Развитие творческих способностей учащихся среднего звена: из опыта работы

Разделы: Русский язык


Уважаемые коллеги! В своей статье я описываю ряд методов и приёмов развития творческих способностей, которые применяю на своих уроках русского языка. Актуальность данной проблемы очевидна. Основные задачи педагогической деятельности, особенно гуманитарного профиля, - совершенствование устной и письменной форм речи, коммуникативных умений и навыков; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы для самовыражения. Я не открываю Америку, а просто

обобщаю собственный опыт пяти лет, анализируя методы и приёмы своей практики и полученные детские работы.

Создание детьми наглядного материала по учебным темам:

- карточки, например, по теме “Правописание ЦЫ и ЦИ”;

- иллюстрации к художественным произведениям;

-рисунки – иллюстрации различных речевых ситуаций.

Творческие сочинения разных жанров:

- “Весточка в сказочный край”;

_ “Письмо деду Морозу";

-свой сценарий рассказа, сказки, повести и т. д;

- подпись под фотографией или описание фотографий (детских, животных, забавных происшествий и т.д.);

- проблемное сочинение: написать сочинение с целью не просто раскрыть тему, но и поразмышлять по поводу тех или иных жизненных перипетий, противоречий современной действительности.

Рассмотрим каждый из способов подробнее.

Создание детьми наглядного материала по учебным темам.

Особенно важно при изучении новой темы, чтобы ученик не просто осознал научный материал, но и сумел его творчески осмыслить, изложить, в частности в иллюстрациях. В данном случае я попросила нарисовать “ Правописание ЦЫ и ЦИ” по русскому языку. Словом учителя для создания положительной мотивации было: “Кто желает попробовать себя в роли художника –иллюстратора?! На этот раз у нас с вами необычная задача: так непросто изобразить “правило” в рисунках! Кто справится, тот получит отличную отметку. И в случае удачной, плодотворной работы мы признаем в данном ученике художника – иллюстратора, оставим за ним право помогать в дальнейшем в планировании хода урока самому учителю. В награду за свой труд этот человек будет высоко оценен и освобождён на время своей “работы” от домашнего задания по предмету”.

Т.о., в результате ряда предложений пятиклассников, мы приняли решение создать карточки к изучению темы “Правописание ЦЫ и ЦИ” : нарисовать на них слова, в которых проявляет себя это правило.

Задания творческого уровня, на мой взгляд, ни в коем случае не должны носить обязательный или принудительный характер и всегда обязаны награждаться или поощряться.

Одним из важных “орудий” учителя является умелое создание положительной мотивации и чётко заданная цель, как скоро и каким образом будут нуждаться в применении “плоды” учеников.

Важно и сотрудничество. Не всегда следует отказываться от критических отзывов и замечаний на детские шедевры:

ученики привыкают к вынужденной лести, типа: “Как здорово! Всё замечательно!” И далее всё менее и менее охотно принимают решение что-либо создавать. Лучше честно, но тактично оценить, прорецензировать: “Мне очень понравилась твоя идея сделать именно так, но вот чуть-чуть бы аккуратнее…”, “Я довольна твоим рисунком, но не думаю, что тебя затруднило бы написать к нему своё слово…”, “Твоя инициатива очень радует, однако, сумеешь ли отстоять её и доделать то или то”…

Поверьте, дети нуждаются в борьбе за первенство, в падениях и взлётах, в создании некоторых сложностей на пути к успеху. И чем они старше, тем это более выражено.Часто задания они сами просят выполнять совместно с подругой или же другом, с одноклассником, с родителями и т. д. Объединяются в группы, соревнуются, ждут с нетерпением результата и поощрений, обмениваются друг с другом впечатлениями и опытом и т. д.

Целесообразно “попутно” использовать на данных уроках музыку, видео как фон или дополнение к тому или иному заданию.

Что касается иллюстраций к художественным произведениям, одного из излюбленных занятий учеников, то здесь у учителя масса возможностей получить не только интересные и красочные детские шедевры, но и проникнуть в эмоционально-оценочный мир ребёнка, созданный тем или иным художественным произведением.

