Урок-зачёт по СПП в 9-м классе на материале биографии и стихотворений А.С. Пушкина

Разделы: Русский язык


Тема: зачет по сложноподчинённым предложениям на материале биографии и творчества А. С. Пушкина.

Цель:

  1. проверить знания учащихся по сложноподчиненным предложениям
  2. познакомить с биографией поэта
  3. привить интерес учащихся к изучению литературы.

Ход урока

На доску проектируется портрет А. С. Пушкина, ученик читает стихи:

Мы любим Пушкина,
Мы бережем его прекрасные сказания.
Преодолела время, расстояния,
Как светоч, песнь его своим лучом.
С благоговением, храня наследство Пушкина,
День ото дня мы думаем о нем,
С ним говорим, склонившись над плетнем
И, возвратившись к очагу, домой,
Наедине с самим собой
Внимаем пушкинское слово.
Для нас его песнесложение ново…

Вступительное слово учителя:

С каждой новой строкой мы открываем для себя Пушкина, мы начинаем знакомиться с творчеством поэта, когда не умеем читать, и мама читает нам сказки, и продолжаем знакомиться всю жизнь.

Сегодня на материале биографии и творчества поэта вы должны получить зачет по сложноподчинённым предложениям. После изучения выше названной темы вы должны уметь:

  • составлять СПП
  • определять вид придаточного
  • составлять схемы предложений
  • производить синтаксический разбор

О Пушкине сказано столько, сколько несказанно не об одном поэте. Мне нравятся слова поэтессы Нины Храбровой: “Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и мысли чистоту”.

1. Задание: произвести синтаксический разбор этого предложения.

Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и свету чистоту

Рассказ учителя: (на доску проектируются портреты)

26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой ) слободе (ныне ул. Баумана), “во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр”, – гласит запись в метрической церковной книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта. /На самом раннем, дошедшем до нас портрете Пушкин изображен совсем маленьким ребенком, двух-трех лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого Пушкина.

Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся рыжеватые волосы (позднее они потемнеют, станут темно-каштановыми), большие голубые глаза. “Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик... со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались” – так описывает маленького Александра одна из современниц,

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, “светский человек”, острослов, страстный любитель поэзии, “нрава пылкого и до крайности раздражительного”.

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости, на расправу, Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку.

Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, “была ума светлого и по своему времени образованного, говорила и писала прекрасным русским языком...”. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой-королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром поэтического народного вымысла.

Ты, детскую качая колыбель.
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель
Которую сама заворожила.
“Наперсница волшебной старины”. (1822)

Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы были книги, Читал Александр много и жадно. “Не довольствуясь тем, что ему давали, – рассказывает его сестра, – он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века”

Рано пробудившемуся интересу к литературе способствовала вся атмосфера родительского дома, собиравшееся здесь общество. У Сергея Львовича бывали виднейшие писатели и поэты – Н М Карамзин, И. И Дмитриев. К. Н Батюшков, В А Жуковский, вечера проходили в разговорах о литературе, в шумных спорах, обсуждениях новинок. Дядя Пушкина, поэт Василий Львович, читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых.

Он рано начал пробовать свои силы: “...на восьмом году возраста...– вспоминал позднее его брат Лев Сергеевич, – он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей”. В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры поэта.

Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву; замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые станции, которых так много будет потом в его скитальческой жизни. Детство кончилось. Он ехал в Лицей

Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Пушкин провел здесь шесть лет. Его отрочество и юность, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зеленым городком. Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды – озера, пруды, протоки, каскады, фонтаны; стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и белеющие среди ветвей мраморные статуи – все будило в мальчике фантазию, вдохновение, творчество. Облик пушкинского Царского Села прекрасно передан в серии литографий А. Е. Мартынова, созданной в начале 1820-х годов.

Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия; здесь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои “Воспоминания в Царском Селе” перед старым Державиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие “кельи”, как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Александр жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал “№ 14”.

