Как организовать реальное общение на уроке иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Работаю в небольшой сельской школе, где очень сложно убедить мальчишек и девчонок, что знания английского им пригодятся в будущем. Поэтому очень много времени приходится уделять мотивации к изучению моего любимого предмета. В этом мне помогают ролевые игры, видеоуроки, работа над проектами, создание портфеля ученика, использование информационных технологий. А еще – участие в различных конкурсах. Благодаря одному из таких конкурсов о Великобритании, проводимому “Учительской газетой”, мне с тремя ученицами удалось побывать в стране изучаемого языка. Воспоминаний об этом путешествии нам хватит на всю оставшуюся жизнь!

Стараюсь так строить свои уроки, чтобы ребята реально общались, а не просто повторяли зазубренные тексты или фразы. Почти на каждом уроке применяю драматизирование, очень нравятся моим мальчишкам и девчонкам уроки интерактивного обучения. На мой взгляд, есть несколько условий, которые нужно обязательно принять во внимание при обучении ребят общению:

1) психологический климат на уроке

Я всегда считала и считаю, что учебный процесс – это двусторонний процесс – “учитель и ученик”. Есть такая английская пословица “можно привести лошадь к водоему, но заставить ее пить нельзя”. Это об образовании. Если учитель желает научить, а ученик желает научиться, то успех гарантирован. Самое главное, с первых уроков стараюсь убедить ребят, что знания английского им пригодятся в жизни, заинтересовать их своим предметом. Не умаляя сложности предмета, пытаюсь вселить в них уверенность, что выучить иностранный язык и общаться на нем под силу каждому, было бы желание и неукоснительное выполнение 3-х моих требований: а) внимание на уроке; б) систематическая работа (а не от случая к случаю); в) раскрепощенность при общении – можно говорить все, что ты думаешь, если даже твое мнение не совпадает с мнением всего класса и даже с мнением самого учителя. Атмосфера на уроке должна быть комфортной, доброжелательной, над ошибками друг друга ни в коем случае не смеемся, а исправляем корректно, не обижая говорящего. В противном случае, ребенок замкнется и ни о каком общении в дальнейшем не может быть и речи. Педагог на уроке – только партнер по общению, помощник, сотрудник, а не диктатор. Стиль общения с детьми – демократичный. Никакого авторитаризма не допустимо. Дети не раскроются перед педагогом диктатором.

2) обязательное заучивание разговорных клише

С первых же уроков знакомлю ребят со словами, словосочетаниями, репликами, фразами, которые необходимы для общения. Например, такие как: “По-моему”, “Я согласен”, “Я не согласен”, “Во-первых, во-вторых”, “Кроме того”, “Более того”, “С одной стороны”, “С другой стороны”, “Я имею другое мнение” .

В начале уроков, проводя речевую зарядку, пытаюсь научить ребят использовать эти реплики в речи, аргументировано, логично и убедительно. Использование этих фраз заставляет моих мальчишек и девчонок работать творчески, мыслить, строить личное высказывание на основе личного опыта, а не повторять бездумно зазубренные темы.

3) четкое знание грамматического строя языка

Огромное внимание уделяю изучению грамматики, обязательно на основе сравнительной типологии с родным русским языком. Помогаю учащимся разобраться в том, чем отличаются и чем похожи основные грамматические категории 2-х языков – русского и иностранного. Главная функция языка – возможность передавать и получать информацию. А для этого необходимо научиться описывать свои действия, расспрашивать о действиях других и отрицать какую-либо информацию. Чтобы научиться этому, необходимо знать, как строить утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения. Даю учащимся схемы построения утвердительного, отрицательного и вопросительных предложений. Обязательно знакомлю учащихся с 4-мя типами вопросов, которые можно поставить к каждому предложению. Сразу же изучаем главные вопросительные слова. Зная эти схемы, ребята с легкостью строят любые высказывания.

4) обязательное заучивание некоторых слов, словосочетаний или грамматических элементов

Хотелось бы вам этого или нет, но для выработки умения общаться на иностранном языке потребуется “зазубрить” некоторый материал. Например: III формы неправильных глаголов (хотя бы самых распространенных, которые более необходимы для понимания и передачи информации), существительные, образующие множественное число не по правилу, суффиксы степеней сравнения прилагательных, предлоги, местоимения.

5) как можно больше практики в общении

На уроках стараюсь создать как можно больше ситуаций, при которых ребятам очень хотелось бы высказаться. В этом мне помогают драматизирование, ролевые игры, проведение уроков проектного обучения и интерактивного обучения. Такие уроки, как праздник. Мои мальчишки и девчонки очень любят их. Каждый может раскрыть свои таланты и способности на подобных уроках. Исполняя какие-либо роли, ребята учатся вести себя в различных ситуациях, которые могут встретиться в жизни, учатся отстаивать свою точку зрения, убеждать, соглашаться, отказываться, делать комплименты, приглашать к какому-либо действию и т.п.

