Урок технологии по теме "Обед в походных условиях", 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


Цели урока:

  1. Познакомить с этапами подготовки к туристическому походу с учетом решения экологических задач.
  2. Научить приготовлению обеда в походных условиях.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, рациональному использованию продуктов, самосохранению собственной жизни и здоровья в походе.

Оборудование:

  • Транспарант “Обед в походных условиях”, “Новые слова”.
  • Коллекция “Дикорастущие растения и блюда из них”.
  • Фотографии туристических походов, иллюстрации типов костров (Рисунок 1), растений, ягод, грибов.
  • Доклады: “Состав суточного рациона туриста”, “Хранение, транспортировка и учет продуктов в походе”, “Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи в походе. Костровые приспособления”, “Питание группы в экстремальных условиях”.
  • Рюкзак с продуктами для похода.
  • Таблица “Типовое меню”.
  • Технологическая карта “Правила безопасности при варке пищи на костре”, “Кулеш “Походный””.
  • Тетради с походными рецептами первых, вторых блюд, напитков, мучных изделий (Рисунок 2).
  • Кухонный инвентарь, посуда.

Межпредметные связи.

  1. “ОБЖ”, 6 класс.
  2. “Биология”, 6-7 классы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение технико-технологических сведений.

1) Сообщение темы урока:

“Обед в походных условиях”.

2) Учитель:

Для сохранения здоровья, “отдыха от города”, получения “мышечной радости” человек идет на природу. Тяжелый рюкзак — не лучший спутник в походе. Облегчить его — дело не простое. Но этому надо и можно научиться. Какие виды походов вы знаете?

(поход выходного дня, многодневные категорийные путешествия).

Одно-двух дневные походы – это отдых, это праздник. Поэтому здесь все должно быть праздничным: и настроение, и питание. Рацион свой туристы стараются сделать праздничным.

3) Сценка “Подготовка к походу”.

Посмотрим, что взяли с собой в поход наши туристы?

Ученик вынимает из рюкзака снаряжение:

Отправляемся в поход.
Кто и что с собой возьмет?
Сваренные вкрутую яйца,
Бутерброды с колбасой,
Небольшой кусочек сыра
И бутылочку с водой.
Колбасу, кусочки хлеба,
Мы пожарим над костром.
Вот и праздничные блюда.
Угощайтесь всем столом.

Учитель:

- Такой “разнообразный” обед настроение не поднимет. Поэтому разрабатывать меню нужно не только для многодневных походов, но и для походов выходного дня. Для этого выбираем завхоза, который разработает меню и распределит подготовку блюд среди участников похода. Завхозом у нас будет бригадир, а все остальные – участники похода. Будем “облегчать” ваши рюкзаки, но не скорейшим съедением продуктов, а правильной их подготовкой. Ведь в многодневный поход всякие разносолы с собой не возьмешь: ни мешок картошки, ни кочан капусты, а уж свежий хлеб тем более.

4) Состав суточного рациона туриста.

Учитель:

- Походный режим питания – это трехразовое горячее и один сухой паек на большом привале. Хотя может быть по-другому, но об этом чуть позже. Составляя суточный рацион, нужно помнить, что чем разнообразнее продукты и сами блюда, тем больше организм туриста получает необходимых питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов. Как мы называем такое питание?

(рациональное, сбалансированное)

Мы готовились к данному уроку, у нас есть доклады на некоторые темы. Расскажите, что необходимо брать с собой в поход, чтобы питание было рациональным.

Доклад – сообщение ученика:

Белки получают с мясной пищей. Это могут быть мясные консервы, сублимированное мясо (это способ сушки), бульонные мясные кубики, копченое мясо, сырокопченая колбаса, которая долго не портится. Пищу, богатую белками, дают в первой половине дня, так как она способствует выработке энергии, а если употреблять ее за ужином, то это будет препятствовать наступлению сна.

Жиры получают со сливочным маслом, растительным маслом, салом, сухариками. Вместо растительного масла можно применять халву. Использовать смесь орехов с изюмом, курагой.

От 15 до 25 % от калорийности рациона должны составлять крупы.

В походе используют пищевые концентраты, суповые наборы, готовые каши, блюда быстрого приготовления: картофельное пюре.

Большая часть продуктов берется в сушеном виде.

Учитель:

А какие продукты можно взять с собой в сушеном виде?

(картофель, капуста, лук, морковь, перец, томатная паста, фрукты)

Сейчас в магазинах можно приобрести сушеные овощи и фрукты и не обременять себя этим занятием. Но лучше делать это самим, так как вы будете знать, что вы насушили и что ваши продукты не подвергались дополнительной обработке, которая может быть вредна для организма. Это использование красителей и консервантов.

А с какими продуктами в походе мы получим витамин Д?

(это витамин солнца, надо больше времени проводить на воздухе)

5) Хранение, транспортировка и учет продуктов.