Первый “Пушкинский” лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин (“№ 13”, сосед по “келье”) – справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша; Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный “Кюхля”; Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.

(дух вольномыслия царил в “лицейской республике”. Здесь обсуждались жгучие проблемы современности: деспотизм, рабство, свобода, любовь к отечеству. Некоторые из воспитанников Лицея впоследствии были близки к декабристским обществам, а Пущин и Кюхельбекер стали участниками восстания 14 декабря.

В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи

2. Задание: составить СПП по вашим впечатлениям, связанными с жизнью поэта с 1799 по 1817 г., подчеркнуть основы и указать вид придаточного.

Рассказ учителя:

По окончании Лицея Пушкин переезжает в Петербург, куда он был определен на службу. Вырвавшись из лицейского затворничества, молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Балы, маскарады, обеды, дружеские пирушки сменяют друг друга. Все это чрезвычайно напоминает петербургскую жизнь пушкинского героя – Онегина:

Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно: Везде поспеть не мудрено.

Но может быть, главное увлечение этого времени – театр, “волшебный край”. Каждый вечер Пушкин – в театральных креслах. Он – признанный ценитель актерских дарований, пламенный поклонник актрис Е. С. Семеновой, А. М. Колосовой, Е. И. Истоминой; он знаком со всеми сценическими знаменитостями, он свой человек за кулисами. Первая его критическая работа, написанная в 1820 году, – “Мои замечания об русском театре”. Несколько лет спустя, находясь в ссылке и вспоминая в первой главе “Евгения Онегина” далекий оставленный Петербург, Пушкин с тоской и любовью вздохнет о милом его сердцу столичном театре:

...Там, там под сению кулис, Младые дни мои неслись.

Однако светский шум и театральные увлечения, столь занимавшие Пушкина в это петербургское трехлетие, были лишь одной, скорее внешней стороной его бурной и сложной жизни. “В тревоге пестрой и бесплодной” он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником.

В марте 1820 года Пушкин закончил начатую еще в Лицее поэму “Руслан и Людмила”, которая произвела истинную революцию в русской поэзии. Новизна этой изящной и веселой сказки, ее живой, энергичный, разговорный и в то же время безупречно-литературный слог, смелое введение в поэтическую речь простонародных оборотов – все это произвело огромное впечатление на читателей и критиков. Вокруг “Руслана” закипели яростные литературные сражения. У поэмы появились ревностные поклонники и ожесточенные враги. “...Ни одно произведение Пушкина... не произвело столько шума и криков, как “Руслан и Людмила”, – писал В. Г. Белинский. Одним из самых восторженных сторонников поэмы был замечательный русский поэт-романтик, старший друг Пушкина В. А. Жуковский. Прославленный поэтический метр, он отнесся к первому большому созданию юноши-поэта с отеческим вниманием и нежностью. Он подарил Пушкину свой портрет (рисунок О. Эстеррейха) с надписью: “Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила” 1820 марта 26 великая пятница”.

В эти же годы Пушкиным созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения. Восемнадцатилетний поэт уверенно вступал в русскую литературу как певец революционно настроенных кругов общества:

Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок.

(“Вольность”)

3. Задание . Учитель читает строки из произведений, учащиеся должны определить вид придаточного

1 Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменила

2 Коли жив я только буду, чудный остров навещу – у Гвидона погощу

3 Я вас любил так искренно, так нежно как дай вам бог любимой быть другим

4 Нет истины, где нет любви

5 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать

6 И вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметно

7 Дорогою свободно ты иди, куда влечет тебя свободный ум

8 И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит

Взаимопроверка

  1. изъяснительное
  2. условие
  3. образы действия
  4. места
  5. цели
  6. определительное
  7. места
  8. времени

Весной 1820г над Пушкиным разразилась гроза - за оду “Вольность” АлександрI хотел сослать поэта в Сибирь, но благодаря заступничеству друзей, Пушкин был сослан на юг. Затем переведён в Михайловское, за два года заточения поэт написал более 70 стихотворений, 2 поэмы, 4 главы “Евгений Онегин”,  “ Борис Годунов”.

