Сложение и вычитание алгебраических дробей путем разбора заданий на разные свойства мышления

Разделы: Математика, Информатика


План урока

Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) Временная реализация
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, напоминание основных правил техники безопасности в кабинете 5 минут
Цель: самостоятельность.

Вводная часть: Повторение алгоритма сложения алгебраических дробей.

5 минут
Цель: критичность.

Для систематизации основных знаний по сложению и вычитанию алгебраических дробей выполняется задание на поиск ошибок в решении.

6 минут
Цель: глубина.

Обучающимся предлагается провести самостоятельную работу по анализу суммы алгебраических дробей.

6 минуты
Цель: беглость.

На закрепление знаний обучающихся и их последующей проверки выполняется контрольное тестирование.

10 минут
Цель: оригинальность.

Завершение

работы представлено задачей на поиск нестандартного решения.

7 минут
Систематизация и анализ проделанной работы в форме диалога. Выводы. 6 минут

Цель урока:

  • Систематизация знаний по теме: “Сложение и вычитание алгебраических дробей”.
  • Систематизация знаний осуществляется путем разбора заданий на разные свойства мышления, таким образом, формируется положительная “Я”-концепция.
  • Закрепление вычислительных навыков.
  • Развивать интерес к самопознанию, воспитывать позитивное отношение к изучению материала.

Свойства мышления:

  • Беглость - количество решённых заданий за определённый отрезок времени.
  • Глубина - тщательность, разнообразность решения (умение выявить неявные взаимосвязи).
  • Оригинальность - способность придумывать маловероятные, нестандартные решения.
  • Критичность - способность выявить достоинства и недостатки решения.
  • Самостоятельность - умение самостоятельно поставить задачу и найти пути к ней.

 Задачи урока:

  1. Повторение алгоритма.
  2. Выполнение заданий на разные свойства мышления.
  3. Итоговое тестирование.

Оборудование: проектор, компьютеры, тесты.

Ход урока

1. Организационный момент. Правила техники безопасности в компьютерном классе. Тема урока.

Тема урока записана на доске.

2. Вводная часть. Свойство мышления - самостоятельность.

Ранее нами изучен алгоритм сложения алгебраических дробей. Попытаемся вспомнить этапы этого алгоритма.

1 Упростить, если возможно, полученную дробь.
2 Сложить полученные числители дробей, а знаменатель оставить прежним.
3 Домножить числитель и знаменатель дроби на ……….
4 Найти общий числитель алгебраических дробей.

Задание для обучающихся состоит в том, что нужно найти ошибки в алгоритме, вставить пропущенные слова, расставить пункты алгоритма в правильном порядке.

3. Свойство мышления - критичность.

Используя алгоритм, выполнить задания самостоятельно. Затем проанализировать предложенные задания, найти и сформулировать ошибки в них.

Обучающимся предлагается решить в тетради задание.

На проекторе предлагается решённое неверно задание, в котором следует найти ошибки.

img4.gif (2468 bytes)

Затем предлагается правильно решённое задание.

4. Свойство мышления - глубина.

Задание на глубокое знание изучаемого материала.

Какую дробь нужно прибавить к дроби чтобы их сумма была равна:

1)

2) (данное задание решить у доски с помощью уравнения).

5. Свойство мышления - беглость.

Обучающимся предлагается пройти контрольное тестирование на сложение и вычитание алгебраических дробей, автоматически получить оценку.

Задания:

1. Найти общий знаменатель дробей;

2. Найти дополнительный множитель для одной дроби;

3. Найти дополнительный множитель для второй дроби;

4. Найти и преобразовать числитель суммы дробей;

5. Сложить дроби.

6. Свойство мышления - оригинальность.

Сравнить две обыкновенные дроби:

2006 
2007
и 2007
2008

Обучающимся предлагается записать идеи этого задания в тетради, путём сравнения выявить самую оригинальную (такую, которая есть только у одного).

7. Выводы.

Итог урока:

В ходе урока представлены разные типы задач, проведено их исследование и разбор, каждый из обучающихся сумел проявить себя в одном или нескольких решениях, исходя из преобладания того или иного свойства мышления. Рекомендуется изучить преобладание свойств мышления у обучающихся (используя специальные методики) и включать разные виды заданий в зависимости от доминирования тех или иных свойств мышления.