С целью овладеть нормами поведения в той или иной речевой ситуации, на уроках риторики, а также русского языка в разделе “Развитие речи”, дети учатся применять разнообразные речевые формулы и средства коммуникации. Тема одного из уроков такого рода – “Вежливость в речевой ситуации” - была проиллюстрирована пятиклассниками подобным образом:

На этом уроке юные “художники” передавали друг другу нарядную, красивую куклу – царицу Вежливость, комментировали свой рисунок и объясняли новый материал по данной теме, дополняя предыдущего ответчика, излагая свою точку зрения. Так, при участии каждого ученика была достигнута общая цель урока: вспомнить о правилах вежливого общения в различных речевых ситуациях.

Творческие сочинения. Само слово “сочинение” дети уже с пятого класса воспринимают неохотно, как нечто трудоёмкое, обязательное, контрольное. На мой взгляд, следует разнообразить палитру сочинений различными жанрами, требующими от учеников неповторимого и индивидуального изложения, нового материала, чтобы успешно развивать их коммуникативные и речевые навыки, раскрывать дверцы своего “я”, проложить верную дорогу к самопознанию и как следствие – саморазвитию:

“Весточка в сказочный край”, - яркий пример подобных сочинений.

Грамотное и содержательное письмо – пытливый труд для пятиклассников. В современной действительности, как выяснилось, они редко пользуются эпистолярным жанром. Поэтому учителю необходимо изловчиться в создании положительной мотивации, чтобы без принуждения заинтриговать учеников: “Как часто мы пишем кому-нибудь простые письма?.. А знаете ли вы, что есть уголки на нашей планете, куда попросту не пролегает сеть сотовых телефонов и Интернета? Ну, скажем, страна Литературия, где живут герои произведений. Или страна Лукоморье, где обитают сказочные персонажи. Представляете, как тяжко им томиться, не ведая, что происходит в нашем тысячелетии! И как им, должно быть, приятно, если кто-то отзовётся да, к примеру, поздравит с Новым годом! Вспомним этих героев! Дети перечисляют: Леший, Водяной, Кикимора, баба Яга, Кощей Бессмертный, домовёнок Кузя. Давайте напишем им письмо, изобразим, как их представляем себе, попросим совершить для кого-нибудь доброе дело, а также поздравим их с Новым годом, заверив, что про них не забыли и ждём встречи с ними в сказках! Лучшие из писем, поверим, найдут своих адресатов, а также будут блестяще оценены! Как же правильно оформить письмо?”

Так, совместно с учениками, приходим к общим положениям о создании письма, закрепляем материал, на доске отображаем примерный план:

1. Этикетное приветствие.

2. Представление себя. Интересные сведения о себе или интригующие приключения, события: “Хочу вам поведать о себе…”, “А со мною вот что недавно произошло…”

3. Вас я представляю таким или такой…

4. Сообщение цели письменного общения: “Извините за беспокойство, не могли бы вы выполнить мою просьбу?..”

“Хотелось бы поздравить вас… и пожелать…”

6. Пожелания и слова благодарности: “В свою очередь, я…”

7. Вежливое прощальное слово.

Тональность письма возможна различная: юмористическая, сатирическая, ностальгическая и т. д. А вот оскорбления, нецензурные выражения и прочие “враги” этикета не допустимы!

Нужно добавить также, что “нельзя относиться к творимому несерьёзно, тем более, что адресаты наши слишком могущественны и непросты! Вы ответственны за каждое своё слово! Неважно при этом, верите ли вы в существование того, к кому обращаетесь, или считаете своего адресата лишь плодом воображения, некой игрой, фарсом. Помните, не всё проверяется и измеряется фактами, наукой и техникой. Будьте бдительны и откровенны, а также предельно тактичны и сдержанны, и – вперёд, бесстрашные адресанты сказочной силы!”

Т.о., ученики 5 – 6 классов с любопытством овладевают первичными нормами эпистолярного жанра. Вот одно из полученных мною писем:

И к нему прилагается рисунок от адресанта:

 

Как закрепление, попозже пятиклассникам предлагалось написать ещё одно письмо деду Морозу. Принцип построения урока незначительно отличался от предыдущего. Однако письма были реально отосланы в московскую резиденцию “настоящему” Морозу под Новый год. Верили юные адресанты или нет в его существование, но все они получили ответные открытки- поздравления от дедушки с Новым 2007 годом.

