригиналу, стихотворению Ф.И.Тютчева.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но -_________ пора – (дивная)
Весь день стоит как бы _________, (хрустальный)
И лучезарны вечера…
Где __________ серп гулял и падал колос, (бодрый)
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины _________ волос (тонкий)
Блестит на _________ борозде. (праздной)
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых _________ бурь – (зимних)
И льётся чистая и _________ лазурь (тёплая)
На __________ поле. (отдыхающее)

- Молодцы! Движемся дальше. А вот и столица страны Литературии – великий Книгоград.

5. - Есть здесь бюро находок, куда поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит название книги, героем которой является владелец данной вещи.

Бюро находок

1. Нарядная большая, красивая кукла (Соня, В.Г.Короленко “В дурном обществе”)

2. Волшебное зеркальце, умеющее говорить (Царица-мачеха, А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне”)

3. 12 шариков, сломанная губная гармошка, осколок синего бутылочного стекла, пустая катушка, ключ (Том Сойер, М.Твен “Приключения Тома Сойера”)

4. Огромный меховой зонтик (Робинзон Крузо, Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”)

5. Россыпь ледяных осколков, из которых можно складывать целые слова (Кай, Г.-Х.Андерсен “Снежная королева”)

6. Целая корзина подснежников (Падчерица, С.Я.Маршак “Двенадцать месяцев”)

7. Мешок кедровых шишек (Васютка, В.П.Астафьев “Васюткино озеро”)

8. Белая лента, украшенная фиалками (Людмила, В.А.Жуковский “Три пояса”)

- Здесь, в центре города, на площади Загадок мы поучаствуем в аукционе.

- Что означает это слово? (Аукцион – публичные торги)

- Каждой команде предлагаю угадать героя по моим подсказкам. Чем меньше подсказок вы используете, тем больше баллов получите.

Аукцион

1. Она вышла замуж за вдовца, воспитывающего малолетнюю дочь (6 баллов)

2. Была очень красива.(5 баллов)

3. Но никого, кроме себя, не любила. (4 балла)

4. Часто вела беседы на эту тему с предметом женского туалета. (3 балла)

5. Свою падчерицу пыталась сжить со света за то, что та выросла намного красивей своей мачехи. (2 балла)

6. В осуществлении злого замысла ей помешали семь братьев и жених её приёмной дочери. (1 балл)

Ответ: Царица из сказки А.С.Пушкина “Сказка о мёртвой царевне”

1. Он военный. (6 баллов)

2. Однажды попал в плен. (5 баллов)

3. В отличие от своего товарища не унывал, а старался всё примечать, интересовался жизнью местных жителей, помогал им. (4 балла)

4. Попытался убежать, но был схвачен. (3 балла)

5. Подружился с девочкой, которая помогла ему снова бежать. (2 балла)

6. Во второй раз побег оказался удачным. (1 балл)

Ответ: Жилин из рассказа Л.Н.Толстого “Кавказский пленник”

- Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы и не заметили, как оказались у подножия Вершины знаний. Здесь находится дворец прекрасной королевы Книги. А вот и она сама идёт к нам навстречу.

(Выходит Королева Книга)

Королева Книга: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть, прошу проходить ко мне во дворец.

Могу заставить погрустить
Читателя любого,
Смеяться, плакать и любить
Мне помогает слово.
Изведать моря глубину,
Взвить флаг на мачте брига.
Слетать на Марс и на Луну
Легко поможет книга.

Ребята, перед вами Вершина знаний, но чтобы покорить её, ещё многое придётся узнать, и в этом вам помогут мои подданные – книги!

Я мира книг великая царица!
Я вас к вершине знаний поведу,
Открою интересные страницы,
Вновь встречусь с вами в будущем году.

- Мы не прощаемся с волшебной страной Литературией, мы не прощаемся с книгой, а говорим им: “До свидания!”

(Подведение итогов, награждение победителей).