Все эти годы он поддерживал связь со своими друзьями. После поражения восстания декабристов Пушкин возвращается в Петербург, где продолжает творчество с новыми силами. Его поэзия требовала бескомпромиссного служения истине.

4. Задание из стихотворений выписать союзы и союзные слова:

1) Я помню твой восход, знакомое светило
над мирною страной, где все для сердца мило

2) Я стал умен, я лицемерю, пощусь, молюсь
и твердо верю, что бог простит мои грехи.

3) В те дни, когда еще, незнаемый ни кем
я пением оглашал приют забав и лени

4) Беспечный сын природы,
пока златые год в забвенья трачу я
со мною неразлучно, живет благополучно наперстиница моя.

5) Скажите мне, кто видел край прелестный.

6) Если юноши, внимая молча шли,
дивились долгому любви моей мучению
и ты сама, предавшись умилению
печальные стихи твердила в тишине.

7) Лишь ты завидел белый свет, к тебе все музы прилетели

8) И так он в прах готов упасть, чтоб вымолить у друга примирение

9) Ты меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила

10) И злобно мной играет счастье, давно без крова я ношусь,
куда подует самовластье, уснув, не знаю где проснусь.

Самопроверка:1-где, 2-что, 3-когда, 4-пока, 5-кто.6-если, 7-лишь, 8-чтоб, 9-которую, 10-куда

Зимой 1828–1829 годов на одном из московских балов Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей было тогда 16 лет. Ее необыкновенная красота, юность, романтическая прелесть глубоко взволновали Пушкина. Он полюбил ее; с ней теперь стали связаны его мечты о своем доме, своей семье. Весной 1829 года Пушкин сделал предложение. Мать девушки, Наталья Ивановна, не считала поэта завидным женихом: состояния нет никакого, не в чинах и не служит, к тому же, как говорят, на плохом счету у правительства. И она сочла благоразумным уклониться от прямого ответа: дочь еще слишком молода, дело не к спеху, надо повременить... Сразу после неудачного сватовства Пушкин уехал на Кавказ, где в то время шла война с Турцией. “...В ту же ночь я уехал в армию, – писал Пушкин позднее, – вы спросите меня – зачем? клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы...”

В конце сентября Пушкин вернулся в Москву и снова стал бывать у Гончаровых: его чувство к Наталье Николаевне не угасло. Вся история сватовства Пушкина – очень трудная, наполненная сомнениями, мучительной неуверенностью, унизительными придирками и требованиями будущей тещи. “Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан”, – с горечью писал он другу. Наконец предложение Пушкина было принято, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка.

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

(“Мадонна”, 1830)

Но прошли еще долгие месяцы до того дня – 18 февраля 1831 года, – когда в церкви Большого Вознесения, что и сейчас стоит в Москве у Никитских ворот, Пушкин и Наталья Николаевна были обвенчаны. Молодые поселились на Арбате (теперь дом № 53, где находится мемориальный пушкинский музей). “Я женат – и счастлив, – писал поэт П. А. Плетневу, – одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился”.

Но еще до всего этого – до свадьбы, до свершения надежд – была знаменитая Болдинская осень.

Сегодня говоря о Пушкине, мы не можем обойти внимание его любимое время года. Корнилов пишет: “Эта осень радости виною, сыплет изморозь, темнеет в пять, за стихами и за красотою заходите в Болдино опять”. Давайте с вами окунемся в очарование осенней природы, в красоту русской осени.

Предлагаю вам написать мини сочинение осенняя пора – очей очарование. Вспомнить красоту осени с ее уходящим теплом помогут вам прекрасные картины русских художников ( И. Левитан “Золотая осень” И. Бродский “Опавшие листья”, фотографии осени и музыка И. П. Чайковского “Сентябрь”.)

В вашем сочинении обязательно должно быть 1-2 СПП (на сочинение отводится 7 минут).

