“Нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся” - ведущая тема творческих работ моих учеников, занимающихся исследовательской деятельностью в рамках программы “Одаренные дети”. Обучающиеся принимают участие в конференциях различного уровня: Всероссийского, Регионального, Муниципального, школьного.
Их деятельность была отмечена документальным подтверждением: Дипломами, Свидетельствами, ценными подарками.
Изучение культуры и искусства родного города - художественной летописи истории, не только увлекает, но и воспитывает примером ответственного отношения горожанина к миру вечных духовных ценностей.
Актуальность тем исследовательских работ учащихся, выполненных в рамках внеклассной учебно-воспитательной деятельности, состоит в том, что изучение творчества омских художников, искусствоведов, писателей, поэтов и музыкантов выступает нравственным ориентиром в самостоятельном жизненном выборе самих учащихся.
Цель исследования: раскрыть преобразующую роль нравственного аспекта в исследовательской деятельности на становление ценностной ориентации учащихся.
Организация нравственной рефлексии необходима для духовного развития обучающихся, их самосознания, воспитания гармонично развитой личности. Предметом рефлексии могут быть жизненные ситуации как собственные, так и происходящие с другими людьми.
Учащиеся приобрели опыт поиска научной литературы, обработки и систематизации приобретенных научных знаний, научились оформлять тезисы к выступлению перед аудиторией, к печатному изданию. Приобретенный опыт исследовательской деятельности востребован в участии на конференциях, в публицистической деятельности и в году обучения в высшем учебном заведении.
Темы юных исследований отражают не только интерес к изучению художественной культуры родного города, но и стремление исследовать нравственные мотивы в творчестве омских художников:
2003 год
- “Солнечный цветок” в живописи Е. Дорохова
- Учись чувствовать добро /на материале творчества Е.Д. Дорохова/
- “Я считаю его своим учителем!” / Творчество омского искусствоведа Леонида Петровича Елфимова/
- Образ реки в творчестве омского художника Е.Д. Дорохова
- Образ города в творчестве омского художника Г.С. Катилло-Ратмирова
2004 год
- Воспитай ответственность в себе /на материале творчества Е.Д. Дорохова/
- Ответственность /на материале творчества Г.С. Катилло-Ратмирова/
- Смысл жизни /на материале творчества Г.С. Катилло– Ратмирова/
- Роль музейной педагогики в нравственном воспитании личности
- Творчество омских художников
- “Против течения”. /На материале творчества Е.Д. Дорохова/
- “Моя жизнь – мое творчество”: на материале творчества Г.С. Катило-Ратмирова
2005 год
- Творчество омского искусствоведа. Галины Юрьевны Мысливцевой
- Митрофорный протоиерей – мой прадедушка
2006 год
- Патриотический интерес в творчестве художника XIX века /В.П. Петров/
- Ответственность. Эссе об омском искусствоведе Г.Ю. Мысливцевой
2007 год
- Все начинается в детстве
- Пейзаж в творчестве омского художника Бориса Николаева
- Портрет в творчестве омского художника Леонида Медведева
- Искусство объединяет семью
Юные искусствоведы, обращаясь к анализу вопросов по нравственной проблематике, через собственную исследовательскую деятельность актуализируют необходимость раскрытия соответствия моральной деятельности личности ее долгу, осознания взаимоотношения: чем шире и выше общественные полномочия, тем выше и мера их ответственности перед обществом.
Перспективность и практическая значимость исследовательской деятельности обучающихся проявляется в возможности не только во время учебы, но и по окончанию школы в процессе совместного творческого общения, участвовать вместе с учителем в научных семинарах, конференциях культурологического направления, иметь собственные публикации на искусствоведческие темы, раскрывающие собственное отношение к культуре родного города.
Так, мои ученики и выпускники принимали активное участие:
- в 2004 году в работе научно-практического семинара в форме Круглого стола “Местные музеи в контексте местной культуры”;
- в 2005 году в работе научно-практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана в рамках проекта “Реки Сибири”.
Были опубликованы и исследования моих выпускников:
- в 2005 году Высокая волна /о творчестве омского художника” // Журнал- путешествие для подрастающих детей. “Поднять паруса” № 1, ноябрь.- Омск: 2005.-32с.
- в 2006 году Символика картины Евгения Дорохова “Против течения” в восприятии омских школьников // Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта. В рамках проекта “Реки Сибири”. Материалы научно- практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана.- Омск: 2006.-С. 109
- Водные пространства в произведениях Евгения Гурова и Сергея Краморова // Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта. В рамках проекта “Реки Сибири”. Материалы научно-практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана.- Омск: 2006.-С.114
- Патриотический интерес художника XIX века /В.П. Петров/ “Шаги в науку – 2006”. Материалы муниципальной конференции обучающихся МОУ, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью. - Омск, 2006, 102с. – С. 96
Таким образом, исследовательская работа обучающихся - это учебно-воспитательное пространство, в которой формируется их жизненное самоопределение, развивается умение рефлексии, и возможность делать самостоятельный выбор – это духовно-практическая деятельность, направленная на сотворение нравственного опыта.