Система упражнений, формирующих навыки и умения деловой коммуникации (на примере написания автобиографии)

Разделы: Русский язык


Значение деловых бумаг в жизни современного человека за последнее десятилетие сильно возросло. Причина этого — изменение социально-общественного, информационного, культурологического характера.

В период обучения в школе и в будущей профессиональной деятельности ученики сталкиваются с необходимостью делового общения. В связи с введением в школах предпрофильной подготовки в 9 классах основной школы организованы такие элективные курсы, как “Деловые бумаги на русском языке”, “Деловое письмо” и другие, в которые включены задачи формирования у учеников прочных навыков деловой речи. Эти же задачи стоят и в “Программе практического курса русского языка”. Осуществление поставленной цели, на мой взгляд, проходит в четыре этапа: первый – сообщение знаний, второй – формирование речевых навыков, третий – их совершенствование, четвёртый – развитие речевых умений.

На начальном этапе обучения деловой документации ученикам предлагается ознакомиться в первую очередь с экстралингвистическими факторами деловой бумаги: определением вида документа, его назначением, набором реквизитов. Учитель вначале в краткой беседе даёт необходимые сведения. Затем через проектор на экран проецируется образец документа. Например, схема текста автобиографии:

- фамилия, имя, отчество;

- время и место рождения;

- сведения об образовании;

- сведения о трудовой деятельности;

- сведения о прохождении службы в армии;

- сведения о составе семьи.

Дата Личная подпись

Специфичность лексики, употребляющейся в деловом стиле, диктует необходимость установления, в первую очередь, её значений.

1. Определите по словарю значение следующих слов:

холост, супруга, супруг, женат, замужем, избираться, должность, призвать, образование, актив.

2. Объясните разницу в значениях следующих выражений, переведите их на родной язык: социальное положение, социальное происхождение.

Далее проводится работа над наиболее употребительными в данном виде документа конструкциями следующим образом:

1. Подберите подобные примеры: отец архитектор – отец является (работает) архитектором.

Введение отобранного языкового материала, его осмысление и осознание обеспечивается за счет таких заданий:

У п р а ж н е н и е 1. К выделенным конструкциям задайте вопросы, определите их значение, по их образцу напишите о профессиях своих родителей.

Мой отец, Иванов Сергей, инженер. Мать, Иванова Анна, врач-окулист. Моя мать ветеран труда. Она текстильщица.

У п р а ж н е н и е 2. Обратите внимание на выделенные конструкции. По их образцу напишите данные о членах вашей семьи.

По окончании школы работала (кем?) дояркой. После службы в рядах Российской Армии работаю (кем?) штукатуром. С сентября 1984 года я являюсь (кем?) студентом факультета журналистики. В настоящее время являюсь (кем?) секретарём СНО.

Изучение типовых конструкций осуществляется на материале связного микротекста, который включает данные конструкции.

У п р а ж н е н и е 3. Прочитайте текст. Обратите внимание на употребление выделенных конструкций. Составьте аналогичный текст, рассказывая о своей семье.

В нашей семье 5 человек. Родители, старший брат и сестра работают по избранной специальности, а я учусь. Наш отец – ирригатор, мать – преподаватель русского языка, старший брат работает конструктором, сестра – певица, я являюсь студентом исторического факультета.

Упражнения на втором этапе работы нацелены на отработку морфологических форм каждого компонента конструкции и формирование у обучаемых навыков построения словосочетаний и предложений по образцу.

У п р а ж н е н и е 1. Ответьте на вопросы, используя конструкцию “работать” + тв. п. сущ. и данные в скобках слова. Запишите ответы.

Кем работает ваш отец? (Врач, художник, машинист.)

Кем работаете вы? (Секретарь-машинистка, фельдшер, библиотекарь.)

Кем работал ваш друг до поступления в институт? ( Механизатор, слесарь, лаборант.)

У п р а ж н е н и е 2. Составьте предложения по образцу, используя данные слова. Напишите о выполняемой вами общественной работе.

О б р а з е ц: Я являюсь старостой класса.

Слова для справок: физрук класса, член редколлегии, профорг.

Характерными для этого этапа работы являются задания на замену, частичную и полную трансформацию конструкций:

1. Замените действительные обороты страдательными.

О б р а з е ц: Отца перевели на работу в город. – Отец переведён на работу в город.

Меня приняли в кружок рукоделия. Брата призвали в армию в 2000 году. Рустамова командировали на работу в Елабугу. Выпускника сельской школы направили на работу.

Определённое число упражнений должно быть направлено на формирование навыка выбора слова и словосочетания адекватно ситуации. С этой целью усвоение отобранного для обучения материала можно организовать в сопоставительном плане: официальная речь – неофициальная речь.

