Информационные технологии на уроке русского языка в 9-м классе: "Письмо моей семье"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • расширять знания учащихся письме как эпистолярном жанре;
  • активизировать интерес к письму как средству передачи информации, чувств, эмоций человека через анализ письма, его структуры;
  • воспитывать нравственность, духовность, развивать общий культурный кругозор учащихся;
  • развивать творческие способности учеников.

ХОД УРОКА

– Наш урок развития речи называется: «Письмо моей семье». В Красную книгу отечественной культуры скоро запишут некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Современный молодой человек не стесняясь говорит: «Я не умею писать писем, лучше по телефону позвоню вам». Сознаваться в этом так же неприлично, как неприлично  не владеть навыком чтения вообще.
Вспомним основные признаки письма как эпистолярного жанра. Обратимся к  «Толковому словарю русского языка» С. И.Ожегова
– Что означает термин «эпистолярный»?
Относящийся к частной переписке, к письмам. Эпистолярное наследие поэта.
– Какое лексическое значение у слова «письмо»? См. Словарь.  Письмо бывает деловое и личное.

– Что значит написать письмо? Кому можно написать письмо, о чём можно рассказать в нём, с какой целью пишут письма? (Свободный диалог)
– Существует в русском языке синоним к слову «письмо»? В словаре С.И. Ожегова не приводятся синонимы к этому слову.
В народе письмо называли треугольничками в годы Великой Отечественной войны, долгожданное письмо-весточкой: получила весточку от сына, весточку с фронта.
Мы имеем уникальное письмо Михея Короткова, участника первой мировой войны. Оно датировано 16.10.1914 г. М.Коротков – прапрадедушка нашей одноклассницы М.Злочевской Этот солдат не вернулся с войны.

Чтение письма вслух. Звучит Альбиони «Адажио». После прочтения вопросы учителя:

– Как строится письмо? Его структура:

  • обращение;
  • сообщение о положении на фронте;
  • завершение письма.

– Какое сложилось представление об авторе письма? Семьянин, любящий жену, с почтением относящийся к родителям, помнящий и о брате, и о тёще и не забывающий в военных условиях родных и просто знакомых. Проанализировав прилагательные, употреблённые автором (многоуважаемая, родимый, милые), понимаем внутренний мир чувств рядового войны.
– Каждое письмо – это отражение внутреннего мира человека, его чувств, эмоций, это, в конце концов, сам Человек. Каждое письмо–это особый мир. Теперь познакомимся с письмами сына Короткова М. с Великой Отечественной войны. Самостоятельное чтение про себя писем на фоне песни М.Бернеса «Тёмная ночь».

– Какие общие структурные элементы выделим, сравнив письма разных десятилетий?
Письмо начинается с обращения, далее следует повествование (это может быть исповедь, сообщение о себе, зарисовка из жизни, новости и т.д.), завершается этикетными формулами:
– До свидания…
– До скорого…
– Желаю…
Например, письмо от 23.05.1944 г. заканчивается так: «Желаю счастья и радости» и далее число и имя.
Поэт Уткин в 1943 г. с теплотой говорит о бесценности писем в условиях войны и в мирное время:

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звёзды видны. Ты пишешь письмо
Мне, моя дорогая, в пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая.
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвётся такая любовь.

Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят.
Но тот, кого помнят,
Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь и родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной.

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.
И время такое придёт:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдёт.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, пронесём.

Обратимся к тексту В. Солоухина (распечатки текста у каждого ученика на столе).

«Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, все немало удивились этому. Что за причуда: в двадцатом веке – письма! Как будто нет телеграфа и телефона. Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.
Были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далёка», и «Письма русского путешественника». Только представьте себе: человек приехал из России в Париж и написал два тома писем! Тогда как во времена современного перелёта из Москвы в Париж пассажир успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. Два слова вместо двух томов-вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века».

Учитель: наши соотечественники, жившие в прошлом веке или в начале нынешнего, умели и любили писать письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства. В жанре письма создавались в XIX веке художественные произведения: Ф.М.Достоевский  «Бедные люди», Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника» и другие. В XX веке И.Бабель в этом жанре пишет один из рассказов цикла «Конармия». Рассказ так и называется: «Письмо».

Учитель зачитывает начало рассказа для сопоставления с письмом Короткова М. Учащиеся отмечают сходство языковых средств и делают вывод, что писателю удалось передать колорит эпохи.

Ключевые слова в тексте В.Солоухина – «что за причуда: в двадцатом веке – письма!»

Учитель: в наш век телефонизации и компьютеризации письма реже и реже приходят в наши дома. Существует мнение, что 20 век нивелировал роль письма, что письмо–часть ушедшей эпохи. Можем мы согласиться с этим? Люди XXI века откажутся от письма? (Cвободный диалог)

Учитель: прикованная к инвалидному креслу героиня фильма «Приходите познакомиться» говорит: «Хорошо, что в окопах не было телефонов. Иначе, что бы мне осталось от него?»
Письмо – это память, история рода, семьи, это связь поколений, оно представляет уникальную возможность диалога, участниками которого могут стать представители нескольких поколений. М. Злочевская читает «Непрочтённое письмо», адресованное её прадедушке Короткову Григорию, сыну Короткова Михею – солдату Первой Мировой войны. Имя Г. Короткова занесено в списки на Мемориале славы в городе Барнауле.

