Усиление внимания к смысловой стороне речи, овладение нормами современного русского литературного языка, развитие речи учащихся

Разделы: Русский язык


Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка.

Работая в школе два десятка лет, сталкиваешься зачастую с проблемой словарного запаса учащихся, чувствуешь, что знаний и синтаксических средств языка еще недостаточно для того, чтобы найти то емкое слово, помогающее достичь той “красивости”, богатства русской речи.

Бедная речь дает тормоз усвоению программы по развитию речи. Правильность речи – это фундамент языковой культуры. Без нее нет ни литературного мастерства, ни искусства живого и письменного слова. “Свободное владение русским языком, – подчеркивается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения”.

Имеющийся потенциальный “багаж” речи учеников оставляет желать лучшего. В письменных и устных ответах школьники часто допускают речевые ошибки, не умеют реализовывать единицы словарного запаса в предложении, затрудняются отобрать и отразить в своих сочинениях даже наиболее яркие, значительные для них наблюдения и впечатления. Досадно, но очень часто это приводит к бессмысленному набору слов, бездоказательной, малоубедительной речи. Трудно достичь учителю поставленной задачи – развития целенаправленной полномасштабной речи. Трудно, но небезнадежно.

Как помочь ребенку овладеть “формами языка, выработанными как народом, так и литературой?” Безусловно, каждый учитель-словесник стремится воспитать в своих учениках умение правильно, логично, последовательно излагать свои мысли в связной форме; каждый желает развить живой дар слова у детей. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, русского ученого, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.

Ф.И. Буслаев работу над обучением написания сочинений и изложений относил к упражнениям “высшего порядка”.

К. Д. Ушинский говорил об обязанности наставника “исправлять и пополнять словесный запас дитяти”.

Развитие речевой культуры, как происходит процесс порождения восприятия высказывания интересовало и других русских ученых: Ожегова, Виноградова, академика Щербу, Пешковского и других. Их труды помогают сохранить важнейшую закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.

Увлекают ли учеников уроки русского языка? Статистика, выведенная путем опроса значительного количества учащихся, говорит о том, что в школе интерес у них к русскому языку в целом невелик. Однако, он обычно резко возрастает, если преподаватель – яркий, талантливый человек.

Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведет, часто отожествляются: личность учителя, интересная сама по себе (вспомним высказывание Е.Н. Ильина: “Я сам себе интересен”), способствует возникновению интереса к учебному предмету.

Известный педагог, один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”. (Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М.: 1979. – Т.1. – С. 78 – 79.)

Выдающийся русский педагог второй половины IХХ – начала ХХ вв. П. Ф. Каптерев писал: “Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место... Учащиеся многое переймут от своего учителя или учительницы совершенно невольно. Речь, интонацию...” (Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: 1982. – С. 595, 602).

Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме.

На стыке XX – XXI вв. телевидение, средства массовой информации обрушили на нас лавинный поток заимствованных неологизмов непонятного происхождения, о лексическом значении которых стоит лишь только догадываться. Русский язык подвергся массовому нападу иноязычных слов – “сорняков”, “паразитивному хламу”: происходят изменения на всех уровнях языковой системы, меняется лексический состав языка, резко снижается культура речи. Как быть? Ведь это дух времени, это модно... Но ценно ли? Как же обходились наши великие русские писатели без этих новообразований?

Становится очевидным тот факт, что назрела необходимость в развитии целенаправленной полномасштабной речи.

Цели и задачи работы.

Цели и задачи работы по развитию речи учащихся вытекают из общих целей обучения русскому языку в школе.

В работе по развитию речи у школьников можно выделить следующие основные взаимосвязанные направления, соответствующие задачам обучения русскому языку:

  • обогащение словарного запаса;
  • обучение нормам литературного языка;
  • обогащение грамматического строя речи;
  • формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Основные направления работы учителя по развитию связной речи учащихся.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РУССКОГО ЯЗЫКА.

Как же осуществляется работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка в условиях многочисленной школы?

В методическом письме Министерства просвещения “О единых требованиях устной и письменной речи учащихся” указывается, что учителя – предметники должны систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета...”