Меня, как учителя, больше всего радует, когда мои учащиеся свободно обмениваются мнениями по любому вопросу. Огромное внимание уделяю на уроках групповой работе, обучению в сотрудничестве. Что это дает моим ученикам и мне, как учителю иностранного языка?

Во-первых, повышает мотивацию учащихся (каждый учащийся чувствует свою ответственность перед “командой”, зная, что от его участия зависит результат работы всех).

Во-вторых, помогает привлечь больше внимания, сосредоточенность учащихся на уроке (а иначе нельзя, подведешь товарищей!)

В-третьих, позволяет увеличить количество времени для выполнения задания.

В-четвертых, более активное вовлечение учащихся в обучение.

В-пятых, работа в сотрудничестве учит реальному общению (нужно научиться высказаться, выслушать, убедить, согласиться, отказаться), а не просто зазубрить какой-то огромный текст на Ия, часто не понимая, даже о чем в нем идет речь.

Кроме того, и это может быть самое главное, обучение в сотрудничестве улучшает межличностные отношения учащихся.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, КОТОРЫЕ Я ПРИМЕНЯЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ

  1. При изучении темы “Здоровье” играем в “Визит к доктору”. Класс делится на группы по 4 человека. Каждый из них выбирает себе роль какого-либо врача – педиатра, ветеринара, хирурга. На специальном поле с помощью кубика и фишек продвигаемся по специальному маршруту, посещая всех врачей по-очереди. Во время игры каждый ребенок является и пациентом с разными проблемами, и каким-либо врачом. В этой игре учащиеся узнают, как рассказать о своей проблеме и понять советы врача, и дать совет, как преодолеть ту или иную болезнь.
  2. Изучая тему “Магазины и покупки”, посещаем продуктовый магазин, магазин одежды, магазин сувениров; учимся запрашивать информацию о размере, о цвете, качестве, стоимости товара, учимся просить совета и давать советы.
  3. Изучая тему “Путешествие”, отправляемся в “Агентство по путешествиям”, в кассы аэропорта и железнодорожного вокзала. При этом учимся покупать билет, запрашивать и давать информацию о рейсах самолетов и поездов, о погоде, традициях, таможенных правилах.
  4. При изучении темы Родная страна и страны изучаемого языка” играем в игру “Встречаем гостей из Великобритании”. Класс делится на две группы – “русские” и “англичане”. Ребята общаются, задавая друг другу вопросы разных типов: вопросы прямые, сравнительные и предположительные о России Великобритании, их столицах, достопримечательностях, географическом положении двух стран, о людях, их манерах, традициях и обычаях. Учатся запрашивать информацию, давать ответы, просить говорить медленнее, повторить сказанное, благодарить и встречать гостей.
  5. При изучении темы Идеальное общество благосостояния” играем в игру “Туристы и гиды”. Класс делится на две группы. “Туристы” представляют, что они ничего не знают или знают слишком мало о системе социального обслуживания в Великобритании или России, они готовят вопросы о системе социального обеспечения страны. “Гиды” должны представить, что их работа – информировать, как организована социальная работа в их стране. Им нужно собрать, как можно больше информации об этих службах. Во время игры ребята задают вопросы, дают информацию, соглашаются с какими-либо установками о системе здравоохранения, социальной безопасности, налогах, об основных принципах социальных служб, категориях граждан, нуждающихся в помощи, разных типах выплат и условиях, при которых эти выплаты можно получить.
  6. При изучении темы “Спорт” играем в “Оптимиста и пессимиста”. Оптимист пытается убедить пессимиста, что спорт приносит только пользу, пессимист же напротив видит только вред. При этом мы учимся убеждать, доказывать свою точку зрения.
  7. Изучая тему “Свободное время” представляем себя в различных ситуациях – приглашаем в театр, кино, на концерт или в музей, соглашаемся или отказываемся, выражаем свое предпочтение, восхищаемся или выражаем другие чувства по поводу увиденного или услышанного.
  8. Изучая тему “Научно-технический прогресс”, представляем себя в магазине бытовой техники, где желаем купить какой-либо современный бытовой прибор, но не знаем точного слова, обозначающего этот предмет, необходимо объяснить продавцу, что вы желаете купить, а “продавец” должен помочь “покупателю” выбрать наиболее подходящий предмет.
  9. При изучении темы Защита окружающей среды” играем в “Телемост”. Учащиеся делятся на две группы: “русские” и “британские школьники”, они обсуждают проблемы, которые их волнуют и объясняют причину почему, их друзья соглашаются с ними и объясняют причину, почему их также волнуют эти проблемы. Рассказывают о проблемах, которые есть в их родном городе, селе и советуют друг другу, что можно в этом случае сделать.
  10. По этой же теме проводим Международную экологическую конференцию”. Задаем вопросы иностранным друзьям об их отношении к экологическим проблемам и выражаем свое мнение о них. Одни считают, что земля разрушается деятельностью людей, другие считают, что деятельность людей делает землю лучшим местом для жизни.
  11. Изучая тему “Взаимоотношения”, рассказываем одноклассникам о своих друзьях и почему они являются нашими друзьями, высказываем свою точку зрения о друзьях и о дружбе. Также играем в игру “Выбираем президента класса”, выдвигаем свою кандидатуру и отстаиваем свое мнение.
  12. Тема Внешность” - просим, друг друга встретить вашего знакомого, которого он не знает, поэтому он задает вопросы о внешности, и описываем, как выглядит ваш знакомый.