Не стану подробно рассуждать по поводу собственных сценариев, давно опробованному методу. Как правило, обучаемым нравится экспериментировать над созданием своих спектаклей, видеороликов и т.д. Педагогу не составит труда привлечь к этой работе всех желающих, и их творения непременно займут достойное место в школьном архиве. На вопрос учащихся: “Почему Герасим утопил Муму, а не ушёл вместе с нею в деревню?” - последовало моё предложение написать свой исход повести.

Надо признаться, ребята интересно и увлекательно “осчастливили” потенциальных читателей!

Заманчивое предложение для детей - интригующее описание их собственных фотографий. Нужно проявить творческую смекалку, чтобы отобрать из многочисленных снимков тот самый – самый, умело создать к нему содержательный текст и представить на суд одноклассников. Хорошо бы по нескольким фотографиям написать рассказ о себе, поучиться составлять резюме, очерки, путевые заметки, вести журналистские расследования и пр. “Любители похвастаться”, продемонстрировать что-либо, что потрясёт воображение, затронет чувства одноклассников и учителей, с удовольствием участвуют в этой работе. Может быть выбрана любая форма урока: круглый стол, стенгазета, реклама, дискуссия, публичное выступление, конкурс, фотосессия, презентация.

Проблемное сочинение – когда ребята вслед за автором размышляют над проблемами различного характера: взаимоотношения друг с другом, природные катаклизмы, жизненные коллизии и т. д. Так, в ходе изучения художественного произведения В. Г. Короленко “В дурном обществе”, пятиклассникам предлагается программное сочинение на тему “Путь Васи к добру и правде”. Оставляя тему неизменной, я предложила дополнительно поразмыслить о проблемах или ситуациях из жизни самих учеников, которые извечны, и часто разрешить их быстро и окончательно непросто. Единственно, что меняется, - время и условия их проявления. Анализируя данные сочинения, приходим к выводу, что “и мы, и наши современники не только в киносценариях, спектаклях, произведениях, но и в реальной жизни сталкиваются с теми же неурядицами, что и герои того или иного автора. Поэтому литература – источник вечных истин, она никогда не утратит своей энергетической и созидательной мощи. Воспитательные заслуги этого предмета неоценимы!”

Нами обсуждались следующие проблемы:

- мир бедняков, их отчуждённость от общества в современности;

- покалеченные судьбы беспризорных детей, а также ребят из неполноценных семей;

- проблема полуразрушенных, убогих городов;

- детская дружба

Форма, стиль, жанр сочинений – выбор самостоятельный.

Трудности: в пятом классе ребятишки в основном опираются на содержание текста, только лишь пересказывая его; не владеют речевыми нормами в достаточной степени для грамотного изложения проблемы; не в силах обработать устный материал таким образом, чтобы он в полном объёме отразился в письменном виде. “Оттолкнуться” лучше от реально произошедшего случая из жизни школьников. Например, “заметил нищего и задумался”, “познакомилась с детьми из неблагополучных семей и ужаснулась”, “по поводу грязи и мусора на городских улицах” и т.д. Зачастую ученики сами откликаются: “А я знаю девочку, она постоянно одна, мама её где-то пропадает…”; “наш город полон разрушенных и некрасивых строений. Вот мы гуляли …”; “ а у моей знакомой тоже умер ребёнок…”; “меня друзья не поддержали в споре” и т. п . Задача учителя при этом – проявить тактичность к той или иной точке зрения, помочь систематизировать весь “высказанный” материал, сохранить его бесценные крупицы и заинтересовать в письменном изложении и в последующем выступлении перед одноклассниками или коллективом учителей и родителей.

Подобного рода сочинения - хороший фундамент для дальнейшего роста и перспективы совершенствования коммуникативных и речевых навыков, субъективно-оценочного развития, самоанализа.

Т. о., сочинение уже приобретает иной характер, нежели нечто обязательное, стандартное. Самое главное, оно уже не столько для контроля со стороны учителя, не для “галочки”, а для “спасения”; оно содержит зерно истины каждого ученика, в котором нуждается общество как, возможно, в единственном и правильном разрешении той или иной проблемы.

Моя работа по развитию творческих способностей учащихся продолжается. И вам, коллеги, желаю богатого и ценного “урожая” в этом деле!