У п р а ж н е н и е 1. Запишите синонимические пары в разные колонки в зависимости от их стилистической принадлежности. Продолжите данный список, дополняя его данными из своей автобиографии.

В настоящее время; сейчас; в качестве ученика слесаря; ученик слесаря; по поручению комитета молодёжи; после прохождения службы; после службы; по окончании школы; после школы.

У п р а ж н е н и е 2. Составьте с данными глаголами синонимичными им словосочетаниями предложения. Укажите на стилистическое различие этих предложений.

Руководить – осуществлять руководство; наблюдать – вести наблюдение; участвовать – принимать участие; экспериментировать – проводить эксперимент.

У п р а ж н е н и е 3. Сравните два текста. Определите, к какому стилю речи они относятся. Мотивируйте свой ответ.

I. Я родилась в Казани 1 марта 1915 года. Всё было иным в то время, и город, конечно, был совсем не похож на нынешнюю татарстанскую столицу…

Когда пришло время учиться, в Татарстане уже были новые, советские школы. Они, правда, только-только открывались и едва нащупывали свой путь. Все находилось в поиске, всё рождалось как бы заново и, вероятно, поэтому учиться было особенно интересно, хотя и трудно…

(Зульфия)

II. Я, Зиатдинов Айдар Амирович, родился 27 мая 1965 года в селе Балтаси Балтасинского района Республики Татарстан в семье рабочего.

В 1971 году поступил в Балтасинскую среднюю школу , которую окончил в 1981 году.

По окончании школы в течение года работал в колхозе рабочим. В 1983 году поступил на исторический факультет Казанского государственного университета.

В настоящее время являюсь студентом 4 курса.

21.01.86 Зиатдинов Айдар

Следующий этап – работа над текстом, созданным по определённой, закреплённой традицией делового общения схеме и насыщенный изучаемыми конструкциями.

С целью развития умения составлять текст по соответствующей схеме предлагаются задания на вычленение в тексте документа структурных частей, составление плана, вопросов и т.д. Проведение такой работы способствует закреплению в памяти обучающихся схемы документа, структуры текста, необходимых конструкций и особенностей их соединения в определённой логической последовательности.

1. Прочитайте текст автобиографии. Выделите основные смысловые части.

Я, Примов Олег Петрович, родился 25 февраля 1962 года в п.г.т. Арске Арского района в семье колхозника.

В 1969 году поступил в среднюю школу № 68, которую окончил в 1979 году. По окончании школы работал автослесарем тракторного парка колхоза “Большевик”.

С 1980 по 1982 год служил в рядах Советской Армии. В 1980 году поступил на заочное отделение факультета промышленного и гражданского строительства Казанского строительного института.

В настоящее время работаю прорабом в СМУ и одновременно учусь на третьем курсе института.

Мой отец, Примов Петр Васильевич, 1940 года рождения, колхозник.

Моя мать, Примова Елена Ивановна, 1942 года рождения, домохозяйка.

10.12.89 О. Примов

2. Используя информацию, содержащуюся в предложенном выше тексте автобиографии, письменно ответьте на вопросы:

  • Когда и где родился Примов?
  • Кем работал по окончании школы?
  • Кем работает и где учится он в настоящее время?
  • Что вы можете сказать о родителях?

3. Используя ваши записи, перескажите текст.

От упражнений по наблюдению и воспроизведению чужого высказывания можно последовательно перейти к творческим заданиям.

Основная задача заключительного цикла упражнений – реализация отработанных операций в речевых действиях и приобретение навыков составления автобиографии.

Ученикам даются задания на построение собственного высказывания в заданной ситуации. При этом они руководствуются приобретёнными знаниями, сами определяют реквизиты, структуру текста и конструкции, необходимые для отражения данной ситуации.

1. Скажите, какие вопросы следует задавать собеседнику, если хотите узнать место его рождения, возраст, образование?

2. Составьте вопросы, которые зададите вашему однокласснику, если хотите узнать его биографию. Запишите их.

3. По вопросам, составленным по предыдущему заданию, напишите свою автобиографию в форме официального документа.

4. Прочитайте отрывок из романа Ю. Трифонова “Студенты”. По изложенным в нём биографическим сведениям составьте биографию Рашида Нуралиева. Недостающие сведения дополните сами.

“Жил Рашид Нуралиев в общежитии, в комнате, где жил Лагоденко, Лесик и Мак Вилькин, и потому Вадим так скоро с ним познакомился. Он знал уже всю двадцатилетнюю жизнь Рашида – отец его был колхозником, Рашид закончил среднюю школу в Янги-Юльском районе, мальчишкой работал водоносом на Ферганском канале, а во время войны участвовал в стройке Северного Ташкентского канала, уже бригадиром каменщиков. Тогда же он вступил в комсомол”.

5. Напишите свою автобиографию.