Учитель:

С продуктами определились, а ведь самое главное – это правильно организовать хранение продуктов. Как это сделать?

Доклад – сообщение ученика:

Если в поход мы берем сухари, крупы, макаронные изделия, сухое молоко, вяленую рыбу, чай, муку, то эти продукты долго не портятся. Главное, нужно продукты расфасовать, разложить по полиэтиленовым пакетам с учетом одноразового использования. А чтобы целлофан не рвался, каждую такую норму заворачиваем в мешок из легкой ткани. На мешочках можно сделать надписи.

Растительное масло, томатный соус хранят в небольших пластиковых бутылках.

А если мы используем консервы, то их лучше использовать сразу, чтобы затем не отравиться. И обязательно перед употреблением посмотреть срок годности на крышке.

6) “Типовое меню” - работа с таблицей.

Учитель:

Кто при подготовке похода заблаговременно составляет меню?

(завхоз)

Закупка продуктов проводится по запланированному ассортименту и в требуемых количествах. Предусмотренное таким меню количество дней составляет цикл питания, который может повторяться несколько раз. У вас на столах лежит “Типовое меню”, которое рассчитано на 3 этапа сложности. В меню входит завтрак, ужин и питание на привале и в движении. На каждом этапе своя норма калорийности питания. Как вы думаете, с чем это связано?

Типовое меню.

Повторяемость блюд на каждом этапе — трое суток. По мере усложнения маршрута при переходе от одного этапа к другому увеличивается и калорийность питания.

1-й этап. Общая калорийность питания в день 2700— 3 000 ккал.

Завтрак (1000—1100 ккал)

Каша гречневая с маслом и сахаром. Компот. Сухари и галеты.

Питание на привалах и в движении (700 ккал), г

Сыр 25. Колбаса, корейка 25. Консервы рыбные 25. Сухари 40.

Сахар, конфеты 50. Глюкоза 10. Напитки сладкие.

Ужин (1000—1100 ккал)

Вермишель с мясом. Кисель. Сухари и печенье.

2-й этап. Общая калорийность питания в день 3400— 4 000 ккал.

Завтрак (1100—1500 ккал)

Картофельное пюре на молоке с мясом и маслом. Чай с сахаром. Сухари и печенье.

Питание на привалах и в движении (до 1200 ккал), г.

Колбаса, корейка 25. Паштет мясной 20. Вобла вяленая 10. Сыр 25.

Халва 25. Сухари 40. Сахар, конфеты 80. Глюкоза 20. Напитки сладкие.

Ужин (1100—1300 ккал)

Толокно с маслом на молоке. Кисель. Сухари и галеты.

3-й этап. Общая калорийность питания в день 4500— 6500 ккал.

Завтрак (1500—1800 ккал)

Суп мясной с макаронами. Мясо свиное сублимированное жареное с картофельным пюре и томатным соусом. Кисель. Сухари и сушки.

Питание на привалах и в движении (1700—3000 ккал), г

Колбаса и копчености 25—50. Паштет печеночный 25—50. Печень трески, шпроты 25—50. Сыр 25 - 50. Масло шоколадное 30. Халва 40—60. Орехи грецкие с изюмом 50. Сахар, конфеты 60. Глюкоза 50. Сухари 50—100. Напитки сладкие.

Ужин (1 300—1700 ккал)

Кильки. Толокно на молоке с маслом и сахаром. Мясо консервированное, жареное с луком. Кисель холодный. Чай с сахаром и повидлом. Сухари и галеты.

С увеличением сложности маршрута, увеличивается калорийность блюд. Чтобы вы добавили или изменили в меню каждого из этапов?

А завхоз, составляя меню, должен учитывать вкусы членов похода?

7) Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи, костровые приспособления.

Учитель:

В походе блюда могут готовиться на костре, примусе, в земляной духовке. Как необходимо разводить костер?

Доклад – сообщение ученика:

Костер должен располагаться не ближе 8-10 метров от палатки. При разведении костра в хвойном лесу не следует разводить большой костер, так как искры могут привести к самому опасному верховому пожару. И не разводить костер близко к деревьям и кустарникам, на участках с сухой травой, на вырубках. С костровой площадки надо снять дерн, вокруг убрать сухую листву, хвою. Лучше использовать старое кострище.

Уходя с места привала, костер заливают водой, кострище закрывают дерном. Такое бережное отношение к природе позволит в течение многих лет использовать одни и те же красивые места.

Сначала используют костер типа “шалашик” для быстрого получения необходимой величины пламени. Как только такой костер хорошо разгорится, добавляют крупно поколотые дрова – это тип “колодец”.

Для приготовления блинов, оладьев, шашлыка, для жарения на углях применяется такой тип очага, как “канава” длиной около 1 метра и глубиной 15-20 см.

Рисунок 1.

8) Правила безопасности при варке пищи на костре.

Прочитаем правила безопасности при варке пищи на костре. (Правила лежат на столах)

Меры безопасности при варке пищи на костре.

