Тема урока: "Музыкальный пейзаж"

Разделы: Литература


Тема: “Музыкальный пейзаж”.

Сочинение по картине К.Ф.Юона “Августовский вечер. Последний луч”. (Интегрированный урок развития речи, ИЗО, музыки)

Цели и задачи: Подготовить учащихся к сочинению по впечатлениям на основе описания картины и прослушивания музыкального произведения;

·  сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;
·  углубить знания шестиклассников о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому.

Оборудование:

·  произведение П.И. Чайковского “Осенняя песня”;
·  репродукция картины художника К.Ф.Юона “Августовский вечер. Последний луч”.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Прослушивание музыкального произведения.

4. Обсуждение впечатлений, заполнение рубрик.

5. Знакомство с картиной:

·  беседа по картине;
·  сбор материала к сочинению.

6. Написание сочинений.

Ход урока

I.

У. Ребята, сегодня нам предстоит подготовиться к описанию пейзажа. Мы будем говорить об осеннем пейзаже в литературе, музыке, живописи.

II.

У. Я почти уверена, что многие из вас вкусили радость творчества и полюбили писать... да, да, именно писать свои тексты, а не переписывать чужие... Сегодня у нас с вами снова встреча с П.И. Чайковским. Мы уже не раз обращались к творчеству Петра Ильича. Его музыка ни разу не оставила нас равнодушными, я помню ваши сочинения и с уверенностью могу сказать, что каждая встреча с композитором делает вас духовно богаче, вы научились, может, и по-своему, но слышать Чайковского и понимать его. Я согласна с теми ребятами, которые писали, что музыка может вдохновить на подвиг, заставить размышлять, думать, страдать, что она может доставить не только наслаждение, но и истинное счастье.

III.

У. Давайте, чтобы настроиться на музыкальный лад, послушаем музыкальное произведение П.И. Чайковского “Осенняя песня” из альбома “Времена года” Во время звучания музыкального произведения один из учеников читает стихотворение Шуберта “К музыке”.

О, музыка! В час скорби и печали
Ты мне вручаешь боль сердечных мук,
Уносишь мысль в неведомые дали,
Когда услышу твой волшебный звук...
Когда услышу голос арфы нежный,
Я в упоеньи в облаках парю,
За этот дар, за этот мир безбрежный,
О, музыка, тебя благодарю!

У. Понравилось ли вам это произведение? Чем?
О чем вы думали в момент слушания?
Может быть, просто наслаждались?

Ответы детей.

У. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о человеке написавшем эту чудесную музыку. Один из учеников читает приготовленное сообщение: П.И. Чайковский, великий русский композитор, предпочел карьере юриста (его основное образование) сочинение музыки. Родился он в Воткинске, на Урале, в 1840 году, а создавал оперы (“Евгений Онегин”, “Пиковая дама”), музыку к балетам (“Спящая красавица”, “Лебединое озеро”) в Петербурге. Там же был написан цикл “Времена года”.

У. Кому он посвятил свои произведения? Нам. На доске отрывок из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк. Читаем.

Для меня есть величайшее благо знать, что есть на свете другая родственная душа, которая так чутко отзывается на мою музыку.

У. Станем ли мы теми “родственными”, “чуткими” душами, слушая “Осеннюю песню” из альбома “Времена года”?

Ответы детей.

У. У поэта есть красочные слова, у художника краски и кисти, а каков язык музыки?

Ответы детей

У. Обратите внимание на доску:

Язык музыки:

·  Темп (быстрый, медленный);
·  Лад (окраска, характер): мажорный (веселый, жизнерадостный), минорный (грустный, проникновенный).

У. От этих средств, выбранных композитором, зависит музыкальный образ. Сейчас мы послушаем музыку второй раз. Запишите кратко свои впечатления по рубрикам. Напомню, что пьеса называется “Осенняя песня”.

Характер музыки

Словарь (можно дать в слабом классе): грустная, печальная, светлая, прозрачная, негромкая, щемящая душу, раздумчивая, меланхоличная, напевная, приглушенная, сладостная, нежная, трепетная, тихая. Какие картины я вижу

Тропинка в лесу, тишина.

Сад с поникшими цветами, простившийся с летним солнцем.

Опустевшее поле.

Читающую на скамье в саду мечтательную девушку.

Вереницу журавлей, прощающихся с родными местами.

IV.

