Разработка урока по теме "Деление на десятичную дробь", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • Вырабатывать умение делить на десятичную дробь через решение примеров и задач
  • Развивать самостоятельность, умение общаться с одноклассниками, оказывать взаимопомощь.
  • Воспитывать аккуратность, внимательность, терпение

План:

  1. Взаимотренаж (5-7 мин)
  2. Информационный ввод (3-5 мин)
  3. ВОЗ. Работа в парах сменного состава (60-65 мин)
  4. Итог занятия. (5 мин)

Оборудование: Карточки для взаимотренажа, карточки для ВОЗ, листы учета, карточки для “Свободной минутки”

Ход занятия

1. Взаимотренаж (в парах сменного состава) (Алгоритм см. в приложении 1)

Деление на десятичную дробь К-1 Деление на десятичную дробь К-2
№1 (лицевая)

1) 24 : 3

2) 6,8 : 2

3) 0,48 : 4

4) 0,3 : 3

5) 4,08 :4

6) 15,3 : 10

7) 81 : 9

8) 3,2 : 0,8

9) 1,2х + 3,6 = 9,6

№1 (оборотная)

1) 24 : 3 = 8

6,8 : 2 = 3,4

0,48 : 4 = 0,12

0,3 : 3 = 0,1

4,08 : 4 =1,02

15,3 : 10 =1,53

81 : 9 =9

3,2 6 : 0,8 = 4

9) 1,2х = 9.6 – 3.6

1.2х = 6

х = 5

№2 (лицевая)

18 : 3

32.4 : 4

4.2 : 7

0.08 : 8

2.8 : 2

98 : 100

24 : 6

4 : 0.4

9)1.3у +1.5 = 14,5

№2 (оборотная)

1)18 : 3 = 6

2)32.4 : 4 =8.1

3) 4.2 : 7 =0,6

4) 0,08 : 8 = 0,01

5) 2.8 : 2 = 1,4

6) 98 : 100 =0,98

7) 24 : 6 = 4

8) 4 : 0.4 = 10

9) 1,3у = 14.5 -1.5

1,3у = 13

у = 10

(Количество карточек = количеству учеников в классе)

Итог тренажа:

Все, кто готов на следующий урок работать со мной на оценку, поставьте на полях

тетради “+.”. Все, кто вроде бы готов, но еще сомневается “?.”. Все, кто еще не готов, “-.”

2. Информационный ввод.

1. На прошедшем занятии мы изучали алгоритм деления на десятичную дробь.

Сформулируйте их.

2. Рассмотрите внимательно, как сформулированные алгоритмы применяются в примерах:

а) 12.831 : 2.73 = 4.7
б) 4,5 : 1,25 = 3,6
в) 10,24 : 0,16 = 64

В примере б) при делении уголком, в записи делимого появился нуль, объясните почему это произошло?

В примере в) в записи делителя нуль исчез, объясните, почему так произошло

3). Работа в парах сменного состава. (Алгоритм см. в приложении 2)

Сегодня работают 2 сводных отряда. Командиры отрядов отвечают за организацию работы в парах своего отряда (раздают и собирают карточки, следят, чтобы все отмечали порешенные карточки в листах учета; отвечают, если возможно на вопросы учеников, оказывают помощь)

Ребята, выполнившие карточки и не нашедшие себе пары, используют задания “Свободной минутки”.

Карточки задания

К-1

02,345 : 0,5

2,592 : 0,4

К-2

41,58 : 5,4

20,54 : 6,5

К-3

0,872 : 2,18

0,822 : 1,37

К-4

0,2091 : 4,1

0,1326 : 2,6

К-5

85,68 : 0,42

70,84 : 0,23

(Количество карточек 30 штук)

У каждого ребенка карточка, в каждом отряде решебник, который составляет учитель.

Решебник

К-1

4,69

6,48

23,45 : 5 = 4,69

25,92 : 4 = 6,48

К-2

7,7

3,16

415,8 : 54 = 7,7

205,4 : 65 = 3,16

К-3

0,4

0,6

87,2 : 218 = 0,4

82,2 : 137 =0,6

К-4

0,051

0,051

2,091 : 41 =0,051

1,326 : 26 =0,051

К-5

204

308

8568 : 42 = 204

7084 : 23 = 308

К-6, К-7, ….

Лист учета 1 отряда

Фамилия имя ученика К-1 К-2 К-3 К-4 К-5 К-6 К-7 К-8 К-9 К-10 К-11 Проверочная работа Вт Вт
1. Соколов Семен +       +               ?  
2 Заздравных Яна   + + + +         +     +  
3                              

Аналогично готовится листок учета для второго сводного отряда. Плюсом отмечаются прорешенные карточки.

Двух-трех учеников, набравших большее количество плюсов, приглашаю к доске и проверяю качество работы, т. е. веду опрос по карточкам.

Итог занятия:

Сегодня вы учились делить на десятичную дробь. Я тоже училась это делать. На доске я решила несколько примеров, прошу вас проверить правильность моего решения

41,58 : 5,4 =77

2,7 : 0,36 = 7,5

0,2091 : 4,1 = 0,51

Рефлексия учащихся:

У каждого из вас в тетради есть плашка из пяти клеток. Я прошу вас закрасить столько клеточек, на сколько, по вашему мнению, научились решать примеры на деления на сегодняшнем занятии.

“Свободная минутка”

№1443, 1444, 1445

“Свободная минутка” решается на специальных листах и отдельно оценивается.

Приложение №1

  1. Алгоритм тренажа [3]
  2. Получи карточку
  3. Ознакомься с заданием.
  4. Прорешай самостоятельно задания, сверяя свои ответы с ответами на обратной стороне карточки.
  5. Поверни свою карточку партнеру, чтобы он видел твое задание.
  6. Партнер решает твои примеры, ты сверяешь его ответы с ответами на карточке.
  7. Теперь, партнер, поворачивает тебе свою карточку, лицевой стороной. Ты решаешь его примеры, а он сверяет твои ответы с ответами карточки.
  8. Поменяй карточки.
  9. Ищи другого партнера.

Приложение №2

Алгоритм работы [3]

1.Ознакомься с заданием карточки.

а) Выполни оба задания.
б) Проверь по решебнику.

2.Работа с напарником.

а) Выполни с объяснением пример№1 у напарника в тетради (вполголоса проговаривая объяснение.

б) Напарник слушает.
в) Отложи карточку.
г) Выслушай объяснение напарника. Напарник делает запись в твою тетрадь, проговаривая вполголоса объяснение.

3. Поменяйтесь карточками.

а) Пример№2 выполняете самостоятельно.
б) Проверьте по решебнику.
в) Исправьте ошибки.
г) Поблагодарите друг друга.

4. Ищите новую пару.

Литература

  1. Мкртчян М. А. Методика взаимообмена заданиями // Математика в школе, №6, 1991
  2. Дьяченко В. К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. – Новокузнецк, Изд-во ИПК, 1996
  3. Дьяченко В. К. , Яловец Т. В. , Бродская Т. Б. Движение к цели. – Новокузнецк, Изд-во ИПК, 1999
  4. Математика: Учеб. для 5 кл. обшеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, -11-е изд., стереотип. – М.: Мнемозина, 2002. – 384 с. : ил.