  1. Ведра и котелки, висящие над огнем, передвигать или снимать, только предварительно надев рукавицу.
  2. Нельзя работать у костра без одежды, защищающей тело от ожогов.
  3. Нельзя ставить посуду с горячей едой на землю рядом с людьми. Ничего не подозревающие туристы могут случайно задеть ведро и обварить ногу. Ведра с приготовленной пищей должны либо висеть ближе к стойке (не над огнем), либо стоять на земле у самой стойки, “на виду”, либо размещаться на специально установленной перекладине на видном месте.
  4. Необходимо постоянно следить за костром.

Какая посуда используется в походе?

(котелки, ведра с крышкой, 2-3 фанерки: для нарезки продуктов, в качестве подставки, кухонные ножи, миски, ложки, половник)

А если вы забыли половник?

(консервную банку прикрепляют к деревянной ручке)

Учитель:

Отправляясь в поход, не забывайте, что мы можем отрицательно воздействовать на природу: вытаптывать почву, уничтожать растительность, животных, насекомых. Полиэтиленовая тара, консервные банки, бутылки и другие отходы засоряют опушки лесов, поляны, берега рек и водоемов. Оставленный костер нередко становится причиной пожара. Помните, что это мы в гостях у природы, а природа любит порядок.

9) Питание группы в экстремальных условиях.

Учитель:

В походе может быть чрезвычайное происшествие, болезнь одного из участников, неблагополучные обстоятельства. Как долго группа может находиться без продуктов?

Доклад – сообщение ученика:

Голод мучителен первые 3-5 дней, организм перестраивается на питание собственными запасами. Главное – это полная уверенность в благополучном окончании похода.

Пищу можно добыть охотой, рыбалкой, отыскать съедобные орехи, ягоды, грибы, растения. Нельзя употреблять неизвестные ягоды и грибы.

У растений можно есть корни, луковицы, стебли, листья, почки. Но не путать съедобные растения с ядовитыми. Никогда не употреблять растения, выделяющие млечный сок или растения с неприятным запахом.

Учитель:

У нас собрана коллекция растений с рецептами блюд из них. На уроках ОБЖ вы тоже знакомились с такими блюдами.

10) Способы обеззараживания воды.

Учитель:

В поход большое количество воды не возьмешь, поэтому возможно питье из неизвестных источников: реки, озера. Такую воду необходимо очищать. Какие способы очистки воды вы помните?

(кипячение – после трех минут кипячения микробы начинают погибать, а через 10 минут – вода очищена от микроорганизмов;

  • фильтр из консервной банки – в дне банки пробить много дырочек, на дно положить камушки, потом угли, сверху засыпать чистым песком;
  • фильтровать через несколько слоев марли;
  • добавить в воду марганцовку до получения светло-розового цвета или раствор йода.)

Мы вами подготовили много рецептов первых, вторых блюд, напитков, даже мучных изделий в походе. Вы можете приготовить салаты из дикорастущих трав, эти же травы использовать для первых и вторых блюд, для заваривания чая. Расскажите о самых интересных блюдах?

Рисунок 2.

11) Работа с рецептом приготовления кулеша.

Сегодня мы с вами познакомимся с блюдом полужидким – это кулеш. Откуда произошло это слово? В южных областях слово кулеш обозначало: кашица, размазенька, саламатка, завара разного рода. В Рязанской губернии так называли жидкую размазню, похлебку с солониной из горохового толокна с салом. В Псковской губернии кулеш, куленя - это толстяк. По густоте кулеш занимает промежуточное место между супами и вторыми блюдами. Туристы чаще называют это блюдо “суп-каша”. Оно заменяет обед из двух блюд, экономит топливо и время.

Прочитаем рецепт и разберем последовательность приготовления кулеша.

Кулеш "Походный".

Продукты: макаронные изделия 0,6 кг, морковь сушеная 5 ст.л., лук сушеный 2 ст. л., сухая томатная паста 10 г, тушенка 100 г, соль 1 ст. л., перец красный по вкусу, зелень сушеная 2 ст. л., лавровый лист 3 шт.

Рецепт.

В 7 литров кипящей воды всыпают макаронные изделия и варят 20-25 минут. Затем добавляют смесь и оставляют котел на слабом огне еще 10 минут. В готовое блюдо кладут сливочное масло по 0,5 ст. л. на порцию. Вместо макаронных изделий можно использовать пшенную, гречневую или рисовую крупу. Если по каким-либо причинам был пропущен обед, то для кулеша может быть использован любой суп и половина крупы, приготовленной для вечерней каши.

12) Правила безопасности труда при работе с ножами, с электроплитой, с горячей жидкостью.

III. Практическая работа.

  1. Приготовление кулеша.
  2. Заваривание травяных чаев.
  3. Дегустация приготовленных блюд.

Итог урока. Анализ работы учащихся и допущенных отклонений.