Обсуждение первых впечатлений, заполнение рубрик (кратко, как наметок) на доске по мере поступления детской информации

V.

У. Ребята, картины, которые вы нарисовали в своем воображении, прекрасны. Давайте теперь вновь обратим свое внимание на доску. Перед вами репродукция картины К.Ф.Юона “Августовский вечер. Последний луч”. Как вы думаете, созвучна ли она по настроению и характеру музыкальному произведению П.И.Чайковского? Почему?

Ответы детей

У. Какие чувства вызывает у вас эта картина? О чем эта картина? Какова ее тема?

О – прощание с летом

У. Да, ребята, эта картина о расставании с летом, с тем местом, где прошло это время года, то есть с домом. Художник, распределяя различные по яркости цвета и оттенки, светлые и теневые штрихи, то есть удел ив особое внимание светотени, а также колориту (соотношению красок в картине по тону, насыщенности цвета), сумел при помощи красок рассказать о том, как печально прощаться с уходящим летом. А теперь давайте более внимательно посмотрим на то место, которое изобразил художник, ведь с ним, как и с летом, тоже придется прощаться. Что изображено на картине К.Ф. Юона?

О. На картине художник изобразил часть террасы дома.

У. И это тоже усиливает грусть расставания слетом, ведь терраса – это именно “летнее открытое помещение в жилом доме в виде пристройки с крышей на столбах”. Зимой в этой части дома очень холодно, поэтому она используется только летом. На террасу всегда больше всего попадает тепла, солнца, именно поэтому, наверное, художник изобразил эту часть дома. Как вы думаете, было ли жаль тем людям, которые жили летом в этом доме, расстаться с ним. Почему?

О. Жителям дома не хотелось расставаться с этой террасой, потому что она – самая уютная комната в доме.

У. Вы сказали, что художник изображает не всю террасу, а какую-то часть, и от этого обстановка кажется еще более уютной, семейной. В чем же еще проявляется уют? Какие элементы на картине способствуют созданию уютной обстановки?

О. В центре мы видим большой круглый стол, накрытый бело-розовой скатертью. На столе художник изобразил огромный букет цветов, рядом на подносе стоит большой самовар стального цвета, отливающий на солнце, чуть дальше маленький заварной чайник и чашка с блюдцем. Напротив чашки мы видим горящие свечи, а по другую сторону от букета цветов лежит книга. Все эти предметы расположены близко друг к другу.

У. Вы правы, ребята, художник сумел подобрать такие предметы, которые способствуют созданию теплой семейной обстановке. Как вы думаете, что за люди жили в этом доме, какие люди прощаются с ним теперь?

О. Наверное, они добрые, гостеприимные, радушные, ведь на террасе очень уютная обстановка, а все окна раскрыты настежь.

У. А теперь соберем и запишем рабочие материалы, которые помогут вам написать сочинение.

·  Общий вид террасы: уютная, небольшая, светлая, освещенная, залитая солнцем, в лучах света, играющие лучики солнца, распахнутые окна, деревянные рамы, пол, стены, зелень сада, изумрудная зелень, роскошная зелень, дивный вид из окна.
·  Мебель: уютная, семейная обстановка, круглый стол, деревянные стулья.
·  Стол и его принадлежности: бело-розовая скатерть, огромный букет цветов, графин, белая фарфоровая чашка, маленький чайник, стальной поднос, настоящий русский самовар, горящие свечи, маленькие свечки, небольшая книга.
·  Букет цветов: огромный букет, малиновые, бледно-зеленые, ярко-желтые, цветы, как солнце, похожие на шары, летние снежинки, пушистые комочки, как будто улетят.

У. Рассматривая картину К.Ф.Юона “Августовский вечер. Последний луч”, нельзя не думать о поэзии, музыке. На доске я записала эпиграфом строку из стихотворения А.К.Толстого “Весело и горестно сердцу моему”. Послушаем се произведение (один из учеников читает стихотворение наизусть).

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин.
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему.
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью.
Не умею высказать, как тебя люблю...

У. Эпиграф задает одновременно две темы: осень и любовь.

VI.

Слушаем снова произведение П.И.Чайковского, музыку можно приглушить, чтобы дети писали под музыку.

На доске опорные начала предложений:

Музыка Чайковского не оставляет равнодушным...
Она наводит на размышления...
Вспоминается осенний пейзаж...
Светлая печаль...