Уроки русского языка и литературы представляют для этой работы наиболее благоприятные условия, что вытекают из специфики содержания этих предметов, целей и задач их преподавания в школе.

Первое направление – обогащение словарного запаса учащихся.

На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что все в языке связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и с развитием речи учащихся.

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся до настоящего времени, в основном, определялось:

1) лексикой упражнений учебников;
2) текстами изложений;
3) темами сочинений.

Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в урок не снижало эффективности изучения программного материала и по возможности способствовало усвоению этого материала.

На уроках русского языка стараюсь систематически и целенаправленно проводить словарную работу. Для этого использую упражнения учебника, в которых рассказывается об этимологии слов, об особенностях их значения и употребления; работаю над специальными слова, заключенными в рамки. Особое внимание при работе с этими словами обращаю на слова – синонимы. Например: РОВЕСНИК, СВЕРСТНИК; СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИЯ; ИСТИННЫЙ, ПОДЛИННЫЙ; АРТИСТ, АКТЕР; ПРЕНИЯ, ДЕБАТЫ, ДИСКУССИЯ; РЕМОНТ, РЕСТАВРАЦИЯ и т. д. Нетрудно заметить, что отобранный авторами учебника материал дает возможность при работе над особенностями значения и употребления слов-синонимов показать их смысловые и стилистические различия. Ученики убеждаются в том, что синонимы, как писал А. А. Реформатский, – это очень часто “то же, да не то”, следовательно, они далеко не всегда взаимосвязаны в нашей речи, поэтому нередко и “прибегаем” с ребятами к помощи толковых словарей.

Часто провожу словарные диктанты, выборочные диктанты, распределительные диктанты, слуховые диктанты на различные темы: “Первое дыхание весны”, “Щедрость осени”, “Край родной”, “Народные традиции”, “Любимый праздник”, “Память” (о ВОВ) и др.

Предлагаю ученикам и задания другого характера. Группирую слова по микротемам и распределяю по урокам в соответствии со спецификой изучаемого материала.

Обогащение речи нравственной тематики

Предлагаю учащимся следующие существительные, обозначающие черты характера: бессердечность, благодать, вежливость, верность, грубость, доброта, жадность, мужество, неверность, равнодушие, отзывчивость, скромность, правдивость, робость, сердечность, чуткость, щедрость, трусость...

Между тем важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, используя полученные знания о парадигматических связях слов, но и пользоваться изученным словом в речи, применяя знания на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые вначале читаю, а затем записываем под диктовку.

Устному усвоению новой лексики, могут способствовать и нетрадиционные задания в игровой форме – такие, например, как приведенные ниже.

Игра “Паутина слов”

Задание: соедините слова нужной линией.

Слова с противоположным значением: ______

Слова, близкие по значению: _ _ _ _ _

1.Бессердечность
жестокость
равнодушие

2.Верность
преданность

3.Вежливость

4.Жадность
скупость

5.Искренность
правдивость
честность
доброта
отзывчивость
сердечность
чуткость
измена
неверность
предательство
грубость
невежливость
щедрость
лживость
неискренность
нечестность

Игра “Паутина слов” помогает детям реально представить семантические связи слов, что способствует усвоению новой лексики.

Игра “Аналогии”

Задание: подобрать по аналогии подходящее по смыслу слово.

1. Не дать игрушку – ...(жадность).
Подарить игрушку – ...(щедрость).

2. Друг – ...(верность).
Предатель – ...(неверность, измена, предательство).

3. Говорить правду – ...(правдивость).
Лгать – ...(лживость).

Игра “Продолжи строку”

Задание: дополни строку новыми словами – определениями, словосочетаниями, красивыми небольшими предложениями.

Природа осенью:

а) погода – теплая, великолепная,....

б) деревья, кустарники – с пышной золотой листвой,....

в) птицы – взволнованны, печальны, ...

г) поля – одиноки, пусты,...

д) цветы – весело красуются, дополняют сочными красками художницу – осень,....

е) водоемы – серые, непроглядные,....

