Урок русского языка в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  • учить характеризовать текст по его признакам, обучать школьников правилам построения текста на примере классики,
  • развивать логическое мышление, речь, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: ксерокопии текста, словари иностранных слов.

I. Постановка цели урока.

На доске записана тема урока. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего занятия.

  • Нам надо проанализировать текст.
  • Будем определять тип речи, стиль речи.
  • Узнаем, какая тема, идея текста.
  • Что значит комплексный анализ? (Это анализ всего текста. Комплекс – это единство всех признаков).

Сравните ваши высказывания со словарной статьей в “Словаре иностранных слов”.

(Комплексный – представляющий собой комплекс чего-либо, охватывающий группу предметов, явлений, процессов. Комплекс – совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое).

Итак, мы будем учиться анализировать текст по совокупности признаков, которые его характеризуют. В результате мы сможем лучше разобраться в правилах построения текста, нам будет легче создавать свои тексты-сочинения, изложения.

В ходе урока предлагаю делать следящий конспект, который поможет потом выполнить подобную работу самостоятельно.

II. Работа по теме.

- Вспомним, что такое текст. (Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически).

- Какие признаки текста нам известны? (Наличие или возможность заглавия, тема, основная мысль, три части (начало, основная часть, концовка), смысловая и структурная связность, композиционная завершенность, стилистическое единство).

- По этим признакам мы и будем характеризовать текст.

2. - Его автор – Аркадий Петрович Гайдар. Что вам известно о нем?

(- Это детский писатель.

– Я читал произведение “Тимур и его команда”.

- Помним “Чук и Гек”, “Горячий камень”).

- Наш отрывок из рассказа “Голубая чашка”.

3. – Слушаем текст и готовимся к его анализу.

Чтение отрывка.

“Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту… раз – и по пояс в воду. Два – и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. А вот он и сухой берег.” (А. Гайдар “Голубая чашка”).

4. – Можно ли озаглавить этот отрывок?

(Да.

- Кружение по болоту.

- На болоте.

- Переправа).

- Кто может задать вопрос по следующему признаку текста? (Какова тема?)

- Верно. В каком из предложенных заглавий отображена тема?

(Во всех.)

- А какие заголовки более точны? (1, 3).

- Передайте любое из заглавий так, чтобы в нем была отражена и основная мысль.

(Трудная переправа).

- Тема и основная мысль отрывка раскрывается постепенно. Попробуем разделить текст на три части. Прочитайте начало. (Первое предложение или “Мы кружили.”)

- Выделите концовку. (А вот он и сухой берег.)

- Верно. Все остальное – основная часть.

Части миниатюры связаны по смыслу. Как это можно доказать?

(Все они раскрывают одну общую тему и основную мысль).

(Есть лексика на одну тему: болоту, хлюпким, грязь, в воде, плюхнулся, лужа, сухой;

кружили, поворачивали, перебирались).

- В тексте имеется грамматическая связь. Как связаны между собой предложения?

(Способ связи смешанный: имеется и цепная, и параллельная связь).

- Перечислите средства связи.

(В четвертом предложении повторяется слово из третьего – осина. Пятое предложение с шестым связывает существительное “в грязь”, наречие “туда”. В следующих предложениях повторяется частица “вот”, “вот и”).

- Обратите внимание на слова “по болоту” (в первом предложении) и “сухой берег” в последнем. Что о них можно сказать?

(Они противоположны друг другу).

- Правильное наблюдение. Последнее предложение напоминает нам о начале отрывка, и текст получает композиционную завершенность.

- Каков тип речи?

(Повествование: говорится о последовательных действиях).

- Определим стиль отрывка.

(Художественный).

- Попробуем это доказать.

(Текст взят из рассказа, он для тех, кто заинтересуется произведением).

(Гайдар рисует словами картину, изображает событие, передает состояние героев).

(Мы можем представить храбрых героев рассказа, с трудом выбирающихся из болота. Они не растерялись, придумали, как добраться до берега).

- Соответствует ли речевое оформление текста его задаче – нарисовать словами картину? За счет чего создается изобразительность речи?

(Метафор нет. Сравнений не видно. Эпитеты тоже не нашли.)

- Верно, в тексте нет слов в переносном значении. Известные вам тропы автором не используются. Гайдар применяет прием, который называется “образная речевая конкретизация”. Что значит “конкретно”?

(Точно.)

- Слово конкретизирует понятие, переводит его в образ. Птицы и грачи. Какое слово конкретнее?

(Грачи).

- Зерно и овес?

(Овес).

- Рассмотрим первое предложение текста. Какое слово в нем конкретизируется?

(Кружили).

- Как уточняется действие “кружили”?

(Поворачивали, перебирались, прыгали).

- А как конкретизируется действие “поворачивали”?

(С помощью обстоятельств места “направо”, “налево”).

- Да , при глаголах употреблены обстоятельства.

- Какие слова еще помогают создать картину (образ)?

(Хлюпкие жердочки, сухая осина, трухлявое бревно, гнилой пень).

- Попробуем сделать вывод. Как создается образность?

(Образность создается не только с помощью тропов, но и простыми средствами: прямыми значениями слов, конкретной лексикой).

- С помощью приема образной речевой конкретизации.

- Понаблюдаем за эмоционально-экспрессивной стороной речи. Вспомнить это понятие поможет “Словарь иностранных слов”.

(Эмоция …душевное волнение).

(Экспрессия… выразительность, сила проявления чувств, переживаний.)

- Назовите экспрессивную лексику.

(Плюхнулся, полетело в грязь бревно).

- Обратите внимание на экспрессивный синтаксис.

(Раз – и по пояс в воду).

- Это сложносочиненное предложение с союзом И. При этом действие не называется, а лишь обозначается с помощью простого предложения, выраженного числительным. Приведите еще пример такого предложения.

(Два – захрустела сухая осина).

- Как вы его понимаете?

(Герои повалили осину – потому и захрустела).

- Говорится о последовательных действиях, об их следствиях. О самом действии мы только догадываемся. Такое повествование обычно бывает лаконичным, броским, выразительным и используется только в таких стилях, которые допускают экспрессию. Назовите их.

(Художественный, разговорный, публицистический).

- Найдите экспрессивные предложения с частицей “вот”; “вот и”. Какое значение у этих частиц?

(Ожидаемого результата).

- В чем особенность данных предложений в тексте?

(В них нет глаголов).

- Подведем итог по признаку текста, над которым работали.

(Стиль отрывка художественный).

5. - Прочитаем текс еще раз.

6. - Сделаем вывод по теме урока. (Отрывок из рассказа А. Гайдара – текст, т.к. обладает всеми необходимыми признаками. Это и возможность придумать заглавие, идейно-тематическое единство, делимость, связность (смысловая и структурная), композиционная завершенность, стилистическое единство).

III. Домашнее задание на выбор.

  • Сделать комплексный анализ текста-миниатюры М.М. Пришвина.

“Молодой клен в хвойном лесу, кажется, это не дерево, а стая желтых птиц взлетела и остановилась в воздухе.

Чуть тронуть деревцо – и все птицы золотые разом полетят и сядут на тебя, золотые с длинными красными ножками” Анализируйте устно, можно записывать только ключевые слова, фразы.

  • Создать свой текст на любую тему (приблизительно такого же объема).

Необходимо выполнить условие: тип речи текста – повествование, стиль художественный, средство создания образности – прием речевой конкретизации.