«Здравствуй, дорогой прадедушка!
О многом хочется расспросить тебя, о многом рассказать. Просто хочется знать, каким был ты, каким были твои родители, твои дети, как Вы жили, чем занимались. Интересно, что бы ты сказал про наш город, про то, каким он стал, про то, какой стала наша Россия, которую ты так самоотверженно защищал. Хочется, чтобы ты знал, что  имена солдат (и твоё тоже), сражавшихся за свою Родину, не только не забыты, но и увековечены на Мемориале  славы в городе Барнауле и в других городах по всей стране. Все люди помнят о том славном подвиге в годы Великой Отечественной войны. Все Вы в наших сердцах. Я помню о тебе и думаю, что ты бы гордился мной, как я горжусь тобой, мой замечательный прадедушка.

Твоя правнучка – Маша.
1 мая 2006 г.

Учитель: письмо можно адресовать родителям, друзьям, существуют необычные, «не частые» письма, письма-послания, письма, обращённые в будущее: будущим детям, будущим внукам. В жизни нашего города был такой факт: в 1978 комсомольцы АГУ, первый выпуск, написали послание своим сверстникам в далёкий для них XXI век и заложили капсулу с письмом под камень, установленный недалеко от корпуса вуза. Спустя два десятилетия оно было вскрыто и прочитано на молодёжном форуме. Письмо стало событием в общественной жизни города. Это было действительно письмо в Будущее.  Приводятся образцы работ  учащихся. Познакомимся с сочинением Ю.Горловой, которое называется «Письмо в будущее. Письмо моим будущим детям»:

Жизнь коротка, но человек
Переживает её в детях

А.Франс

Дорогие мои, будущие дети!
Обращаюсь к Вам во множественном числе, так как надеюсь, что скучать в моей семье одному ребёнку не придётся, ведь семья–это большой круг разнообразных, но сплочённых людей. Место, где слышится вечный шум и спор, но при этом есть уют и согласие. Основной критерий такой семьи – это  взаимопонимание между поколениями: родителями и детьми, бабушками и внуками. Для этого и те, и другие должны понимать особенности каждой эпохи, своего времени.
Милые дети, в своём письме я хочу немного поведать вам о своём времени, начале двадцать первого века. Это эра компьютеризации всего и вся, время изобретения все более новых машин, облегчающих жизнь человека, время, все ожесточённо борются за власть и деньги, когда у большинства работа стоит на первом месте, а многие семейные ценности забыты. Надеюсь, что Ваше поколение всё изменит к лучшему. Сегодня во многих семьях сохраняется противостояние между поколениями, между родителями и детьми. Проблема в том, что многие взрослые забыли, что они тоже когда-то были маленькими и вытворяли шалости, но, повзрослев, они погрузились в работу и теперь своим детям не разрешают делать подобное, хотя  когда-то сами делали это с удовольствием.
В моё время можно встретить взрослого, который ведёт себя гордо и тщеславно по отношению к ребёнку. Да, они, взрослые, действительно выше и сильнее, но иногда по уму, умению жить и радоваться жизни, сочувствовать и любить, уступают этому маленькому человеку.
Я обращаюсь к Вам с просьбой не дать мне стать такой, помочь хоть ненадолго выйти из бешеного мира «гигантов» и погрузиться в маленький мир радости и счастья, где всегда добро побеждает зло. Надеюсь, я не буду запрещать Вам безобидные шалости, а если и буду, то после того, как Вы покажите мне это письмо. Написанное пока ещё детской рукой и детским разумом, я, возможно, пересмотрю свои взгляды на сложившуюся ситуацию.
Я обещаю заботиться о Вас так же, как заботятся обо мне мои родители. Обещаю поддерживать Вас во всём, так как именно опора на семью подчас может оказать колоссальную помощь. Обещаю познакомить Вас с нашим удивительным миром, раскрыть Вам его секреты. Обещаю обеспеченную жизнь, когда все Ваши малейшие желания будут исполняться, но на принципах взаимопонимания и  благодарности. Вам необходимо будет выполнять мои условия: слушаться и хорошо учиться, так как это гарантия успешного формирования Вашей личности.
Дорогие дети, я постараюсь создать настоящую семью, подобно моей, окружить Вас заботой и лаской и уделять Вам как можно больше времени. А главное, я обещаю воспитать Вас как Личность, наделённую нравственными качествами, Личность, достойную продолжать свой род. Ведь именно от меня зависит, какими станете вы, какими станут мои внуки, и какое воспитание они получат от Вас.

До свидания, мои будущие дети.

Ваша мама.
01.05.2006 г.

– Итак, при помощи письма можно обратиться в Прошлое, Настоящее, Будущее. Каждое письмо будет иметь следующие структурные элементы:

– обращение (имя адресата + эпитет)
– содержательная часть (вести о себе, вопросы к адресату)
– заключительная часть (пожелания и прощание, этикетные формулы: до скорого… желаю… жду ответа…)
– указание на автора письма, число.

Вывод по уроку: письмо – это часть нашей Истории, часть нас самих, часть общечеловеческой культуры. Это значимое явление в жизни отдельного человека и общества в целом. Это наша Память. Никакие технические средства не смогут заменить письмо. В 2005 году была  объявлена  Всероссийская акция «Колокола памяти». Планируется по сохранившимся письменным материалам времён Великой Отечественной войны (и по письмам) восстановить некоторые страницы тех лет.
Слайд: русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества. Которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…

Учитель: Этими словами нашего земляка В. Шукшина завершаем урок.

Домашнее задание:  Скоро 9 Мая – День Победы, и уже не солдаты пишут кому-то, а ветераны ждут ваших писем. Напишите Ветерану (неизвестному солдату или ветерану, которого мы приглашали на 23 февраля к нам в класс).
Пусть это будет праздничная открытка или письмо в прошлое, письмо моей семье.