"Решение линейных уравнений. В мире звезд"

Разделы: Математика


Цели урока:

- выявить степень усвоения учащимися изученного материала, их умения решать уравнения и задачи с помощью составления уравнений;

- расширение кругозора;

- развитие логического мышления ; развитие навыков самостоятельной работы.

Оборудование: на каждую парту карточки с изображением точек звёздного неба, точки имеют свои числа. Показ карт с помощью мультимедиа.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя о необычном проведении урока и его целях.

2. Формирование новых знаний и закрепление изученного материала.

Расположение звёзд и очертания созвездий люди изображали ещё в глубокой древности. Современные карты звёздного неба не содержат рисунков, на них небо разделено на 88 участков разной величины. Границы участков проходят по линиям координатной сетки. Каждый участок звёздной карты и есть созвездие. Их древние названия сохранились.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми созвездиями и попробуем изобразить их рисунок.

3. Перед вами фрагмент карты звёздного неба .

Найдите на нём созвездие Близнецы. Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды, которым соответствуют найденные ответы (карточка № 1)

1-4 . Решите уравнения.

1). 50х = 5 ; 3) 8( х-20) = -8х;

2) 15 – 0,6у = 0; 4) у – (9+6у) = 36.

5) Восстановите правую честь уравнения по его сохранившемуся решению:

-2/5 * х = …

Х = 10.

6) При каком значении переменной:

А) значение выражений 8,2а + 46 и 3,2а + 19 равны;

Б) значение выражения 4с – 1 на 1/5 больше значения выражения 2с – 1?

Задание 1 2 3 4 5 6,а 6,б
Ответ 0,1 25 10 -9 -4 -5,4 0, 1

Ответ: Близнецы.

Близнецы – самое северное из зодиакальных созвездий. Наблюдается зимой. Наиболее яркие звёзды – Кастор и Поллукс. Так звали братьев – близнецов, отправившихся вместе с Ясоном в поход за золотым руном. Более яркий Поллукс имеет оранжевый цвет. При ближайшем рассмотрении эта звезда оказывается системой из четырёх звёзд. В близнецах есть звёздное скопление М35, насчитывающее около 120 звёзд.

4. Самостоятельная работа.

Задание по вариантам. Решить задачи с помощью уравнений. Соединить последовательно звёзды по найденным ответам (карточка № 2).

1 вариант.

1. Длина прямоугольника в 6 раз больше ширины, а его периметр равен 196 см. Чему раны стороны прямоугольника?

2. Один астроном посчитал на небе звёзды, другой астроном увеличил число звёзд на 23, а третий уменьшил на 1. Результат, подсчитанный вторым астрономом оказался в 7 раз больше, чем результат, подсчитанный третьим астрономом. Какое число звёзд посчитал первый астроном?

3. Масса ящика с яблоками 22 кг и ещё половина его массы. Какова масса ящика с яблоками?

4. Кадет отправившись в школу сначала едет на автобусе, а потом идет пешком. Вся дорога у него занимает 26 минут. Идёт пешком он на 6 минут дольше, чем едет на автобусе. Сколько минут кадет едет на автобусе?

5. В первом контейнере в 5 раз больше листов бумаги, чем во втором. Когда из первого контейнера взяли 25 листов бумаги, а во второй добавили ещё 15 листов, то в обоих контейнерах листов бумаги стало поровну. Сколько листов бумаги было в обоих контейнерах первоначально?

2 вариант.

Длина прямоугольника в два раза больше ширины, а его периметр равен 138 см. Найдите размеры прямоугольника.

2. Ученик задумал число, прибавил к нему 7, полученную сумму умножил на 3 и из произведения вычел 47, после чего получил задуманное число. Какое число задумал ученик?

3. На ферме 1000 кроликов и кур, у них 3150 ног. Сколько кроликов и сколько кур на ферме?

4. Чтобы наблюдать комету учёный был вынужден совершить путешествие. Часть пути в 600 км он пролетел на самолёте, а часть проехал на автобусе. На самолёте он проделал путь в 9 раз больший, чем на автобусе. Сколько км учёный проехал на автобусе?

5. На одном участке было посажено в 5 раз больше роз, чем на другом. После того, как с первого участка увезли 50 роз, а на второй посадили ещё 90, на обоих участках цветов стало поровну .Сколько всего роз было на двух участках первоначально?

задача 1 2 3 4 5
1 вариант 14, 84 5 44 10 60
2 вариант 23, 46

13

575, 425

60 210

Ответы: Кассиопея, Цефей.

Показ мультимедиа.

Кассиопея и Цефей являются околополярными созвездиями. Они всегда доступны для наблюдения жителям средних широт.

Кассиопея – это созвездие было известно ещё древнегреческому астроному Птолемею, жившему во втором веке до нашей эры. В греческой мифологии Кассиопея – жена царя Эфиопии Цефея – похвалялась перед всеми своей красотой и тем самым навлекла гнев богов. В 1572 г. в созвездии Кассиопеи вспыхнула яркая звезда, которая ярко светила несколько недель, а затем блеск её померк, и она пропала, оставив после себя источник космического радиоизлучения. Позже такие звёзды стали называть сверхновыми.

Цефей – не очень яркое созвездие. Оно расположено между Кассиопеей и Малой Медведицей. Самая примечательная звезда - дельта Цефея. Она меняет свой блеск и дала название целому классу переменных звёзд – цефеид. Эти звёзды ритмично пульсируют, а их радиус меняется на несколько миллионов км.

5. Итог урока.

Тетради сдаём на проверку, карточки с получившимися созвездиями вложить в тетрадь.

6. Задание на дом.

Придумать три задачи, решаемые с помощью уравнений . Нарисовать красочно любое созвездие и написать краткие сведения о нём.

Тезисы.

  1. Цели урока.
  2. Повторение изученного материала “ Решение линейных уравнений” с параллельным формированием новых знаний из курса астрономии “Созвездия”.
  3. Самостоятельная работа по пройденной теме “ Решение линейных уравнений”, учитывающая познавательный интерес к рисунку созвездий.
  4. Показ мультимедиа о созвездиях.
  5. Итог урока.

Творческое домашнее задание.

Приложение