Публичный урок русского языка в 5-м классе "Поговорим по телефону"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • создать условия для формирования у учащихся коммуникативной компетенции через проектирование речевых ситуаций разговора по телефону на уроке,
  • привлечь внимание педагогов, учащихся, широкой общественности к проблемам речевого этикета во время разговора по телефону.

Участники урока:

  • учащиеся 5 “б” класса,
  • учителя русского языка и литературы,
  • учителя начальных классов,
  • библиотекарь школы,
  • родители, дедушки и бабушки учеников 5 “б” класса.
  • Основная форма работы на уроке – групповая. Ребята вместе со взрослыми разделены на 5 групп.

Ход урока

Слово учителя и беседа с участниками.

- Дорогие ребята, наши гости, сегодня мы продолжим наш разговор о речевом этикете. Нет, наверное, в наше время ни одного человека, который бы не знал, что такое телефон.

  • А что такое, по-вашему, телефон? Каково его назначение?
  • Как связаны между собой речевой этикет и телефон?
  • А почему так важно культурно, правильно разговаривать по телефону?
  • А вы хотите этому научиться?

Итогом нашей работы на уроке будет проект памятки говорящему по телефону.

Немного из истории. Слово “телефон” пришло к нам из греческого языка. “Теле” - далеко, “фоне” - звук. Телефон изобрёл американский учёный Александер Белл в 1876 году. Первый разговор по телефону был из Нью-Йорка в Чикаго. А сейчас мы не мыслим нашу жизнь без него.

  • Перечислите жизненные ситуации, когда мы обращаемся к телефонному аппарату.

Задания группам: разыграть речевые ситуации, которые предложили участники.

  • 1 группа. Звонок другу домой с определённой целью (узнать домашнее задание).
  • 2 группа. Вызвать скорую помощь.
  • 3 группа. Звонок папе на работу с определённой целью.
  • 4 группа. Заказать билеты в театр юного зрителя на спектакль “Ночь перед Рождеством”.
  • 5 группа. Звонок мамы в школу с определённой целью.
  • Разговор по телефону – это диалогическая или монологическая речь? Значит, вы должны продумать речь каждого: того, кто звонит, и того, кому звонят.
  • А на какой слог падает ударение в этих словах: “звонят”, “ звонит”?Очень часто приходится слышать неправильное произношение этого слова.Запомните и всегда произносите с ударением на втором слоге.

Выступления по группам.

Пока группа представляет разговор, все остальные присутствующие отмечают положительные и отрицательные моменты в их речи по следующим критериям:

  1. Правильность речи.
  2. Содержательность.
  3. Выразительность

.Одновременно каждая группа начинает составлять памятку.

Уже после выступления первой группы ребята отметили, что любой разговор нужно начинать с приветствия. Предлагается разделить предложенные формулы приветствия на две группы: со знакомыми людьми и незнакомыми.

“Привет!”, “Здравствуйте!”, “Добрый день!”, “Здорово!”, “Приветствую вас!”.

После телефонного разговора второй группы вспоминаем местные телефоны скорой помощи, пожарной части, милиции.

Ребята задают вопросы, вызывает затруднение задание 4 группы. На помощь приходят взрослые. Идёт совместная работа, обсуждение в течение всего урока.

Учитель читает отрывок из книги В.А. Яковлевой “Как себя вести”, главу “Это не мелочи” о телефонных хулиганах.

  • Как правильно поступить с телефонным хулиганом?

 Результатом совместной работы явилось создание проекта памятки говорящему по телефону.

  1. Любой разговор начинай с приветствия “Добрый день!”, “Здравствуйте!”.
  2. Выясни, туда ли ты попал, куда нужно.
  3. Не забудь представиться.
  4. Вежливо обращайся с просьбой. Не забывай слова “пожалуйста”, “будьте добры”.
  5. Ясно излагай цель своего звонка, особенно если звонишь по экстренному номеру. Не забудь назвать свой адрес.
  6. Телефон – это не игрушка, долго говорить по нему нельзя. Помни, может, кто-то не может до тебя дозвониться, кому-то нужна скорая помощь.

