Урок русского языка в 3-м классе "Род имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Программа: традиционная (1-4)

Тип урока: урок сообщения новых знаний (комбинированный)

Цели:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с грамматическим признаком имён существительных – родом;
  • учить применять на практике полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

Развивающие:

  • развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого проблемную ситуацию, самостоятельную работу;
  • развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуацию радости, успеха;
  • развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и гордость за свою малую родину;
  • воспитывать любознательность и самостоятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебник Т.Г. Рамзаева 3 класс;
  • телевизор, видео проектор, магнитофон;
  • карточки раздаточного материала 1

ХОД УРОКА

На доске записана тема урока, она закрыта. “Род имён существительных”

1. Организационный момент (психологический настрой на урок)

Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству.

2. Актуализация знаний.

Интересно всё то, что неизвестно!

На уроке каждый из вас должен сделать открытие, в конце урока мы вернёмся к этому девизу.

3. Чистописание. (по рядам)

  Гр_знуля, б_глец, ч_стюля, гл_зунья, с_лач, п_сатель, м_лютка, ст_рушка, х_трец, б_дняк, м_ряк, п_сьмо.
  Лё_кий, ги_кий, сугро_, ни_кий, мя_кий, дру_, сла_кий, зага_ка, бли_кий, гря_ка, оши_ка, моро_.
  Мес_ность, окрес_ность, праз_ник, пас_бище, чу_ство, наез_ник, лес_ница, поз_но, вес_ник.

- Вспомните правила на данные орфограммы (рассказывают в парах)

1 ряд - безударные гласные в корне слова;

2 ряд - парные согласные в корне слова;

3 ряд – непроизносимые согласные в корне слова.

- Подберите слова на данное правило. Те, кто затрудняются, могут воспользоваться подсказкой (слова на доске).

4. Знакомство со словарным словом (ребус)

Р 1 А

А) РОДИНА

Лексическое значение:

страна, в которой человек родился и гражданином которой является;

место рождения кого-либо.

Подберите слова-синонимы (к слову Родина)

- Родина, Отечество, отчизна.

Поберите слова антонимы (к слову Родина)

- чужбина

Это слово может писаться с заглавной буквы, если речь идет о стране, а если о конкретном месте рождения человека, то слово пишется с маленькой буквы.

Б) Просмотр слайдов по телевизору (Звучит музыка. Просмотр сопровождается комментариями учителя.)

Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя. (Ф. Савинов)

А вот картины нашей малой родины. На экране река Смедва, лесные озёра, обширные нивы, бескрайние равнины, белоствольные берёзки в чудесном лесу.

Пусть говорят, что есть места иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родные милые места.

В) Составьте предложения со словом Родина. (Заслушиваются предложения учащихся)

Г) Запись предложения под диктовку. (Комментированное письмо)

Родина начинается с ласковой улыбки мамочки.

Дайте характеристику предложения: по цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения.

ПАЛЬМИНГ (Изоляция глаз от света) 3

Разогрейте ладони на уровне солнечного сплетения.

Сложите их чашечками, закройте глаза, приложите ладони на центр глазного яблока, основание мизинца правой и левой руки на переносицу. Локти на столе, поза удобная.

Лёгкое тепло пошло от ладошек в глаза. Представьте себе свою малую родину, что-нибудь приятное, радостное, улыбнитесь.

(Звучит музыка ФЭН-ШУЙ. Слышны звуки ветра и воды, колокольчиков и флейты.)

Перед вами водопад, чистые искрящиеся струи смывают ваше напряжение. Медленно открывайте глаза.

Поднимите руки, опустите, продолжаем урок.

5. Работа с учебником.

А) Каждый гражданин нашей Родины должен говорить грамотно, правильно. 2007 год - объявлен президентом нашей страны В.В.Путиным -годом русского языка.

Откройте учебник русского языка на стр.254 (слова для справок “Произноси слова правильно”).

Прочитайте и запомните. (учитель показывает эти слова на карточках жёлтого цвета – цвет памяти)

счастье шоссе столяр
хвоя щавель свёкла

Что в этих словах общего? (это имена существительные)

Что такое имя существительное? (дать определение этой части речи)

К слову шоссе поберите синоним. (дорога)

Б) Проблема.

Слова на карточках нужно разделить на 3 группы.

Подумайте, какое решение предлагаете вы?