Эти виды работы нравятся учащимся. Дети рады творить и делают это с удовольствием. А учитель понимает и знает, что такой вид деятельности способствует расширению кругозора, учит вдумчивости, развивает мышление, пополняя словарный запас.

ОВЛАДЕНИЕ НОРМАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Второе направление – овладение нормами литературного языка.

На колебания и сложность норм в настоящее время сетует и стар и млад. Видимо, – это дыхание истории.

Кто как не учитель-словесник пробудит интерес к языку, будет стремиться исправлять и шлифовать языковые навыки, что самое главное, будет способствовать выработке правильного представления о нормах литературного языка и их развитии.

Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

При изучении фонетики в 5-м классе учащиеся знакомятся с элементарными орфоэпическими нормами: петля – петля, свекла – свекла, людям – людям..., а в среднем и старшем звене, проводя работу по данному направлению, использую материал в соответствии с возрастными особенностями детей и потребностями современного времени, предлагая уже более сложные колебания в ударении: заняться, занялся и занялся, занялась, договор – договор, вы правы – вы правы.., тем самым, пополняя словарный багаж, оттачивая культуру речи.

Считаю, что реализацию направления в развитии речи учащихся – овладение нормами литературного языка, необходимо осуществлять систематически, при изучении всех разделов науки о языке.

Необходимо постоянно совершенствовать произносительные умения и навыки учащихся (дикцию, громкость, темп, ритм, интонацию речи), так как при ответах на уроках часто наблюдается интонационная невыразительность речи, преобладание бытового стиля произношения. Мне кажется, что нельзя проходить мимо этих недочетов устной речи учащихся.

Следить за правильным звуковым оформлением речи детей, ее звуковой выразительностью – задача не только словесников, но и учителей других предметов. При этом важно, поправляя учащихся, делать соответствующие замечания тактично.

Главной задачей учителя является устранение диалектного произношения (в г. Москве обучается очень много детей, приезжих из провинциальных городов, различных населенных пунктов), так как нередко это и предопределяет еще одну беду словесников – орфографическую малограмотность учащихся. Как должен расценивать учитель диалектные особенности (относиться к ним терпимо, считая, что они вполне естественны для ребенка, выросшего в провинции, или объявить им самую непримиримую войну)? А.В. Текучев отвечает на него так: “Учитель обязан рассматривать диалектизмы как явление нежелательное, а в большинстве случаев и недопустимое”. (Преподавание русского языка в диалектных условиях. – М.: 1974. – С.12).

Практика моей работы дала возможность зарегистрировать длинный перечень разнообразных диалектных отступлений от произносительных норм литературного языка.

Среди них много грубых, режущих слух речевых ошибок: ко[л]идор, [л]егулярный, [к]уфайка, полотенец, [к]алоши, ко[х]та, кака[в]а и мн. другие.

Для того чтобы искоренить данное произношение, “собираю” для себя карточку с данными словами. На уроке провожу устную работу над устранением диалектных особенностей или предлагаю сделать это письменно, так как у многих детей зрительная память крепче.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Как и в системе ударения, основная трудность изучения морфологических норм заключается в наличии вариантных форм. Иногда учитель сознательно обходит трудные случаи вариантности в морфологии, а жаль.

На уроках детям показываю колебания в словоформах и неустойчивость морфологических норм русского литературного языка, которые объясняются различными причинами, одни из которых восходят к историческому прошлому языка, а другие представляют собой абсолютные и непреходящие закономерности живого, развивающего языка. Например, колебание в родительном падеже единственного числа (меда – меду) отражает смешение типов склонения в древнерусском языке, зависящих тогда от гласного основы. Устойчивыми являются и те колебания морфологических форм, которые предопределяются воздействием нескольких факторов. Например, варьирование в форме родительного падежа множественного числа у слова рельс (часто говорят и пишут: ПОЕЗД СОШЕЛ С РЕЛЬСОВ И ПОЕЗД СОШЕЛ С РЕЛЬС) вызвано не только смешением и гибридизацией типов склонения у слов, которые преимущественно употребляются во множественном числе, но и колебанием грамматического рода; рельс и рельса (форма женского рода встречается еще у многих авторов: М. Горький, Федин, Антокольский и др.).

