Стратегический план оздоровления детей

Разделы: Работа с дошкольниками


В стратегический план оздоровления детей в ДОУ включен комплекс оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников.

Все мероприятия по оздоровлению детей включены в режимы дня. Но без организации здоровьесберегающей учебной деятельности в ДОУ, сохранение и укрепление психофизического здоровья затруднительно. Стратегический план оздоровления детей дополнен подходами к построению занятий с детьми в здоровьесберегающем образовательном пространстве.

Задачи ДОУ: сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников через оптимизацию режима дня, организацию оптимального двигательного режима, охрану психического здоровья детей, лечебно- профилактическую работу, закаливание ребенка, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

№ п/п

Содержание

Группа

Периодичность выполнения

Ответственность

Время

1.

Оптимизация режима

 

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима

все группы

ежедневно

воспитатели, психолог, врач

в течение года

 

Определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

все группы

 

психолог, врач

в течение года

2.

Организация двигательного режима

 

Физкультурные занятия

все группы

2 раза в неделю

инструктор по физвоспитанию

в течение года

 

Гимнастика после дневного сна (пробудка)

все группы

ежедневно

воспитатели, контроль медработника

в течение года

 

Прогулки с включением подвижных игровых упражнений

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

 

Музыкально-ритмические занятия

все группы

2 раза в неделю

воспитатели, музыкальный руководитель

в течение года

 

Спортивный досуг, развлечение

все группы

1 раз в месяц

инструктор по физвоспитанию

в течение года

 

Гимнастика глаз

все группы

Во время занятий на физминутках

воспитатели, медработник

в течение года

 

Пальчиковая гимнастика

все группы

2–3 раза в день

воспитатели, логопед

в течение года

 

Занятия плаванием в бассейне

все группы

2 раза в неделю для каждой возрастной группы

инструктор по плаванию, медработник

в течение года

 

Оздоровительный бег

Пешие походы

Средняя, старшая, подготовит.

ежедневно во время прогулок

1 раз в месяц

воспитатели

с апреля по ноябрь на улице. с декабря по март в помещение

 

Фитнес-тренировка:

1. хопп-болл
2. аквааэробика
3. художественная гимнастика

 

дополнительное время

инструктор по физвоспитанию, воспитатели

в течение года

3.

Охрана психического здоровья

 

Специальные оздоровительные мероприятия психогимнастика, музыкотерапия, смехотерапия, сказкотерапия

все группы

ежедневно (в чередовании)

Воспитатели специалисты

в течение года

 

Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

все группы

ежедневно несколько раз в день

Воспитатели, специалисты

в течение года

4.

Профилактика заболеваемости

 

Массаж «9 волшебных точек» и «аурика» по методике А.А.Уманской

все группы

ежедневно

Воспитатели, контроль медработника

с октября по апрель

 

Дыхательная гимнастика в игровой форме

все группы

3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна

Воспитатели, контроль медработника

в течение года

 

Профилактика гриппа интерфероном

все группы с согласия родителей

ежедневно через 2 часа после завтрака, 1 месяц

медработник

ноябрь – декабрь

 

Оксалиновая мазь, аскорбиновая кислота, глюконат кальция

все группы

ежедневно, 2 раза в день перед прогулкой

медработник, воспитатели

ноябрь – декабрь,
март –  апрель

5.

Оздоровление фитонцидами

 

Чесночно-луковая закуска, чесноч

все группы

перед прогулкой, перед обедом

мл. воспитатели

с октября по апрель

 

Ароматизация помещений (чесночные букетики)

все группы

в течение дня, ежедневно

мл. воспитатели, контроль медработника

6.

Закаливание с учётом состояния здоровья ребёнка

 

Воздушные ванны (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года)

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

 

Прогулки на воздухе

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

 

 

Хождение босиком по траве

все группы

ежедневно

воспитатели

июнь – август

 

Хождение босиком по дорожке здоровья

все группы

ежедневно после

дневного сна

воспитатели

в течение года

 

Обширное умывание

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

 

Контрастное облива-ние ног

все группы

после 1 прогулки

воспитатели, мл. воспитатели

июнь – август

 

Игра с водой

все группы

на прогулке, на занятии

воспитатели

июнь – август

 

Полоскание зева ки-пячёной охлаждённой водой

все группы

после каждого приёма пищи

воспитатели, мл. воспитатели

в течение года

7.

