Из опыта работы с УМК In Company-Intermediate (Mark Powell и Simon Clarke) издательства Macmillan в 11-м классе социально-экономического направления

Разделы: Иностранные языки


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию.

Исходя из современных образовательных задач, в рамках инновационной деятельности методического объединения учителей иностранного языка гимназии “Менталитет”, в 200б- 2007 учебном году был апробирован курс английского языка для делового общения In Company-Intermediate (Mark Powell и Simon Clarke) издательства Macmillan, который явился составной частью системы обучения английскому языку на III ступени среднего (полного) общего образования. Данный УМК состоит из 20 уроков и рассчитан на 40 часов аудиторных занятий.

При выборе данного курса учитывалась его актуальность и востребованность у выпускников нашей гимназии, учащихся в классе социально-экономического направления, поскольку возможность его изучения привлекательна как своей мотивацией, так и приобретаемой квалификацией. Целью данного курса являлось овладение навыками разговорной речи в деловой сфере, навыками восприятия английской речи на слух, знаниями грамматики в объеме, позволяющим общаться с иностранными партнерами, изучение базового набора лексики и языковых клише, необходимых для делового общения.

К отличительным чертам курса In Company относятся:

  • формирование практических языковых навыков на материале, отражающем реальные ситуации общения в современном деловом мире;
  • современная тематика: бизнес-поездки, ведение переговоров, успешная презентация компании, глобализация, использование Интернета и др.;
  • комплекс упражнений и заданий, развивающих умения вести дискуссию и переговоры, проводить беседу в деловой или неформальной обстановке, общаться посредством телефона, создавать презентации, работать с деловой корреспонденцией, отправлять её по электронной почте;
  • наличие справочного раздела по лексике и грамматике современного английского языка;
  • тренировочные упражнения и задания творческого характера, имитирующие типичные ситуации делового общения и позволяющие прочно усвоить лексический и грамматический материал;
  • дополнительные задания к каждому уроку в конце учебника;
  • разнообразие заданий на аудирование, ситуации для ролевых игр и современные тексты из медиа источников, поддерживающих высокий уровень мотивации
  • наличие в книге для учителя дополнительных материалов с заданиями, которые могут быть использованы для закрепления изученного материала.

Материалы данного пособия предлагают отработку различных ситуаций делового общения (встречи, переговоры, презентации, заказ гостиницы, покупки и т.д.), курс обучения ведению деловой и дружеской переписки, пособие для освоения грамматики делового общения, материалы призванные помочь расширению лексики из сферы бизнеса и маркетинга.

Тематика курса представлена следующим образом:

Topics Grammar and Vocabulary Practical Business Skills
1. International English. Types of questions (revision). Discussing needs for learning English.
2. Making contacts. - Present Simple and Present Progressive (revision);

- Indirect questions;

- Verb + prepositions;

- Conference vocabulary.

Practicing in starting and giving the conversation going; giving some information about yourself. Asking for information.
3. Making calls. Exchanging information on the phone. - Time adverbs;

- Past Simple (revision); questions.

Speaking about actions in the past, present and future. Useful phone expressions.
4. Keeping track. Meeting skills. - Business phrasal verbs;

- Degrees of comparison of adjectives and adverbs (revision).

Formulae for asking for clarification. Numerals.
5. Speed of life. Imperatives (revision). Discussing time management strategies.
6. Business travel. Greeting visitors. - Polite requests and enquiries.

- Gerund.

Expressing emotions. Asking polite questions. Collocations relating to travel.
7. Handling calls. Conditionals I, II, III. Collocations relating to work routines.
8. Making decisions. Holding meetings. Conditionals. Collocations relating to marketplace.
9. The power of big business. Expressions of agreement / disagreement. Stating preferences.
10. Socialising. Small talk. Friendship and business. Past Simple and Present Perfect (revision). Talking about experiences. Practicing vocabulary of conversation.
11. Office communication. E- mail styling. Business letters. Written English constructions. Future tenses. Passive voice (revision). Exchanging e-mails. Writing business letters.
12. Presenting. Presentation skills. A team presentation. - Prepositions. Vocabulary of presentations.

- Past Continuous and Past Perfect.

Working with graphs. Presenting a solution to a problem at work.
13. Tecnological world. - Tenses (revision) Focus on expressing the future.

- Compound nouns.

Expressing opinions, making predictions about the future.
14. Being heard. Discussion styles. Cultural differences. Meeting across culture. Modal verbs. Interrupting strategies.
15. Snail mail. Writing business letters. Multi-verb expressions. Prepositions. Writing letters of complaint and apology. Practicing business letter expressions.
16. Solving problems. Problem- solving techniques. Conditionals (revision). Making suggestions.
17. Global village. Globalisation. Linking words. Discussing opinions on globalization. Expressing agreement and disagreement.
18. Eating out. Restaurant conversations. Table manners. Passives (revision). Food and drink vocabulary. Ordering in restaurants. Discussing foods.
19. Messaging and telephoning Reported speech. Writing e-mails.Dealing with messages.
20. Negotiating. Meetings. Grammar of diplomacy. Expressions for negotiating.

Поскольку выпускников школы можно отнести к группе "слушателей без опыта" (pre-experienced trainees), которым ещё только предстоит изучать терминологию выбранной в будущем области бизнеса на родном языке и у них пока нет четкого представления о том, какими терминами они будут пользоваться, при работе над данным курсом ребятам пришлось изучать мир бизнеса наряду с языком как таковым. Они скорее изучали бизнес на английском нежели английский для бизнеса. И хотя мир бизнеса достаточно многообразен, основные функции, которые приходится выполнять людям в целом, просты. Данный УМК основан на этих сходствах, чтобы приспособить их к специфическому полю деятельности каждого слушателя. Например, большинству деловых людей приходится бывать на официальных совещаниях и переговорах, и хотя их содержание может разниться, основные действия участников вполне предсказуемы - они будут прерывать докладчика (или стараться этого избежать), объяснять, одобрять, делать предложения и т.д.

Для текущего контроля помимо предлагаемых упражнений в учебнике, я составляла тесты, объединяя лексический и грамматический материал двух-трех уроков (Приложение 1; Приложение 2).

Благодаря тщательно продуманной модели построения урока и системе упражнений и ролевых игр, моделирующих ситуации реального бизнес-общения и основанных на принципе эффективного обучения - обучения в действии, ребята овладели навыками разговорной речи для большинства бытовых ситуаций и в деловой сфере, навыками восприятия английской речи на слух, знаниями грамматики в объеме, позволяющем общаться с иностранными партнерами. В их арсенале также появился базовый набор лексики и языковых клише, необходимых для будущего делового общения.