Такой вид деятельности приносит свои “плоды”, дает возможность детям успешно справляться с предложенными учителем заданиями.

Например:

1. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

ГЕОРГИН, ДЕЛО, ШПГОТА, КЕДЫ, МАКАРОНЫ, НОСКИ, КОЛЕНИ, СВЕЧА, ГРАБЛИ, ПРОСТЫНЯ, ШОРТЫ, ШАРОВАРЫ, ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ВАФЛЯ.

2. Найдите ошибки в образовании форм имен существительных. Запишите предложения в исправленном виде.

  • ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. ДУЮТ ХОЛОДНЫЕ ВЕТРА.
  • ПО НЕБУ ПЛЫВУТ ЛЕГКИЕ ОБЛАЧКИ.
  • ПТИЦЫ УЖЕ НЕ ПОЮТ ПЕСНЕЙ.
  • В ЭТОМ ГОДУ БЫЛ БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ ЯБЛОКОВ.
  • ПО ВЕЧЕРАМ У МЕНЯ БЫЛО МНОГО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ.

При изучении раздела “Словосочетание” уделяю особое внимание таким примерам: подать чая – чаю, купить сахара – сахару, кружка кваса – квасу, кусок сыра – сыру, вышел из леса – лесу, умереть с испугу – с испуга и т. д.

В теме “Глагол” рассматриваю особенности стойкого сопротивления традиционных форм у глаголов (каплет – капает, брызжет – брызгает, движет – двигает, мучит – мучает).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Немаловажное место на уроках отводится и усвоению лексических норм. При изучении ученики знакомятся с несовместимыми словами и выражениями, отрабатывая данный материал практически.

Например:

1. Раскройте скобки и восстановите устойчивые сочетания.

1) ПРИНЯТЬ, ПРЕДПРИНЯТЬ, ПРИМЕНИТЬ (ШАГИ, СИЛУ, МЕРЫ)…

2. Найдите в тексте несовместимые слова и выражения. Исправьте и запишите предложения.

1) МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СПРЯТАЛ ГОЛОВУ В ЛАДОНЯХ, СТАРАЯСЬ ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ…

3. Выпишите из предложений сочетания слов, в которых нарушена норма лексической сочетаемости. Рядом напишите правильный вариант.

Образец:

Неправильно Правильно
Задача достигнута. Задача решена. Цель достигнута.

1) УСТАВШИЙ СТРИЖ ТЩЕТНО ПРИМЕНЯЛ УСИЛИЯ, ЧТОБЫ ДОГНАТЬ СТАЮ.

4. Для каких целей поставлен знак ударения в следующих предложениях. Сделайте вывод.

1) ОТПЛАЧУ И ОТПЛАЧУ
СТРОКОЮ ЛЮБОЮ,
А КОЛЬ ЧТО-НИБУДЬ ЗНАЧУ,
ТО ВСЕЮ СУДЬБОЮ.
(А. ПРОКОФЬЕВ)

2) ИГОЛКА ХОДИТ ВВЕРХ И ВНИЗ,
ВОТ ЛИСТЬЯ ПОЯВИЛИСЬ.
СОСЕТ АЛЕНУШКА ИРИС,
А ВЫШИВАЕТ ИРИС.
(Я. КОЗЛОВСКИЙ).

3) ГОРОД БЫЛ ПОХОЖ НА ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАКЕТ, ГДЕ С ДОМОВ ОСЫПАЛАСЬ
ПОЗОЛОТА.
(К. ПАУСТОВСКИЙ).

5. Объясните, отчего возникает двусмысленность при чтении предложений и как ее избежать.

1) КАК ЖЕ ОНИ ТУДА ПОПАДАЛИ?
2) В СВОЕ ВРЕМЯ ОНА НАШИВАЛА БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ.