Но женитьба на красавице не принесла Пушкину радости и покоя.

В самом конце 1833 года Пушкину было “пожаловано” придворное звание камер-юнкера, которое обычно давалось совсем молодым людям. Пушкин прекрасно понимал унизительный смысл этого императорского жеста: царь хотел, чтобы жена поэта могла появляться на придворных балах в Аничковом дворце. “Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове”.

Пушкин был взбешен царской “милостью”. Сколько достоинства, сколько благородной гордости в короткой дневниковой записи Пушкина: “Государю неугодно было, что о своем камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностью. Но я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного”

Суета большого света, придворных балов и приемов, все растущая зависимость от царя тяготили Пушкина. “Жизнь моя в Петербурге ни то ни се, – жалуется он Нащокину. – Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде – все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения”.

Семья Пушкина росла. В 1835 году у него уже было трое детей: два мальчика и одна девочка. А в мае 1836 года родился его последний ребенок – дочь Наталья. Расходы все увеличивались, денег не хватало. Пушкин много работает

Создаёт исторические произведения. Современники по- разному оценивают творчество поэта, и вы имеете свой взгляд на творчество поэта.

6. Задание: Из ваших сочинений “Мой Пушкин” зачитываются предложения, а вы составляете схемы.

  1. Когда я читаю его стихи, на душе у меня становится ясно и спокойно.
  2. Пушкин навечно останется первым поэтом России, ведь его стихи звучат современно для любого поколения.
  3. Стихи, которые Пушкин посвятил своей няни, читаются с волнением, нежностью и теплотой.
  4. До конца в поэзии Пушкина разобраться невозможно, потому что каждый выбирает в его поэзии что-то новое и неоткрытое.
  5. Если бы было больше таких поэтов, то было бы больше на земле добра и любви.
  6. Больше всего мне нравятся стихи Пушкина о природе, так как в них мы видим всю красоту каждого времени года.
  7. Все, кто прочтет стихи Пушкина, полюбят его творчество на всю жизнь.

Последней каплей, переполнившей чашу оскорблений, был полученный Пушкиным анонимный пасквиль, подло обвиняющий Наталью Николаевну в измене. Пушкин должен был вступиться за свою честь, за честь жены. Он должен был драться.

Утром 27 января 1837 года Пушкин еще работал: писал, занимался делами “Современника”; внешне он был спокоен, даже весел. Короткий зимний день уже клонился к вечеру, когда Пушкин и его секундант К. К. Данзас отправились на Черную речку – недалекий пригород Петербурга, где была назначена дуэль.

На узкой заснеженной тропе, в двадцати шагах друг против друга, стали Пушкин и Дантес. По знаку секундантов они начали сходиться. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал...Вот как вспоминает об этом страшном дне поэт

Николай Туроверо (ЧТЕНИЕ УЧАЩИМСЯ)

Задыхаясь, бежали к опушке.
Кто-то крикнул: “Устал, не могу”.
Опоздали мы. Раненый Пушкин
Неподвижно лежал на снегу.
Слишком поздно опять прибежали,
Никакого прощенья нам нет.
Опоздали, опять опоздали
У Дантеса отнять пистолет.
Снова так же стояла карета,
Снова был ни к чему наш рассказ,
И с кровавого снега поэта
Поднимал побледневший Данзас.
А потом эти сутки мученья,
На рассвете несдержанный стон,
Ужасающий крик обреченья
И жены летаргический сон.
Отлетела душа, улетела,
Разрешила последний вопрос,
Выносили друзья его тело
На родной петербургский мороз

Он жил еще два дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление: рана была смертельной. Пушкин с необыкновенным мужеством переносил мучения и смертную тоску. Доктор И. Т. Спасский, лечивший умирающего Пушкина, вспоминал: “Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать”.Ночью 3 февраля поэта не стало.

Закончить сегодняшний урок хочется словами Игоря Северянина:

“Есть имена как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительно в любые времена!”

Домашнее задание:

Учить стихи о любви.

Презентация