Лечебно-оздоровительная работа

 

Лечебное полоскание горла

 

Фурацилином

ЧБД, дети, состоящие на учёте у лора

после дневного сна по две недели с 2 недельным перерывом

медработник, воспитатели

ноябрь – апрель

 

Противоспалительными

травами (шалфей, эвкалипт, ромашка)

все группы

после сна

мл. воспитатели, медработника

с октября по апрель

 

витаминотерапия

 

«Ревит»

все группы

по 1 разу в течение 10 дней

медработник

декабрь – февраль

 

Настойка шиповника

все группы

по одному разу в день в 10.00

3 раза в неделю

медработник

октябрь, ноябрь, январь, март

 

Витаминизация третьего блюда

все группы

ежедневно

 

в течение года

 

физиотерапия

 

Тепловые прогревания

лампой «соллюкс»

УВЧ – кварц

ЧБД

по назначению врача 1раз в день, перед обедом

медработник

в течение года

 

Ингаляция УЗ-аппаратом «Муссон»

ЧБД

по назначению врача 1раз в день, перед обедом

медработник

в течение года

 

Природные адаптогены

 

Элеутероккок

все группы

ежедневно после завтрака

медработник

октябрь – апрель

8.

Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки

 

Корригирующая гимнастика

старшая, подготовит.

2 раза в неделю по 30 минут после дневного сна

медсестра ЛФК

в течение года

 

Группа «Дельфинёнок»  (коррегирующие занятия в бассейне)

старшая, подготовит

1 раз в неделю по расписанию бассейна

инструктор по плаванию, медработник, воспитатель

в течение года

  Фитотерапия.Кислородный фитококтель.

все группы

до обеда за 20 минут 1 месяц

медработник

3–4 раза в год

  «Оздоровительный сон» ароматизация спален травами (душица, пустырник)

все группы

во время дневного сна

медработник

в течение года

РЕЖИМ ДНЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа «Здоровье» МДОУ №112 г.Ангарск

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ

С 1,5 – 2 г.

С 2 – 3 г.

1. Прием детей.
Индивидуальная работа с детьми. Игры.
Оздоровительная работа: осмотр детей, гимнастика, промывание носа, дыхательные упражнения.

7.00 – 8.00

7.00 – 8.10

утренняя гимнастика 8.00 – 8.10

2. Подготовка к завтраку. Завтрак.
Оздоровительная работа: закаливание носоглотки полосканием травяным или солевым раствором,
музыкотерапия, привитие культурно-гигиенических навыков.

8.00 – 8.45

8.10 – 8.45

3. Занятия. Игровая деятельность с подключением обучающих приемов по развитию речи,
сенсорики, продуктивной деятельности.
Оздоровительная работа: оздоровительные игры, дыхательная гимнастика, фитотерапия.

8.45 – 9.45

8.45 – 10.00

4. Сборы на прогулку. Прогулка.
Оздоровительная работа: чистка носа, подвижные игры, воздушное закаливание, дыхательные упражнения,
полоскание рта чесночным раствором.

9.45 – 11.00

10.00 – 11.20

5. Возвращение с прогулки. Игры.
Оздоровительная работа: кварцевание, физиолечение

11.00 – 11.30

11.20 – 11.50

6. Подготовка к обеду. Обед.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки, музыкотерапия,
привитие культурно-гигиенических навыков, физиолечение.

11.30 – 12.10

11.50 – 12.30

7. Подготовка ко сну. Сон.
Оздоровительная работа: чистка носа, музыкотерапия, сон при открытых фрамугах,
привитие культурно-гигиенических навыков.

12.10 – 15.00

12.30 – 15.00

8. 2-я половина дня
Постепенный подъем.
Оздоровительная работа: закаливание, водные процедуры, физкультурное занятие,
воздушные ванны, коррекция осанки, кварцевание, босохождение

15.00 – 15.30

15.00 – 15.30

9. Полдник.