Внимание к смысловой стороне языковых явлений развивает у школьников готовность сознательно выбирать языковые средства, наиболее точно и образно передающие мысль в определенной речевой ситуации, развивает потребность в речевом самосовершенствовании. При этом учащимися лучше осознается, что согласованное употребление языковых средств всеми членами общества – одно из важнейших требований, а точность, правильность, содержательность и выразительность речи являются социально значимыми критериями общего культурного уровня человека.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Значительное место на уроках русского языка отвожу работе по усвоению норм синтаксиса литературного языка, так как в данной области (особенно в формах управления и согласования) чрезвычайно широко представлена вариантность способов выражения, ожесточенно идет борьба между традиционной синтаксической нормой и новыми, зарождающимися моделями сочетания слов.

Не случайно Л. В. Щерба, подчеркивая необходимость создания активной грамматики русского языка, обращал особое внимание на распространенные ошибки и колебание норм именно в согласовании и управлении. (Щерба Л. В. – Л.: Наука, 1974.).

Каждый учитель знает, как часто, к сожалению, выбор правильной формы управления вызывает серьезные затруднения у учащихся. В сочинениях встречаются ошибки: настал предел терпения (вм. терпению), уверенность в победу (вм. победе). В разговорной речи то и дело можно услышать: оплачивайте за проезд (вм. оплачивать ЧТО?- проезд); уделять внимание на уроки (вм. уделять внимание ЧЕМУ?- урокам)..

При изучении синтаксиса выделяю темы, которые дают возможность поработать плодотворно в плане усвоения синтаксической нормы литературного языка.

Так, в разделе “Словосочетание” заслуживают внимание такие примеры: контроль за (или над) выполнением, соблюдением, использованием, расходованием, распределением, внедрением (объясняю, что эти сочетания глагольного происхождения, обозначающие действие, процесс); применительно же к отвлеченным словам типа: промышленность, запасы, средства, ресурсы, энергия, оружие, финансы и т.п. Чаще употребляется конструкция – контроль над; в профессиональной речи сохраняются прямое дополнение при глаголе наблюдать и приименной родительный при существительном – наблюдение. Например, у военных: наблюдать движение пехоты, наблюдение цели; у врачей, биологов: наблюдать больного, наблюдение природы; у астрологов, метеорологов: наблюдение светил, наблюдать направление ветра.

При изучении темы “Сложноподчиненное предложение” уделяю внимание месту придаточных, так как письменные работы показывают, что учащиеся затрудняются в их построении, допуская ошибки.

В целях предупреждения подобных ошибок, предлагаю ребятам следующие задания:

1.Исправьте ошибки, допущенные учащимися в роде и числе союзного слова КОТОРЫЙ; обозначьте род или число союзного слова и укажите стрелкой, от какого слова эта форма зависит.

1) Я ВИДЕЛ ВЫСОКОГОРНОЕ ОЗЕРО РИЦА, В КОТОРОЙ ЗЕРКАЛЬНАЯ ВОДА…

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД КОМПЛЕКСНЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА

Программа по русскому языку предусматривает знакомство с понятием “ТЕКСТ”, “СТИЛИ РЕЧИ”, начиная с 5-х класса.

Текст – основная единица общения, который выступает в качестве высшей единицы обучения. Общаясь, люди, как правило, в своей речи используют мини-тексты, с целью обмена информацией, убеждения партнера в чем – либо, побуждая его к действию, внушая что-либо.

Работая над текстом, постепенно подготавливаю пятиклассников к комплексному анализу, часто ставлю перед ними вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал. Прошу: рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить и т. д. Постепенно ученики сами задают себе подобные вопросы, имея перед собой таблицу-схему: КТО? КОМУ? О ЧЕМ? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? ГДЕ? Учитель лишь только дополняет ответы учеников либо вопросами, либо ответы ребят.

Уже в среднем звене вплотную подходим к комплексному анализу текста при изучении темы “Стили литературного языка” в разделе “Повторение изученного”. Такой вид деятельности необходим для развития речи учащихся. Он дает возможность глубоко поразмышлять, вдуматься, логически порассуждать, выделить основное, главное, поработать с языковыми средствами, определить стиль речи.

Если учитель систематически работал в предшествующих классах над понятием “Стили речи”, по возможности закреплял практическим материалом, то дети, подходя к такому виду деятельности на уроке, работают осмысленно над текстами, анализируя их.