По какому признаку вы можете их записать в три столбика?

В) Знакомство с правилом. (учебник стр.152)

Открывается тема урока на доске.

Какие же существительные относятся к

- мужскому роду, 4

- женскому роду,

- среднему роду?

(На доску прикрепляются карточки : м.р., ж.р., с.р..)

Назовите слово – помощник (местоимение)

Им можно заменить:

М.р. ОН “МОЙ”

Ж.р. ОНА “МОЯ”

С.р. ОНО “МОЁ”

Валеологическая пауза (звучит спокойная музыка)

Сложите руки в “замок”, обхватите ими затылок.

Отведите локти вперёд.

Потяните голову к локтям.

Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника.

Опустите руки.

Поочерёдно одно плечо вверх, другое - вниз.

Разотрите шейный отдел позвоночника.

Погладьте себя по голове и похвалите себя.

Продолжим урок.

Вспомните слайды о Родине. Назовите имена существительные и определите у них род.

Запишите по три слова каждого рода, пользуясь правилом.

Вывод Распределив имена существительные по трём группам, мы разделили их по родам.

Род – это грамматический признак имени существительного.

В русском языке три рода:

  • мужской род,
  • женский род,
  • средний род.

Каждое существительное относится к одному из трёх родов.

Скажите какого рода имена существительные:

- к которым можно подставить ОН,МОЙ;

- к которым можно подставить ОНА, МОЯ;

- к которым можно подставить ОНО, МОЁ?

В) Деформированное предложение.

Соберите пословицу. (Все слова на отдельных жёлтых карточках)

ЧЕЛОВЕК, СОЛОВЕЙ, БЕЗ ПЕСНИ, БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО.

(Человек без Родины - что соловей без песни.)

Объясните смысл этой пословицы. (Сначала работа в парах)

Объясните все орфограммы. (Дети ставят красные сигналы-магниты над орфограммами)

Напишите эту пословицу по памяти.

В пословице найдите имена существительные и определите род.

Для сильных.

Кто напишет первым, запишите ещё два существительных с сочетанием -ОЛО- и определите у них род. (соловей, голосок, голова, молоток, полоса, молоко)

6. Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания)

1 группа. (Карточки сделаны на красной бумаге.)

Из букв данного слова образуйте новые, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары запишите и определите род.

ВЕСНА - (НАВЕС)
ЛЕТО - (ТЕЛО)
АТЛАС - (САЛАТ)

2 группа. (Карточки сделаны на синей бумаге.)

В именах существительных вставьте пропущенные орфограммы и обозначьте род.

_г_ нёк

зол_то

д_рога

3 группа (Карточки сделаны на зелёной бумаге.)

К каждому из данных слов подобрать однокоренное имя существительное и определите у него род. Например: ездить – езда (ж.р.)

кричать -

подарить-

бегать –

7. Итог урока.

Обращаемся к девизу: “Интересно всё то, что неизвестно”. 6

1. Что нового узнали об имени существительном?

2. Какого рода бывают имена существительные?

3. Как определить род имени существительного?

8. Домашнее задание. (Вариативное)

1.Страница 153 упр.406, выучить правило.

2. Выписать по 5 имен существительных из словаря и распределить их по родам, выучить правило.

3. Составить три предложения о Родине и у имён существительных определить род, выучить правило

9. Рефлексия. (Оцениваем настроение и свою работу на уроке)

Наша Родина огромна. А сейчас мы будем путешествовать в волшебном лесу. (Слушают сказку)

ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС.

Жил-был мальчик Светлячок. Весь день малыш отдыхал под листком колокольчика. А ночью его ждала работа - Светлячок зажигал на небе яркие звёздочки. Чем больше звёздочек зажигал он на небе, тем светлее становилось в лесу. Все звери и птицы, и насекомые любили мальчика и ходили к нему в гости. Но однажды он заболел и не смог выйти ночью зажигать звёзды. Скучно стало в лесу. С грустью смотрел Светлячок на тёмное небо. Он вздыхал и думал: “Эх, если бы у меня были помощники. Они бы зажигали звёзды своего настроения”.

(Конверт со звёздочками у каждого ученика)

У кого было прекрасное настроение на уроке и кому было всё понятно, прикрепите на доску жёлтую звёздочку.

Кто, чем-то был недоволен на уроке, - красную звёздочку.

А у кого испортилось настроение на уроке - голубую звёздочку.