15.30 – 15.45

15.30 – 15.45

10. Самостоятельные игры, занятия, развлечения.
Оздоровительная работа: смехотерапия (лечение радостью).

15.45 – 17.00

15.45 – 17.10

11. Подготовка к ужину. Ужин.
Оздоровительная работа: привитие культурно-гигиенических навыков,
полоскание носоглотки кипяченой прохладной водой, музыкотерапия.

17.00 – 17.30

17.10 –17.30

12. Подготовка к прогулке. Прогулка.

Оздоровительная работа: получение краны, подвижные оздоровительные игры.

17.30 – 18.30

17.30 – 18.30

13. Возвращение с прогулки.
Игры, уход детей домой.

18.30 – 19.00

18.30 – 19.00

РЕЖИМ ДНЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа «Здоровье» МДОУ №112 г.Ангарск

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ

3 – 4 г.

4 – 5 л.

1. Утренние встречи. Игры.
Индивидуальная работа с детьми.
Беседы с родителями о здоровье детей.

7.00 – 8.00

7.00 – 8.00

2. Оздоровительная работа: осмотр детей, гимнастика, дыхательные упражнения, оздоровительный бег.

8.00 – 8.10

8.10 – 8.20

3. Подготовка к завтраку. Завтрак.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки прохладной водой, музыкотерапия.
Привитие культурно-гигиенических навыков.

8.10 – 8.40

8.20 – 8.50

4. Игровой час.
Психогимнастика, музыкотерапия, фитотерапия, кислородный коктейль.

8.40 – 9.30

8.50 – 9.30

5. Занятия (фронтальные или групповые).
Оздоровительная работа: физминутки, самомассаж, дыхательная гимнастика, аромотерапия.

9.30 – 10.20

9.30 – 10.20

6. Подготовка к прогулке. Прогулка.
Оздоровительная работа: чистка носа, полоскание носоглотки чесночным раствором,
физкультурные занятия, оздоровительные игры, дыхательные упражнения.

10.20 – 11.40

10.20 – 11.50

7. Подготовка к обеду. Обед.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки травяным и соляным растворами, музыкотерапия.
Привитие культурно-гигиенических навыков.

11.40 – 12.20

11.50 – 12.30

8. Подготовка ко сну. Сон.
Оздоровительная работа: гигиеническая работа перед сном (чистка носа, умывание),
сон при открытых фрамугах, сказкотерапия, физиолечение.

12.40 – 15.00

12.40 – 15.00

9. Постепенный подъем.
Пробудка – гимнастика в постели, босохождение, дорожка для профилактики плоскостопия, воздушные ванны.
Полдник.

15.00 – 15.30

15.00 – 15.30

10. Занятия. Игровая деятельность. Дополнительные услуги.
Оздоровительная работа: смехотерапия (лечение радостью), бассейн,
корригирующая гимнастика, аутотренинг, физминутки, физиолечение.

15.30 – 17.10

15.30 – 17.00

11. Подготовка к ужину. Ужин.
Привитие культурно-гигиенических навыков, полоскание носоглотки прохладной водой. Музыкотерапия.

17.10 – 17.30

17.10 – 17.30

12. Подготовка к прогулке. Прогулка.
Оздоровительная работа: подвижные оздоровительные игры, полоскание носоглотки чесночным раствором.

17.30 – 18.30

17.30 – 18.30

13. Уход детей домой.

18.30 – 19.00

18.30 – 19.00

РЕЖИМ ДНЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа «Здоровье» МДОУ №112 г.Ангарск

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ

5 – 6 лет

6 – 7 лет

1. Прием детей. Утренние встречи. Игры.
Индивидуальная работа с детьми.
Оздоровительная работа: гимнастика, дыхательные упражнения, оздоровительный бег, самомассаж.

7.00 – 8.00

8.00 – 8.10

7.00 – 8.00

8.10 – 8.20

2. Подготовка к завтраку. Завтрак.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки прохладной водой, музыкотерапия. Привитие культурно-гигиенических навыков.

8.10 – 8.35

8.20 – 8.45

3. Игровой час.
Оздоровительная работа: коррегирующая гимнастика, бассейн, фитотерапия, кислородный коктейль, психогимнастика.