При подборе текстов учитываю их воспитательное воздействие, доступность информации, ее новизну для учащихся, соответствие возрастным особенностям, так как текст должен вести за собой ученика, направлять на его речевое развитие.

Материал по классам распределяю следующим образом.

В 5-м классе в центре внимания находятся повествование и описание предмета художественного и делового стилей; в 6-м классе из типов речи добавляются описание места и описание состояния, включаются тексты научного стиля; в 7-м классе начинается обучение публицистике, новым из типов речи является оценка действительности; в 8–9-х классах даются понятия жанров публицистики (портретного и проблемного очерка), углубляется понятие художественного стиля речи, расширяется и уточняется представление о строении текстов с различным типовым значением.

Тематика материала в рамках каждого класса такова: в 5-м классе преобладают тексты о животных и неживых предметах, в 6-м классе – о природе, в 7-м классе – о человеке, в 8-11-м классах – тексты на морально-этические и общественно-политические темы.

Учителя-словесники знают, что тема “СТИЛИ РЕЧИ”, где можно плотно поработать над комплексным анализом, проскальзывает в учебнике очень редко. Как быть? Как привести анализ текста в систему? В целях экономии времени на уроке, комплексный анализ текста провожу “цепью”, т.е. группами или рядами.

Например:

1 группа или ряд – доказывают, что это текст, определяют тему и главную мысль, отмечают ключевые слова, озаглавливают, называют микротемы.

2 группа или ряд – определяют тип речи, указывают средства связи между предложениями в тексте.

3 группа или ряд – определяют стиль текста, называют приметы стиля (лексические, грамматические, синтаксические особенности, целевую направленность текста).

Один человек из класса в это время составляет партитуру чтения и готовится выразительно прочитать текст. Работать “цепью” очень удобно, на такой тип работы учитель отводит буквально 5-7 минут.

Что дает организация работы над комплексным анализом текста на уроке? Я думаю, что у ребят формируются умения, общие для всех видов деятельности, в частности, такое базисное, исходное умение, как понимать информацию; умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Для формирования и совершенствования умений и навыков связного изложения мыслей, т. е. “сверхфразовых умений и навыков”, необходимы анализ, изложение и составление текстов, подготовка и написание сочинений и обучающих изложений, изложений с творческим заданием. Для этой цели программой предусмотрены специальные уроки развития связной речи.

Любая связная речь, как известно, включает три качественно отличных компонента, отражающих различные ее стороны: содержательную, логико-композиционную и языковую. Важно уделять внимание совершенствованию каждой из этих сторон связной речи учащихся.

Работа над содержательной стороной включает:

1) углубление понятий, которые необходимы для раскрытия тем сочинений;
2) накопление и отбор фактического материала с учетом предлагаемой темы сочинения.
3) совершенствование умений анализировать тему, определять ее границы, формировать основную мысль (идею) сочинения.

Прежде чем писать сочинение, учащиеся должны хорошо уяснить для себя те центральные понятия, которые составляют основу темы.

При работе над содержательной стороной сочинений на свободные темы важно помочь детям накопить жизненные наблюдения и осмыслить факты, почерпнутые из окружающей действительности, а также из произведений художественной литературы или других печатных источников; развить умение умело пользоваться этим материалом для раскрытия темы в соответствии с замыслом, а не списывать слово в слово из всевозможных сборников сочинений, которых в последнее время настолько много... Комментарии излишни. Я ценю в “маленьких людях” убежденность, самостоятельность мышления, основанную на знаниях. Пытаюсь донести до ребят простую истину: не надо бояться своей собственной мысли. Пусть дети сами пробуют перо, пусть начинается своеобразное творчество, пусть дети пишут без опасений и тревоги: “А вдруг неправильно”. Самое главное, чтобы со временем появился свой слог и “почерк” изложения мыслей. А учитель. Учитель при этом должен выступать терпеливым союзником.

Считаю, что необходимо показывать школьникам, что для раскрытия близких тем можно привлекать одни и те же факты, рассматривая их по-разному, под разным углом зрения.

