Исследовательская лабораторно-практическая работа по теме "Площадь многоугольника. Выведение формул площади многоугольника эмпирическим путем"

Разделы: Математика


Успех проводимой современной реформы образования во многом зависит от правильного понимания роли и места каждого школьного предмета. Геометрия представляет богатые возможности для развития гармоничной личности, а в особенности курс наглядно-практической геометрии. Моя система работы в 8–11-м классах построена таким образом, что основным ее элементом являются лабораторно-практические работы. Под лабораторно-практическими работами по геометрии понимают учебные задания, решаемые конструктивными методами с применением непосредственных измерений, построений, изображений, моделирования и конструирования. Проведение лабораторно-практической работы позволяет дать возможность ученику скорректировать неверное представление о том или ином объекте или увидеть то, что тяжело представить. Ведь недаром говорят: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. При таком положении дел наблюдается устойчивый интерес к обучению. Чем выше интерес к обучению, тем выше результат, а успешность обучения рождает вдохновение, уверенность в своих силах.

Поэтому мои ученики считают геометрию одним из самых интересных предметов школьного курса и выбирают геометрию в качестве выпускного экзамена. В качестве примера приведу исследовательскую лабораторно-практическую работу в 8-м классе.

Исследовательская лабораторно-практическая работа.

Класс: 8.

  • Тема: “Площадь многоугольника. Выведение формул площади многоугольника эмпирическим путем”.
  • Цель: закрепить знания свойств многоугольников в процессе исследования вопроса о площади треугольника, параллелограмма, прямоугольника, трапеции, получить расчетные формулы и проверить их правильность при решении задач на компьютере.
  • Техническое и программное обеспечение: компьютер, диск CD-ROM Обучающая программа “Витаминный курс. Математика-5”.
  • Оборудование: 8 квадратов размером 4х4, цветная бумага, ножницы, клей, листы белой бумаги формата А4, карандаши, линейки, ластик.

Порядок проведения работы.

  1. Каждый ученик получает алгоритм исследования.
  2. Устанавливает последовательность рассуждения самостоятельно или с помощью учителя.
  3. Свои выводы и ход рассуждений вносит в таблицу. Полученную фигуру ученик приклеивает в таблицу.
  4. После установления зависимостей и вывода формул делает вывод о том, что формулы площади многоугольников связаны.
  5. Приступает к проверке правильности формул с использованием заданий из обучающей программы “Витаминный курс. Математика 5”.
  6. Работа учащихся оценивается.

Алгоритм исследования.

  1. Определить исходную фигуру для исследования.
  2. В качестве основной единицы измерения площади использовать площадь квадрата 16 квадратных сантиметров.
  3. Составить цепочку связанных многоугольников.
  4. Ход рассуждения строится таким образом, чтобы был виден логический переход.

Таблица.

Фигура

Ход рассуждений

Формула

     
     
     
     

Вывод.

Приложение