Как разнообразить оценочную деятельность на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


На уроках иностранного языка (в данном случае – французского языка) можно использовать различные приёмы оценочной деятельности. Возможные варианты зависят от цели урока или от его конкретного этапа.

В зависимости от цели урока я использую следующие формы работы, которые помогают мне быстро и правильно оценить ответы учащихся:

1. На уроках-зачётах, целью которых является контроль лексических навыков говорения, на полу чертятся меловые ступени от 1 до 10 (Рисунок № 1). Вызываются 3 ученика, которые становятся на линию “старта”. Проводится 10 этапов. На каждом этапе ученикам по очереди даётся задание: перевести слова по пройденной теме с русского на французский язык или с французского на русский язык. Правильно ответивший ученик переходит на следующую ступень, неправильно – остаётся на месте. По окончании десяти этапов подводятся итоги: ученик, достигший ступеней №9, №10 получает 5, №7, №8 – оценку 4, ступеней №5, №6 – 3. Ученикам, не дошедшим до ступени №5, в конце урока даётся возможность повторить свой “путь” и сдать зачёт по словам более успешно.

Данный вид работы можно разнообразить, поделив “ступени” на три варианта: например, можно пройти от 1 до 5, но без единой ошибки, от 1 до 8, сделав одну ошибку, а от 1 до 10 можно сделать два неверных ответа (Рисунок № 2). Тогда ученики уже сами рассчитывают свои силы и выбирают нужную им дорожку. Или ещё один вариант: допустим, дорожка от 1 до 5 будет состоять из самых трудных слов, так как она самая короткая. Дорожка от 1 до 8 – слова потруднее, а от 1 до 10 – самые лёгкие слова, так как дорожка длиннее других. Снова - выбор за учениками.

Рисунок № 1. Рисунок № 2.
------------------------------------ 10 -------------------------------- 10
------------------------------------ 9 -------------------------------- 9
------------------------------------ 8 ------------------------- 8
------------------------------------ 7 ------------------------- 7
------------------------------------ 6 ------------------------- 6
------------------------------------ 5 --------------- 5
------------------------------------ 4 --------------- 4
------------------------------------ 3 --------------- 3
------------------------------------ 2 --------------- 2
------------------------------------ 1 --------------- 1

2. При обобщающих уроках и на уроках повторения пройденного материала в класс “приходит” гость – клоун “Бим – Бом”. Это настенная кукла с тремя кармашками (Фото № 1). В кармашках находятся вырезанные из цветного картона фигурки – оценки (например, кружки – 5, квадраты – 4, треугольники – 3). Можно разделить фигурки не по форме, а по цвету (например, все красные фигурки – 5, все зелёные – 4, а все синие – 3). Во время всего урока ученики набирают за свои ответы данные фигурки, а в конце урока подводятся итоги: можно, например, поставить ученику отметку, опираясь на то, каких фигурок он больше всего накопил за урок. Можно выставить отметку, сложив все баллы и разделив их на количество полученных фигурок, то есть выведя среднее арифметическое число.

Фото № 1.

3. На уроках по обучению чтению или на уроках формирования грамматических навыков я использую лесенку из слов или из грамматических форм (Рисунок № 3).

Лесенка чертится на доске или на плакате. Ученик, “поднимающийся” по лесенке, читает слова или составляет заданную грамматическую структуру по порядку от 1 до 10, не перешагивая и не пропуская очередного хода. Если ученик “добрался” до вершины лесенки (№ 9, № 10), то получает 5, если остановился на уровне № 7, № 8, то соответственно – 4, “застрявший” на № 5, № 6 – оценка 3.

Рисунок № 3.

Как вы поняли, именно данная лесенка направлена на проверку использования одного из правил чтения во французском языке (буквосочетания ch).

На различных этапах урока я использую следующие формы работы, позволяющие разнообразить виды оценочной деятельности:

1. При проверке письменного домашнего заданиявзаимооценка. Детям предлагается взять простой карандаш или ручку с зелёным стержнем (то, что вы разрешаете) и поменяться тетрадями друг с другом (по вариантам, или по рядам, или мальчик с девочкой и т. д. ). Каждый проверяет тетрадь одноклассника и ставит справедливую отметку, обведя её в кружок. Учитель, контролируя правильность поставленной оценки, может проследить и за уровнем знаний ученика, проверяющего тетрадь, и за уровнем знаний того, чья тетрадь была проверена.

2. При индивидуальной работесамооценка. Отвечая ли на вопросы, делая ли упражнения, записывая ли цифровой диктант, ребёнок по окончании работы получает правильные ответы (либо на доске, либо от учителя устно, либо на индивидуальной карточке). Дети сами сверяют свою работу с оригиналом, исправляют неточности и сами себя оценивают. Всё это делается зелёным стержнем или простым карандашом, а затем проверяется учителем.

3. При формировании каллиграфических навыков проводится конкурс “Papillon. Бабочка”. Дети, выполняя классную работу, изучают буквы французского алфавита, заучивают их произношение, их печатные формы, стараются правильно и красиво писать. Не всё получается сразу. Необходимо постараться. Те ученики, которые чисто и аккуратно, правильно пишут буквы, получают от бабочки, “летающей” по классу, цветочек (Фото № 2). Конкурс проводится во время всего цикла уроков, когда изучается алфавит. Цветочки наклеиваются детьми на внутреннюю сторону обложки у тетради, образуя целый букет. У кого такой букет окажется самым большим – тот победитель конкурса “Papillon”.

 

Фото № 2 .

4. Эти же цветочки я использую и при фронтальной работе. Когда идёт фронтальный опрос, ученики могут добавлять небольшую информацию к уже прозвучавшему ответу, или давать свой, может быть не совсем полный, но всё же правильный ответ. Тогда ученик получает поощрение – цветок. При активной работе за урок учащийся может накопить такое количество цветочков, которое необходимо для получения отметки (в 5 классе это, допустим, 5 цветков, в шестом – 6, в седьмом – 7 и т. д. ). А какому-то ребёнку может понадобиться чуть больше времени для сбора необходимого количества цветочков.

Тогда он их собирает за несколько уроков. В любом случае, эта форма работы активизирует деятельность всех учеников: и сильных, и слабых.

При обучении чтению детям приходится учить не только правило чтения какой-либо буквы или какого – либо буквосочетания, но и писать несколько строчек слов, где применяется это правило. Ученикам не очень нравится эта однообразная работа, поэтому они часто делают домашние задания наспех, с ошибками, не задумываются над написанными словами. Самое время объявить конкурс “Весёлая полянка”. За аккуратную, правильную работу вместе с пятёркой ребёнок получает “подарок” - очередную фигурку весёлой зверюшки (Фото № 3). Тогда учащиеся с нетерпением ждут очередного письменного домашнего задания, старательно выполняют его, чтобы собрать всю коллекцию “Весёлой полянки” (а это 14 фигурок !) на внутренней стороне обложки тетради и стать победителем данного конкурса.

Фото № 3.

Конечно, учителю надо трудиться, не покладая рук. Например, идею “Весёлой полянки” я взяла из детских обоев. Рисунки пришлось ксерокопировать, вырезать и отдельно наклеивать каждому ученику. Для изготовления фигурных оценок и цветочков тоже требуется немало времени. Но блеск в глазах детей и жажда знаний на уроках оправдывают все потраченные силы и средства.