Например, материал о трудовых подвигах своих земляков учащиеся используют в сочинениях на разные темы: “Человек интересной судьбы”, “Лучшие люди нашего округа, района”, “Только в труде познаешь радость и счастье”. При раскрытии одних тем часть этого материала послужит иллюстрацией какого-либо положения, а в других сочинениях он составит основное содержание.

Важное место в работе над содержательной стороной сочинений занимает анализ тем. Как показывает опыт работы, не все учащиеся занимаются таким анализом.

“Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы”, – пишет Т. А. Ладыженская. (Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. – М.: 1978, с. 13-14.)

Достигнуть такого понимания даже и в 7-8-м классах порой бывает весьма трудно, так как у ребят в сознании часто стоит общее представление, а не понятие. Если учащимся неясна понятийно-содержательная сторона темы, то необходимо обучать их этому преждевременно, начиная с наиболее простых тем. Как же научить школьников самой технологии анализа темы сочинения?

Хотелось бы привести пример работы по теме сочинения “Достопримечательные места нашего района”.

Проводится беседа по вопросам:

  1. О чем должно быть сочинение? (О нашем районе.)
  2. Весь ли район надо описывать в сочинении? (Нет, только его достопримечательные места.)
  3. Назовите эти места.
  4. Чем примечательны эти места? С какими событиями, историческими фактами они связаны?
  5. Какие достопримечательности нашего района вам больше всего нравятся? Почему?

Таким образом, с помощью вопросов учитель обращает внимание учащихся на значение каждого слова в формулировке темы, на связи и отношение слов в ней, выделяя в теме общее и частное. Анализ темы должен неизбежно подвести учащихся к выделению их основной задачи, основной мысли, идеи сочинения. Ученики должны унести с урока главное: в сочинении необходимо убедить, что описываемые уголки района действительно являются для него любимыми, объяснить, почему они любимы им, возбудить у читателя любовь к тому месту, где человек отдыхает душой.

Я стараюсь на уроке подготовки к сочинению “лить поменьше воды”, стараюсь дать детям побольше нужной информации для сочинения и обязательно записать в тетрадь: возможное вступление и заключение, опорный сложный план, опорные слова, словосочетания, предложения, эпиграфы, зачитать лучшие работы учеников предшествующих классов.

Однако возможна и другая последовательность этапов в работе над сочинением. Сначала учащимся предлагается подобрать материал на данную тему. Он поможет определить идею сочинения и составить план раскрытия темы. И все же следует иметь в виду, что отбор материала тем продуктивнее, чем яснее цель, т. е. та основная идея, ради подтверждения которой он подбирается.

Важное место в совершенствовании навыков связной речи должно быть отведено работе над языковым оформлением сочинения. Языковое оформление сочинения включает:

  • выбор языковых средств в соответствии со стилем и типом речи, темой и основной идеей высказывания;
  • разнообразие лексики и грамматического строя, опирающееся на умение оправданно пользоваться синонимическими средствами языка;
  • соблюдение норм (лексических, грамматических и др.);
  • орфографическую и пунктуационную грамотность.

Я думаю, что при подготовке к сочинениям целесообразно придерживаться определенной последовательности. Эта последовательность в основном отражает ход работы по созданию текста (высказывания) на любую тему и может быть такой:

  • анализ темы и определение её границ;
  • формулирование основной идеи сочинения и подбор эпиграфа (он необязателен);
  • сбор материала или его первичная систематизация в соответствии с темой и идеей сочинения;
  • определение жанра сочинения и основного типа речи, который предполагается использовать (повествование, рассуждение, описание);
  • составление рабочего плана;
  • распределение собранного материала по пунктам плана, продумывание аргументации;
  • редактирование и проверка сочинения.

Думается, что такая последовательность работы над сочинениями должна служить образцом для учащихся.

Использование наглядности на уроках развития речи

Особую роль в методике сочинений играет наглядность. На уроках обучения сочинениям предмет не просто иллюстрирует какие-то положения урока, он служит объектом наблюдения и источником создания текста. Ещё К. Д. Ушинский писал: “Ребёнок мыслит красками, звуками, картинками”. Образы окружающего мира создаются на основе эмоционально-образного восприятия слова. Ученые и педагоги уже убедились, что дети учатся вполне успешно, если на уроке широко используются различные виды зрительной и слуховой наглядности, ТСО (выставки книг по теме, плакаты, схемы, тематические словари, фильмы, репродукции картин, слайды, музыкальные произведения, иллюстрированные карточки и т. п.)

