Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках физики

Разделы: Физика


Одна из лучших традиций отечественной педагогики и школы – сочетание образования и воспитания в едином процессе обучения. Более того, как правило, главной задачей учебного заведения считалось воспитание. А образование понималось как, хоть и фундаментальный, но все же составляющий элемент воспитания. Этой традиции придерживалась в основном и советская школа (с упором на идеологию). За последнее десятилетие воспитательная функция урока в школе перестает быть главенствующей. Мы, практики, не можем этого отрицать, хотя до сих пор триединая задача урока остается: обучающая, развивающая, воспитательная.

Почему сегодня так остро стоит вопрос о воспитательном значении урока вообще и физики в частности? Увлекшись целью дать ребятам те или иные знания, подготовить их к будущей профессии, мы упустили момент развала, распада общечеловеческих ценностей. Ведь не секрет, что многие, оканчивающие сейчас среднюю школу ребята, не имеют крепкого духовного “стержня”, смутно представляют себе истинную ценность нравственных мотивов поведения, не осознают их роли в определении жизненного пути. Они часто преувеличивают “могущество” денег, материального благосостояния и не придают должного значения тому, как, какими средствами оно достигается, насколько важно для комфортного мироощущения человека чувствовать спокойствие своей совести, знать, что твои действия не ущемляют права и интересы других людей, не унижают их достоинства. А все дела твои направлены на развитие страны, где ты живешь и работаешь, на ее процветание, на поддержание ее статуса, имиджа. Ребята, оканчивающие среднюю школу, должны усвоить и правила здорового образа жизни, понимать, что их здоровье – это тоже благосостояние страны – ведь именно они тот потенциал, который сможет развивать страну.

Помочь ребятам осознать это, дать соответствующий настрой их душе чрезвычайно важно для того, чтобы они обрели правильные ценностные ориентиры, стойкие личностные качества. Все это необходимо для формирования достойных граждан страны.

Начиная с учащимися 7 класса изучение физики, я уже с первого урока знакомлю их не только с физическими понятиями, но и с именами русских людей, отдавших всю свою жизнь служению России. Отвожу время на уроке для знакомства ребят с детскими годами великих ученых, их портретами в детстве, пытаюсь донести до учащихся, что каждый их них гениален, только надо суметь открыть в себе эту искру божью.

Весь курс 7 класса, курс знакомства с основами физики, позволяет на каждом уроке буквально знакомить детей с достижениями российской науки. Огромную помощь в работе оказывают видеофильмы, которые позволяют увидеть описанные процессы, опыты, явления. Увидеть и услышать великих людей нашей эпохи. Так при изучении темы “Движение и взаимодействие тел” я даю понятие реактивного движения, и весь урок строится как гимн великим русским ученым, инженерам, строителям, летчикам, космонавтам. Всегда эти уроки интересны тем, что ребята заранее получают задания, готовят рефераты, ребусы, рисуют рисунки, выпускают газеты. Традицией в нашем МО физики стало проведение недели космонавтики, которая тоже побуждает школьников искать новые сведения, касающиеся развития техники, ракетостроения. И на уроках и во внеклассной работе, мы проводим устные журналы, “Космические путешествия”, викторины, кинозалы, где демонстрируются фильмы из учебной видеотеки, а так же фильм “9 минут до неба” о становлении, величии и сегодняшнем дне космонавтики в России.

Приступая к решению задач, я стараюсь подбирать такие условия, в которых бы подчеркивалась Российская неповторимость, ее достижения в развитии техники и науки.

Такие задачи позволяют прикоснуться к истории, а так же развить вычислительные и логические умения и навыки учеников. Но главное понять, что физика – это не абстракция, это жизнь, окружающая нас, с ее законами.

Задачи позволяют не только погрузиться в историю нашей отчизны, но и прикоснуться к ее географии. Дети видят, решая различные проблемы, что просторы нашей Родины огромны, что рельеф разнообразен, а недра богаты полезными ископаемыми, запасами энергии. Часто задачи начинаются словами: “Поднимаясь в гору, лыжник проходит путь равный 3 км...”, “За сколько времени плывущий по течению реки Волги плот пройдет 15 км...”, “Сколько потребуется железнодорожных цистерн для перевозки 1000 т нефти...”, “В карьере за сутки добыто 5000 м куб. песка...”, “Определите массу мраморной плиты, размер которой...”, “Во сколько раз увеличивается масса протона, если на Серпуховском ускорителе Института физики высоких энергий они приобретают энергию 76 ГэВ...”, “Сколько пар полюсов имеет генератор Горьковской ГЭС...” и т.д.

В задачах упоминаются ГЭС нашей страны, различные месторождения, реки, горы, пустыни.

Двадцать первый век диктует новые подходы к образованию, на первый план выходят личностно-ориентированные технологии. В центре такого образования – личность ребенка с ее саморазвитием, самопознанием, самореализацией, самовоспитанием. И здесь на помощь учителю физики приходит литература, музыка, искусство. Я полностью согласна с утверждением Достоевского, что “Красота спасет мир”. На уроке физики все должно быть красиво, созвучно, интересно, только тогда будет интересно и учителю и ученику. Подбирая музыку к уроку, репродукции картин, отрывки из литературных произведений с описанием физических явлений, я стараюсь хоть несколько слов сказать об авторе. И на первом уроке в 7 или в 9 классе, я стараюсь его начать со стихотворения. Они всегда разные. Вот некоторые из них:

Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.

Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?

Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.

Ток по проволоке струится;
Спутник ходит по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам!

Или стихотворение Ломоносова:

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.

Или эпиграфом беру слова Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

В своей работе стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был пронизан неравнодушным отношением к окружающему миру. И здесь немаловажная роль отводится урокам с экологическим аспектом. При изучении двигателей внутреннего сгорания, тепловых машин, способов производства электроэнергии, развития атомной энергетики огромное внимание уделяю охране окружающей среды, воздействию на нее человека.

На таких уроках использую местный материал с указанием данных по Зейской ГЭС, космодрому “Свободный”, Бурейской ГЭС, по железной дороге “Москва – Владивосток”, исследования наших учащихся по заболевания мдетей, загрязнению водоемов.

Гуманистическая педагогика у нас в стране традиционна. Поэтому в своей работе, я уделяю больше внимания, без ущерба познавательной деятельности учащихся, именно воспитанию на уроке физики. Мне кажется, каждый понимает, какая ответственность лежит перед ученым-физиком, делающим новое открытие. Всегда встает вопрос: “Чем обернется оно для человечества? Атомной станцией или атомной бомбой?”. И для ученика, делающего свое открытие мира должен стоять вопрос: “Что я могу сделать для своей Родины, ее славы и процветания?”. Над решением этого вопроса я и работаю вместе с детьми на протяжении 5 лет изучения физики в средней школе.