Урок ОБЖ по теме "Безопасность в доме"

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


I. Оргмомент

Учитель:

– Тили-бом! Тили-бом!
Стоит новый Кошкин дом.
Чтоб не случилась в нем беда,
Собрались мы все сюда.
Правилам котят учить!
Осторожными всем быть!

II. Вхождение в тему

1. Ситуации

На полу лежит топор и др опасные предметы, по классу бегают котята, балуются. Один котенок порезал лапу, другой обжегся, третий забыл закрутить кран и убежал. Котята плачут, стонут.   

Входит домовенок Кузя и говорит:

– Кто это тут поселился? Ой-ой-ой!
А еще присматривай за ними! Ай-ай-ай!
Кран не закрутили! Ох!
Свет не выключили! Ах!
Нафаня! На помощь! Помоги! Так и до беды недалеко!

2. Разбор ситуаций

Входит Нафаня и говорит:

– Кузя! Не волнуйся! Сейчас мы наведем порядок.
– Котята! Подумайте, почему вы попали в такую беду? Как  нужно было правильно поступить?

1-й котенок. Хотел отрезать хлеб, порезал лапу.

Нафаня. Нужно следить, чтобы под лезвие не попали пальцы, резать всегда в направлении «от  себя».

2-й котенок. Хотел воды набрать в ведро, заигрался и забыл закрутить кран. Затопило всю ванную.

Нафаня. Нужно было не уходить, пока не наберется ведро.

3-й котенок. Я поранился о брошенную пилу. Работал с инструментами и забыл убрать.

Нафаня. Нужно убирать на место опасные предметы.

4-й котенок. Я обжегся о горячую кастрюлю.

Нафаня. Нужно было брать ее прихватками.

Кузя. Спасибо, Нафаня, выручил. Помог разобраться.

3. Сообщение темы и целей

Нафаня. Ребята, вы пришли с утра в этот дом – было тихо и спокойно. Что произошло?

Дети. Котята баловались, были неосторожны, возникли опасные ситуации.

Нафаня. А что такое опасные ситуации?

Дети. Это, когда жизни и здоровью человека есть угроза.

Нафаня. Какие опасные ситуации нас подстерегают?

Дети.

– Упасть с дерева и сломать ногу.
– Наводнения, землетрясения.                    
– Гладил чужую собаку – укусила.
– Мокрыми руками взялся за провод – ударило током и т.д. 

Нафаня. Что должен делать человек, чтобы избежать опасности?

Дети. Соблюдать правила безопасности. Должен быть готов к опасности.

Нафаня. Правильно, ребята. Нужно спокойно, четко действовать.

Шаги принятия решений:

  1. Если ты что-то хочешь сделать, сначала остановись.
  2. Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, друзьях.
  3. Выбери занятие, последствия которого безопасны.

Учитель. С какими опасностями мы будем бороться на уроке?

Дети. С опасностями, которые подстерегают нас дома.

III. Основная часть

Кузя: сегодня я приглашаю вас в гости. Мы совершим путешествие по Кошкиному дому, чтобы предотвратить эти последствия.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (Приложение 1)

– Прошу, проходите в гостиную, не стойте в дверях. Темновато здесь, включу-ка я свет. Отгадайте, ребята,  загадку:

Без ног бежит.
Без огня горит.
Без зубов, а кусается. (Электричество)

Учитель. Что вы знаете об электричестве?

Дети. Электричество находится в проводах, которые подключают к телевизору, холодильнику, компьютеру.

Учитель. Да, электричество – это тоже «трубы», только по ним к нам в дом поступает энергия. И как вода находит дырочку в трубе, и случается авария, также и электроэнергия становится опасной, если неисправны провода.

Ситуация: Человек может случайно дотронуться голой рукой до провода, и его ударит током. Провода могут соединиться, и произойдет короткое замыкание (свет погаснет), или даже пожар. Поэтому, если увидите оголенный провод или неисправный выключатель, розетку, надо сразу сказать об этом взрослым! 

Нафаня: Правила безопасного обращения с электричеством.

  • Правило № 1. Уходя из дома и даже из комнаты, надо обязательно выключить телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.
  • Правило № 2. Никогда не тяни за электрический провод руками.
  • Правило № 3. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам, не дотрагивайся до них.

Не суй в розетку пальчик –
Ни девочка, ни мальчик!
Прежде чем пойдете на свиданье,
Чтоб навестить своих подруг,
Сделайте домашнее задание
И не забудьте выключить утюг!

  • Правило № 4. Если из телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, если видны искры – надо немедленно выдернуть из розетки провод. Такой прибор нужно или починить, или выбросить. Но, конечно, пользоваться ими нельзя.

ХИМИЧЕСКИЕ И ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕППАРАТЫ (Приложение 2)

Вбегают котята и хватаются за животы:

– Ой, плохо, животик болит. Лапки не идут. Усы повисли (падают в обморок, рядом лежит пузырек из-под лекарства, Кузя бегает вокруг них и причитает)

Нафаня. Ребята, что нужно делать?

Дети.

– Нужно вызвать скорую по телефону 03.
– Привести в чувство.
– Промыть желудок, вызвать рвоту.

Ситуация: «Звонок в скорую»

Нафаня дает детям телефон:

– Звоните.

– Да, Скорая слушает. Что случилось?

Дети. Котята отравились.

– Какие признаки говорят об отравлении? Чем отравились?

Дети. Отравились лекарством, аспирином. У них болят животы, тошнота, головокружение.

– Что сделали, прежде, чем позвонить?

Дети. Промыли желудок, вызвали рвоту.

– Ваш адрес?

Дети. Ул. Крайнева, 4.

– Ожидайте.