Из детского журнала “Маруся” ученица зачитала общепринятые правила телефонных разговоров, которые дополнили и углубили нашу совместную памятку:

  • если разговор прервался, то перезвонить должен тот, кто звонит первым;
  • если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать “Какой это номер?”, “Куда я попал?” или “Это кто говорит?” - лучше переспросить: “Это номер такой-то?”;
  • неприлично сразу спрашивать “Таню можно?” или задавать глупые вопросы: “Алло, это кто?”;
  • если нужного человека не оказалось дома, то прежде чем спросить, где он и когда будет, надо обязательно представиться (например: “Это Маша Иванова, Ромина одноклассница. Скажите, пожалуйста, а когда ему лучше перезвонить, чтобы застать дома?”);
  • если вы хотите узнать, с кем разговариваете, то не надо говорить “А это кто?”. Просто можно спросить: “Простите, а с кем я разговариваю?” и после этого обязательно представиться самому;
  • если вы звоните кому-то, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков – собеседнику может потребоваться некоторое время, чтобы подойти к телефону;
  • отправляясь в гости, в случае необходимости можете оставить своим родственникам телефонный номер того места, куда идёшь; правда, необходимо спросить разрешения хозяев заранее;
  • телефон не всегда гарантирует полную конфиденциальность(объяснить значение слова) вашей беседы; по технической ошибке или через параллельную линию разговор может быть случайно или преднамеренно прослушан; помня об этом, старайся не обсуждать по телефону то, что не предназначено для чужих ушей, особенно в те моменты, когда ты не уверена в том, что рядом с тобой и твоим собеседником никого нет;
  • как правило, столкнувшись с телефонным хулиганом, лучше всего немедленно повесить трубку, не вдаваясь ни в какие разговоры. Если звонки продолжаются – не берите некоторое время трубку;
  • идя в театр, на концерт или в музей, следует отключить звонок или вообще выключить сотовый телефон;
  • сотовые телефоны недёшевы, разговор по ним в несколько раз дороже, чем по обычной телефонной линии; громкий и без особой нужды продолжительный разговор в окружении многих людей наверняка не прибавит вам вам авторитета в их глазах, напротив, оставит у них впечатление о выскочке, желающем пустить пыль в глаза.

В заключение предлагается тест “Проверь себя”.

Ответь “да” или “нет” на следующие вопросы, и ты узнаешь, насколько владеешь телефонным этикетом:

  1. Ты всегда здороваешься, когда звонишь, даже если к телефону подошёл кто-то другой.
  2. Поздоровавшись, ты дождёшься, когда собеседник ответит на приветствие и лишь
  3. потом задашь свой вопрос.
  4. Разбудив друга (или подругу телефонным звонком, ты извинишься и скажешь, что перезвонишь позже.
  5. Никогда не занимаешь телефон больше 20 минут.
  6. Ты не перебиваешь собеседника, не кидаешь трубку, а если куда-то спешишь, то тактично объяснишь причину, по которой не можешь продолжать разговор.
  7. Ты никогда не жуёшь (даже жвачку) во время разговора по телефону.
  8. Ты никогда не тараторишь, а говоришь спокойно, размеренно.
  9. У тебя рядом с телефоном всегда есть ручка и бумага для записей.
  10. Когда тебе звонят, ты всегда уменьшаешь громкость музыки и телевизора.
  11. У тебя дома есть телефонная книга, в которую записываются координаты друзей, знакомых, магазинов и т.п.
  12. Ты никогда не звонишь знакомым после 22.00 (кроме экстренных случаев).
  13. Ты всегда представляешься, когда звонишь – чтобы абонент (работа над словом) не переспрашивал.

Сколько раз ты ответил “да”?

  • 0-4 - Ты совсем не умеешь разговаривать по телефону, и никогда не задумываешься, что этому надо учиться. Не забывай простое правило: разговаривай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они разговаривали с тобой.
  • 5-8 - Есть над чем работать! Ты человек настроения: когда хочешь, бываешь самое обаяние и вежливость, но если ты не в духе, то лучше не попадаться тебе под руку. Старайся контролировать свои эмоции и будь приятным в общении в любой ситуации.
  • 9-12 - У тебя отличная манера ведения разговоров по телефону. Ты тактичен, вежлив и аккуратен, поэтому твоим друзьям можно только позавидовать, Продолжай в том же духе и показывай пример окружающим