Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

Разделы: История и обществознание


Цель: формирование правовых знаний учащихся в области международного права.

Задачи:

  • образовательная: раскрыть значение международного гуманитарного права для защиты прав ребенка; закрепление и осмысление изученного материала по теме.
  • развивающая: умение прослеживать причинно-следственные связи, пользоваться различными источниками информации, решать проблемные задания, отстаивать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
  • воспитательная: способствовать пониманию сущности международного гуманитарного права, призванного обеспечить защиту личности, основанного на принципе человеколюбия; воспитание требовательного и доброжелательного отношения друг к другу.

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков (дидактическая цель).

Вид урока: практикум (метод организации).

Оборудование:

  • Оформленная классная доска (эпиграф, план урока, задания)
  • Алгоритмы учебных действий на уроке
  • Статистические, периодические, документальные материалы
  • Чистые листы для выполнения заданий
  • Выставка книг, докладов, документов по теме
  • Лицевой счет ученика.

Лицевой счет ученика.

Ф.И. _____________________________________________

письменная работа вопрос ответ работа с источником творческая работа итог
           

План урока:

  1. Международные документы о правах человека.
  2. Нарушения прав ребенка во время вооруженных конфликтов.
  3. Реализация и защита прав ребенка.

Эпиграф к уроку: “Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вторых – слезы, а с третьих – и слезы, и кровь”.

У. Теккерей.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вводная беседа. Актуализация.

Тема урока “Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах”. На уроке вам предстоит на основе знаний полученных на предыдущем уроке, выработать собственное видение проблемы детей в вооруженных конфликтах и попытаться найти ее решение. Продолжить обучаться умениям использовать различные источники знаний, оценивать свою работу и работу своих товарищей, анализировать, делать выводы.

Ваша работа будет вноситься экспертами (моими помощниками) в ваш лицевой счет ученика за каждый вид деятельности.

Работать мы будем по этому плану.

Какую опасность для людей несут вооруженные конфликты? Я думаю, что ответ на этот вопрос будет очевиден после некоторых данных, с которыми вас познакомят ребята.

Самый важный вопрос, стоящий перед нами: возможно ли уменьшить бедствия, причиняемые войной?

Что же входит в понятие международного гуманитарного права?

Значит, основу права составляют международные документы. Перед вами самые основные из них. Ваша задача определить дату их создания. Работаем в парах по вариантам. После выполнения задания, работу отдаете соседу по парте, проверяете его работу и ставите оценку по известным вам требованиям. Не забудьте подписать свою работу и отметьте свою фамилию те, кто будет проверять задание. После этого карточку положите на край парты.

Представление статистических данных.

Первая мировая война повлекла за собой 10 млн. смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо (не считая 21 млн. погибших от эпидемий). Вторая мировая война: убито 60 млн. человек, приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц. Между 1945 и 1966 г. произошло не менее 70 вооруженных конфликтов. В настоящее время, если верить экспертам, соотношение убитых будет 10 гражданских на 1 воина сто на одного в ядерной войне. Возможно, для этого и призвано международное гуманитарное право.

Это совокупность международных норм составляющих так называемые правила ведения войны, или законы и обычаи войны, регулирующие отношения между воюющими государствами, а также между ними с одной стороны, и нейтральными с другой.

Работа в статической паре (возможность установить обратную связь, определить эффективность работы).

Задания на доске: видны только события, даты закрыты листами бумаги.

(прием распределения дат по схеме, составление хронологического ряда).

I вариант.

1907 г. 1924 г. 1945 г. 1977 г. 1984 г.
Гаагские конвенции Женевская декларация прав ребенка Организация Объединенных Наций Дополнительные протоколы Конвенция против пыток

II вариант.

1860 г. 1948 г. 1949 г. 1989 г. 1973 г.
Международный комитет Красного Креста Всеобщая Декларация прав человека Женевские конвенции Конвенция ООН по правам ребенка Конвенция о пресечении апартеида.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание (убрать листы с доски).

Войны начинаются без участия интересов народа, детей в том числе. Но жертвами становятся именно они. Дети остаются без родителей, лишаются условий для нормального развития, гибнут в бомбежках, концлагерях и становятся сами участниками вооруженных конфликтов. Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Пользуясь алгоритмом работы с документами, попытайтесь подтвердить мнение автора фактами из реальной жизни. Какие права детей были нарушены?

Посмотрите, сколько международных документов, произведений художественной культуры, различных статей посвящено защите детей. Почему же, если все так хорошо понимают необходимость гуманитарной помощи детям в вооруженных конфликтах, дети снова и снова становятся их участниками и жертвами?

А что нам об этом говорит статистика?

Еще каких-то 10-15 лет назад все это казалось нам в России бесконечно далеким, а потому недостойным нашего пристального внимания. Но сейчас, когда уже в Дагестане и Чечне десятилетние мальчишки гордо расхаживают с автоматами, а многие ребята становятся беженцами, инвалидами и жертвами межнациональных войн и террористических актов, я полагаю, что каждому стоит задуматься над этим, тем более вам – будущему нашего государства.

Деловая игра.

1. Составьте комплекс мер по оказанию помощи детям в вооруженных конфликтах (можно использовать текст документов).

2. Как можно это осуществить?

Таким видится вами решение проблемы.

Какой же вывод можем мы сделать?

Домашнее задание будет таким: составить манифест, который должен привлечь внимание общества к проблемам гуманизма.

А сегодняшний урок мне хотелось бы завершить такими строками:

Дети в войне – так быть не должно,
Даже если это просто кино.
Люди, будьте всегда вы людьми
Дети в войне страдать не должны.

Чтение эпиграфа.

“Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вторых – слезы, а с третьих – и слезы, и кровь”. У. Теккерей.

(оценочный уровень документа; модель группового решения проблемы).

Документы: “Колокола памяти – вспоминают дети войны”; подпрограмма “Дети-войны” (дети-беженцы); “Наше будущее – дети войны”; “Дети-солдаты. Новое поколение”

Обсуждение.

(“мозговой штурм” - создает условие для умственного напряжения при решении важной проблемы у всех или, по крайней мере, у большинства учащихся).

Виноваты взрослые, нет ограждения детей от насилия и агрессии, нет защиты детской психики и нравственности.

Факты. В мире убито в войнах около 2 млн. детей, а 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти 30 млн. превратились в беженцев.

Деловая игра “Референдум”.

(работа в группах).

Результаты работы выписываются на доску.

Каждая группа берет по одной из указанных мер и находит методы ее осуществления.

Результаты вносятся в меры, указанные на доске.

В цивилизованном обществе законы должны действовать так, чтобы права человека никем и никогда не нарушались.

Гуманизм общества определяется положением в нем слабых.