Урок-КВН на тему "Правописание суффиксов имен прилагательных в 6-м классе"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить и закрепить полученные знания о правописании суффиксов имён
  • прилагательных;
  • продолжить работу над развитием связной речи учащихся;
  • развивать эстетические чувства, чувство прекрасного;
  • расширить кругозор учащихся.

Оборудование: высказывания великих людей о русском языке, эмблемы, иллюстрации с изображением времён года, тексты, сигнальные карточки разных цветов.

Музыкальное сопровождение: подготовленные учащимися художественные номера.

ХОД УРОКА

Слово учителя

– Добрый день, уважаемые гости и дорогие учащиеся! Сегодня у нас урок, но урок необычный – это урок весёлых и находчивых. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов имён прилагательных». Сегодня мы с вами повторим все полученные знания об имени прилагательном, продолжим закрепление полученных знаний о правописании суффиксов прилагательных, продолжим работу над развитием связной речи, соприкоснёмся с красотой природы, почувствуем нежность, тепло, доброту. В добрый путь!

1-й ведущий. Внимание! Внимание! Мы ведём репортаж из зала гимназии, где проходит встреча между двумя командами 6-х классов. Тема нашей встречи: «А слабо тебе правильно написать суффиксы имён прилагательных?»

2-й ведущий. Давайте познакомимся с командами поближе. Представление команд: название, девиз, приветствие. А для оценивания команд мы пригласили на наш урок учителей русского языка. Представление жюри.

1-й ведущий.

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,
И всё, что в памяти у нас, обозначено словами.
Они слышны и здесь и там, на улице и дома,
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова ...
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море — море слов
Купаться ежечасно.

М.Шибаев.

2-й ведущий. Каким представить себе Прилагательное? По-моему, оно похоже на огромный ковёр, вышитый не только разноцветными нитками, но и наполненный разнообразными интересными качествами, свойствами. Это очень важный, крупный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей (т.е. употребляемых слов) он занимает третье место (после Существительного и Глагола).

1-й ведущий. А я представляю его совсем иным. По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явления окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи). И на этой поляне чудесных свойств и качеств растёт то самое древо познания с листочками-именами всех предметов (именно таким я представляю Существительное). Ведь Прилагательному никак не прожить без друга – Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймёт его душу? Кому понадобятся его признаки, его богатство?

2-й ведущий. Мне нравится твоя поляна даже больше, чем мой ковёр. Добавь, что живут они оба в государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе.

И вот – первое задание.

Каким вы представляете Имя прилагательное? Опишите его.
Нарисуйте его портрет. Почему у него такое странное название? К чему оно «прилагается»? Кто его вечный спутник?

Команды составляют устный рассказ, жюри оценивает их ответы.

Второе задание.

– Внимание! Кто знает правильный ответ, тот и поднимает сигнальную карточку и объясняет свой выбор ответа.

– На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

А. Что делать?, Что сделать?
Б. Какой?, Чей?

– Что обозначает имя прилагательное?

A. Предмет.
Б. Признак предмета.
B. Действие предмета.

– Чем, как правило, является в предложении прилагательное?

A. Подлежащим.
Б. Определением.
B. Сказуемым.

Третье задание.

С помощью сигнальных карточек объясните правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Если в суффиксе пишем
о, то поднимаем зелёную сигнальную карточку, а если пишем букву е – красную карточку.

Речевой, вещевой, свинцовый, ситцевый, холщовый, моржовый, дворцовый, камышовый, плюшевый.

1-й художественный номер

Четвёртое задание.

Учитель показывает иллюстрации с изображением зимы, весны ... Команды описывают иллюстрации с использованием правил, пройденных на тему: «Правописание суффиксов имён прилагательных». Вся команда работает вместе.
Пока команды составляют небольшое описание иллюстрации, мы проведём работу со зрителями.
Они составляют словосочетание прилагательное + существительное, где существительное – главное слово. Составляем сказку. Чья сказка выйдет интереснее. Участвуют болельщики двух команд.

Пятое задание.

Домашнее задание.

Из художественных текстов привести примеры на правило «Правописание суффиксов имён прилагательных».

2-й художественный номер

Шестое задание.

Продолжи, сколько сможешь, ряды прилагательных.

Команды работают на листочках.

Цвет: белый, синий, ...
Вкус: сладкий, горький, ...
Размер: большой, маленький, ...
Качество характера: добрый, злой, ...
Выполненное задание отдается жюри для оценивания

Седьмое задание.

Хоть мы умны не по годам,
Не всё нам ясно и понятно.
А сколько н писать в -ан-, -ян-?
Нас мучит всех невероятно.
Как ни верти, как ни мудри,
Но с этим суффиксом при встрече
Сперва внимательно смотри,
Какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно
Записано в учёных книжках:
Когда АН, ЯН, то Н одно
И больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнёт
Серебряною рукавицей.
Здесь н одно лишь подойдёт,
А два тут вовсе не годится.
А где два н? Простой ответ:
В окне с поверхностью
Стеклянной,
Где оловянный шпингалет
И подоконник деревянный.
Туман одно имеет н,
Но если город стал туманный,
В основе н и суффикс -н-,
И получается два н,
Запомним этот случай странный.

– Что вы поняли из этой песенки, переведите её на язык науки.

Восьмое задание.

Конкурс капитанов

Капитаны садятся за стол, где уже лежит листок с готовым заданием.

Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква н.

Лиственный лес, глиняный сосуд, деревянный дом, серебряное кольцо.

3-й художественный номер.

Девятое задание.

Придумайте как можно больше прилагательных со «звериным» суффиксом -нн-. Команды пишут на листах бумаги и ответы отдают жюри.

Десятое задание.

Каждой команде раздается листок бумаги, где записаны прилагательные. Учащиеся выделяют только суффиксы.

Станционный, лекционный, сонный, карманный, звериный, гусиный, глиняный, деревянный, оловянный.

4-й художественный номер.

– Спасибо большое всем, кто принимал участие сегодня на уроке. А сейчас слово передаю членам жюри ...

Жюри подводит итоги сегодняшнего урока.