Врач осматривает котят, забирает в больницу.

Все  запомните, что лекарство
Без врача принимать опасно!

– Опасны также предметы бытовой химии: лаки, краски, растворители, эссенция.
– Они ядовиты и взрывоопасны, должны храниться отдельно, например, в кладовке.
– На этикетках бутылок должна быть надпись «Опасно». 

ГАЗ (Приложение 3)

Кузя. Котятам уже лучше, пойдемте на кухню пить чай.

Ситуация «Как правильно зажечь газ», «Если убежала каша»

Нафаня. Опасность невидимая и неслышимая. Живет на кухне. Если правильно с ней обращаться, готовит вкусные кушанья.

Дети. Газ.

Учитель. Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, надо соблюдать следующие правила:

Если вы почувствовали запах газа:

1) Надо немедленно сказать об этом взрослым.
2) Надо сразу же открыть окно и проветрить комнату.
3) Проверить, закрыты ли краны у плиты на кухне.
4) Немедленно позвонить в экстренную службу газа.

Выключай в квартире газ,
За газом нужен глаз да глаз.
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните –    (хором) 04.

Чего нельзя делать, если вы почувствовали запах газа.

1) Нельзя зажигать свет (и, вообще, лучше в это время не пользоваться электроприборами: не включать телевизор, компьютер, чайник и т. д.).
2) Нельзя зажигать спички и проверять, где утечка газа. Может произойти взрыв. Самой маленькой искорки бывает достаточно для взрыва газа, А в выключателях и в розетках искры как раз и проскакивают.

Игра «Опасные предметы».

ВОДА (Приложение 4)

Путь в эту комнату преграждает тайна, расшифруйте ее:

А                                                                                                   Я                                                                                                     

– Молодцы, ребята. Какие опасные ситуации могут возникнуть здесь?

– Что может произойти, если забыть закрыть кран?

Дети: Можно затопить не только свою квартиру, но и квартиры соседей.

Учитель: Да, когда вода затопляет квартиру, портятся не только домашние вещи, но и пол и потолок портятся тоже, а мебель раскисает и приходит в негодность. Еще опасно то, что из-за воды могут намокнуть электрические провода, и тогда может возникнуть вторая опасность – удар током или даже пожар.
Ваша задача – остановить воду. А для этого надо закрыть кран (вентиль – он перекрывает воду в квартире и расположен на специальной большой трубе). 
Мы должны предупреждать опасность.

Учитель: Вы стоите на лестничной площадке около своей квартиры, и вдруг видите, что из квартиры, рядом с вашей, течет вода. У вас дома никого нет. В соседней квартире – тоже. Что вы будете делать?

Дети: Надо обязательно выключить электричество и сказать взрослым в других квартирах, что произошла авария.

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу,
Даже камень источу.
Если ты не осторожен,
то у вас потоп возможен!

КОЛЮЩИЕ, РЕЖУЩИЕ ПРЕДМЕТЫ

Кузя: Чтобы починить кран после аварии, нам надо пройти в мастерскую, но вот беда – замок на мастерской с секретом. Отгадайте кроссворд – откроете замок.

1. Молоток стук-стук –
Торчит в стене сук,
Постучу опять, –
Будет не видать. (Гвоздь)

2. Маленький мужичок,
Костяная ручка. (Нож)

3.  Две ручки – во все брюхо зубки. (Пила)
иголка  скрепка

4. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)

5. Железный жучок, на кончике червячок. (Булавка)

6. Два братца – одно сердце. (Ножницы)

7. Тонка, длинна, одноуха, стройна,
Всему миру красна. (Иголка)

8. Вот железная плутовка:
Листы держит очень ловко,
Крепко вместе их сжимает,
Никогда не растеряет. (Скрепка)

Учитель. Что обозначают разгаданные слова?

Дети. Предметы, опасные для здоровья и жизни человека.

Учитель. Какое слово получилось в выделенной колонке?

Дети. Внимание. Оно нам нужно, чтобы не случались травмы.

Нафаня. Запомните! Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травму.

Кузя. Сколько лет живу, а научился только блины лопать, а как пользоваться этими инструментами – не знаю!

Правила:

  • Старайтесь работать в присутствии взрослых или посоветуйтесь с ними перед работой.
  • Никогда не пользуйтесь незнакомыми инструментами.
  • Работайте только острым, хорошо заточенным инструментом.
  • Режьте всегда в направлении от себя.
  • Не бросайте острые предметы без присмотра. 

В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.

ОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

Вспоминаем ситуации.

Дети. Никому дверь открывать нельзя, если не знаешь этого человека лично.

Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком! 
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять гранат!
А за ним спешит «старушка»
У нее в авоське пушка.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомым ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!

IV. Итог занятия

Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи (Приложение 5, Приложение 6)

Учитель. Каждый человек должен знать, куда он может обратиться за помощью в случае возникновения экстремальной ситуации. В квартире около телефона должны быть номера телефонов соседей, рабочие телефоны родителей и других близких родственников, телефон ближайшего отделения милиции и служб экстренной помощи города. Какие вы знаете службы?

Дети.

01 – пожарная часть
Когда пожар,
Рецепт один
– Звоните срочно 01

02 – милиция,
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом.
Двери держатся едва
– Позвони скорей «02»!

03 – скорая медицинская помощь,
Если что-то в глаз попало,
Поврежденный глаз не три,
Позови на помощь старших,
Пусть звонят скорей «03»!
Если утюгом обжегся,
Воду на ожег не лей,
Отправляйся к телефону
И звони «03» скорей!

04 – газовая служба.
Служба газа «04».
Газ, почувствовав в квартире,
Иди к соседям – звони 04.

 Нафаня и Кузька поют финальную песню.