Иногда кажется, что подобный урок перегружен наглядными пособиями, но, несмотря на их разнообразие, вся наглядность объединена тематически и продуманно используется на разных этапах урока. Выступая в едином комплексе, наглядные материалы урока выполняют различные функции.

Часть наглядных пособий включаю в урок лишь эпизодически, чтобы привлечь внимание к теме, вызвать к ней интерес (выставка книг), часть раздается в качестве дидактического материала для выполнения самостоятельных заданий; музыкальные произведения сопровождают чтение текстов или включаются как “тихий фон” во время письменной работы.

Нужные для описания предметы постоянно перед глазами учащихся. Конечно, я всегда помню о том, что во всем нужна методическая и эстетическая мера, психологическая дозировка.

Эффективно ли использование наглядности? Да... Наглядные пособия создают праздничную атмосферу урока, поднимают его эмоциональный тонус, воздействуют на школьников эстетически. Красота всегда положительно влияет на ученика, а опосредованно влияет и на процесс развития речи. В класс, где подготовлена выставка павловских шалей, хохломской посуды и жостовских подносов, где выставлены красивые книги, где собраны любимые игрушки детей и где раздаётся музыка, дети входят с радостью, готовые узнать что-то новое. В перерыве между двумя уроками, если уроки сдваиваются, дети даже не выходят на перемену – такой интерес вызывают наглядные пособия: их надо рассмотреть, выбрать для себя предмет, который захочется описать.

Таким образом, наглядность служит и источником содержания сочинения, и помощником в различных наблюдениях, когда соотносится слово и предмет; наглядность пробуждает эмоции, так необходимые в процессе познания, формирует оценочное отношение, что важно для самостоятельной работы мысли и чувства. Наглядность создает атмосферу живого общения, побуждает писать по-своему, ибо у каждого своё видение.

Результаты моей работы

Что дают уроки развития речи, “приносят ли свои плоды”? Приносят... Именно на таких уроках у учащихся появляется возможность проявить свои творческие способности, применить полученные знания на практике. В результате чего ребята стали “пробовать своё перо” на страницах школьной газеты “Большая перемена”, пишут замечательные сочинения, мини-сочинения, изложения с творческим заданием, заметки, рефераты. Критерием успешной работы являются участия и призовые места детей на районных и городских олимпиадах, награждения выпускников грамотами министерства просвещения по русскому языку.

О необходимости работы

Я думаю, что уроки по развитию языковой способности помогают ученикам овладеть эмоциональной стороной речи, увидеть нравственную силу родного слова, почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях.

У меня нет проблем, все прекрасно? Нет. Проблемы, я уверена, есть у каждого учителя.

Мне бы очень хотелось, чтобы дети ощутили силу слова. “Словом можно убить, словом можно спасти...” Добрым людям – добрые слова. Как живой родник сверкают они и несут людям радость, тепло, свет. “Доброе слово лечит, худое калечит”. Именно учитель – словесник должен научить ребят чувствовать окраску слова, музыку разных звуков: мягкие звуки – узкие, твёрдые – широкие, бывают они и светлыми, яркими, тусклыми, грустными.

Путь к слову – трудный путь. Как быть с ошибками и как сохранить доброе лицо, если в стопке тетрадей с сочинениями, которые я несу на урок, есть двойки? Научиться терпению... Научить ребят творчески мыслить, стараться сделать уроки развития речи эмоционально притягательными, заинтересовать их самим процессом работы над словом, найти стимулы для движения вперёд.

И пусть сердце, знающее свою ответственность перед этим удивительным домом – школа, сердце учителя никогда не успокаивается. В руках учителя величайшие возможности открыть сознание моментально, одной фразой: “Ты все сможешь!” Разбудить ученика – вот главная задача учителя русского языка, разбудить так, чтобы рука писала, а сердце не молчало.