Если в младших классах мы играем часто, то в старших классах многие учителя не делают этого. Но я убедилась в том, что старшие школьники также любят играть, как и малыши.

Хочу предложить план одного из моих уроков в 11 классе по теме “Справедливо ли общество всеобщего благоденствия?”

ПЛАН УРОКА

ТЕМА: “Что такое идеальное общество всеобщего благоденствия?”

ЦЕЛИ:

1) Развивающий аспект: развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия – к подбору речевых средств, адекватных цели, к импровизации, к планированию своего высказывания;

2) Воспитательный аспект: формирование гуманистического мировоззрения – способности к решению проблем, связанных с выражением милосердия, воспитание уважительного отношения к достоинству других людей;

3) Учебный аспект: развитие речевых умений на основе творческого использования усвоенного ранее материала в новых ситуациях общения.

ЗАДАЧА: контроль уровня сформированности речевых умений на основе лексического и грамматического материала предыдущих уроков.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, образцы проектов, карточки “туристы” и “гиды, схема “Государство социального обеспечения”.

Ход урока

1. Organizing Moment.

Teacher: Good morning! Sit down, please. Today we continue learning the theme “Is the System of Welfare Fair?” At the previous lessons we‘ve learned a lot of information about the social systems in Great Britain, Russia, and America, we’ve learned some facts about the advantages and disadvantages of these systems. At this lesson I’d like you to express your own opinions about Welfare State, and all together we’ll try to create a model of an Ideal Welfare State. So the theme of our lesson is “What is an Ideal Welfare State?” At this lesson we are preparing a project “An Ideal Welfare State”.

2. Phonetic Drills.

Teacher: First of all let’s repeat the words we’ll need for the lesson.

(There are the words on the blackboard)

a) Give English equivalents:

безработные; пенсионеры; вдовствующие; инвалиды; больные; пособие по безработице; пособие по уходу за ребенком; детское пособие; транспортные льготы.

b) Give Russian equivalents:

benefit, available, are provided with, is entitled to, income, allowance, despite/ in spite of although/ though, while/ whereas, because of

3. Warming up.

Nowadays you can often watch on TV, listen to on the radio, read in the newspapers and even listen to in the streets, shops, may be in your own families too about one more important privilege that is provided for Russian citizens by our Government. Have you heard about it? Let’s talk about it. Answer my questions, please.

  1. What kind of privilege is it?
  2. For what categories of people is it available?
  3. Does it concern members of your family?
  4. Who are these members?
  5. Is it better to get money or privileges? Why do you think so? What do your grandparents think say about it?

4. Practice in Dialogical Speech.

Role game “Tourists and Guides”

Teacher: Now let’s work in pairs. Let’s play a game “Tourists and Guides”. You see cards on your desks and you may choose for yourselves if you be a “tourist” or a “guide”. The task for “tourists” is to ask as many questions as they can. Task for “guides” to give as much information as you can. Besides you can choose cards of different colors. Red as usual- mark “5”, but it’s the most difficult task – ask and answer questions using AB and SB. Green cards – a little bit easier there are some questions, you should answer them and add your own questions. It’s mark “4”. Yellow cards are the easiest. You should match questions and answers in your cards. But it is only “3”. Choose for yourselves and do the task. Are you ready? (Pupils work in pairs) Now “tourists” these places are for you, and “guides “these ones- for you. Take your seats, please. “Guides” start talking, please.

5. Work at the Project

Now you are very good specialists in the area of social systems. You may create your own Social Welfare State. It will be an Ideal Welfare State.

Unite in groups of 4 or 5 persons. Define the aim of your group, give a name to your group, in accordance with its major aim. Appoint any member of your groups as chair person. Think of all necessary aspects of your programme according to the plan in your Student’s book, page 168, task 2). Try to express your opinions everybody and then sum up the best for your project. Prepare the slogans, posters of your state. These schemes will help you. You may take away any 3 points from this scheme.

6. Discussing of the project. (Pupils work in groups).

7. The Results of the Lesson.

It was very pleasant for me to work with you. And what about you? How did you feel yourself at the lesson? Was it comfortable or were you afraid, was it easy for you or very difficult?

You can see a picture of a poultry farm on your desks. Imagine that our classroom was a poultry farm, please. Well, most of you feel yourself comfortable and work hard. I’m very glad.

8. Homework. Your homework is to prepare the presentation of your project, be ready to answer the questions of other groups. Marks: Your marks for the lesson are…… It was very pleasant to work with you. Thank you. The lesson is over. Good buy!