8.35 – 9.30

8.45 – 9.30

4. Занятия фронтальные (по подгруппам).
Оздоровительная работа: физминутки, аромотерапия, оздоровительные игры.

9.30 – 11.00

9.30 – 11.00

5. Подготовка к прогулке. Прогулка.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки чесночным раствором, оздоровительный бег,
физкультурные занятия, оздоровительные игры, получение праны, дыхательные упражнения.

11.00 – 12.30

11.00 – 12.30

6. Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки травяным раствором, физиопроцедуры, музыкотерапия.
Привитие культурно-гигиенических навыков.

12.30 – 13.15

12.30 – 13.15

7. Подготовка ко сну. Сон.
Сон при открытых фрамугах, сказкотерапия, музыкотерапия.

13.15 – 15.00

13.15 – 15.00

8. Подъем. Полдник.
Оздоровительная работа: музыкотерапия, пробудка, гимнастика в постели, щеточный массаж,
дыхательная гимнастика, коррекция осанки и плоскостопия, умывание прохладной водой (шея, лицо, руки),
босохождение, оздоровительные игры, физиолечение, воздушные ванны.

15.00 – 15.30

15.00 – 15.30

9. Занятия, дополнительные услуги, развлечения, спортивные досуги.
Оздоровительная работа: физкультминутки, аутотренинг, смехотерапия, бассейн (по плану),
корригирующая гимнастика для детей с нарушениями осанки.

15.30 – 17.00

15.30 – 17.05

10. Подготовка к ужину. Ужин.

Оздоровительная работа: музыкотерапия, полоскание носоглотки прохладной водой.
Привитие культурно-гигиенических навыков,

17.00 – 17.30

17.05 – 17.30

11. Подготовка к прогулке. Прогулка.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки чесночным раствором, физкультурные занятия,
получение праны, подвижные оздоровительные игры,

17.30 – 19.00

17.30 – 19.00

При организации занятий рекомендуем учитывать основные принципы здоровьесберегающего пространства:

  1. Мультисенсорность.
  2. Двуполушарность (работа на развитие правого и левого полушария)
  3. Учет стадий процесса познания: чувство – образ – логика – мыслеобразность.
  4. Свобода выбора способов получения информации, разных способов действий, темпа, восприятия, обработки информации.
  5. Высокая учебная мотивация
  6. Развитие поисковой активности, творчества

Использование на занятиях собственно здоровьесберегающих технологий:

  • Включение в образовательный процесс методов, предоставляющих для ребенка свободу выбора способа работы с информацией;
  • Использование методов, направленных на стимулирование активности ребенка (цвет, музыка, нетрадиционные вопросы)
  • Обучение на занятиях способам действий;
  • Обеспечение мотивации: внешняя – одобрение, внутренняя – интерес;
  • Система отношений »воспитатель – ребенок» не авторитарного типа.

Реализация эколого-гигиенических требований к учебной деятельности:

  • Обеспечение смены видов учебной деятельности;
  • Комфортность учебного помещения (температура, светорешение, влажность, эстетичность и др.)
  • Место в расписании и учет воспитателем биологического времени активности детей для определения нагрузок и видов деятельности.

Включение в образовательный процесс собственнооздоровительных моментов:

  • Разные формы организации занятий: фронтальные, по подгруппам (сидя за столами, лежа на коврике, стоя за конторками)
  • На столах держалки, чтобы поставить маленький цветок в горшочке, положить ракушку, поделку из бересты – кусочек живой природы – он греет душу ребенка;
  • Перед сложным занятием слушать музыку Моцарта (активизирует мыслительные процессы);
  • Для самоорганизации использовать тихую музыку, музыкальную игрушку, цветовые эффекты.
  • Использовать на занятиях потолочный офтальмотренажер;
  • На занятиях по обучению грамоте, математике, логике, развитию речи использовать сенсорные решетки, угловые тренажеры, экологического панно.
  • Включение элементов релаксации и физминуток;
  • Использование упражнение, игр для снятия напряжения;
  • Эмоциональные качели для смены настроения (шутка, забавный случай, музыка, творческие задания и т.д.);
  • Разные виды поисковых заданий